Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторический аспект. (на примере ярославской губернии)




ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

(НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ)

Проблема вовлеченности женщин в российское образование имеет длительную историю. Изучение истории дореволюционного образования в Ярославском крае позволяет проследить основные вехи его истории от появления первых школ, в которых учились девочки в конце XVIII столетия, до 1917 года[593]. Анализ участия женщин в образовательном процессе после 1917 года характеризуется постоянным увеличением их численности, сложнее провести анализ периода с 1991 г. по н. в.: это связано с трансформацией российского образовательного пространства.

Первые свидетельства о женских школах относятся ко времени Древнерусского государства, когда сестра Владимира Мономаха Янка (Анна) основала женский монастырь в Киеве и школу при нем. В Ярославле история образования началась с духовного училища при мужском Спасском монастыре, созданном в начале XIII в.

Данные о специальном обучении девочек в Ярославле встречаются только в последней четверти XVIII в. Первый в стране Смольный институт в Санкт–Петербурге начал работу только в период правления Екатерины II (1764 г. ), и лишь в 1843 г. появилось училище для девиц духовного звания в Царском Селе[594].

Даже до появления специальных женских учебных заведений некоторые девочки могли получить начальное образование. К ним примыкали «своекоштные» ученики, проживавшие не в приюте, а в родительских домах. В 1788 г. в уездных училищах Ярославского наместничества числились 456 ученика, среди которых было 8 девочек (1, 8%)[595] – это первое упоминание о том, что образование в Ярославле перестало быть исключительной привилегией «мужскаго полу».

В начале XIX в. в Ярославской губернии появился первый вуз – «Ярославское высшее наук училище», позднее преобразованный в лицей. Демидовский лицей являлся главным учебным заведением не только для Ярославской, но и для соседних губерний, став не только учебным, но и научно–культурным центром региона; женщин в него не принимали.

Все первые специальные женские учебные заведения в Ярославле – пансион Тюреи (Тюрен) и Донкур, действовавший в 1803 г., в 1805 г. пансион К. Кюкюэля (Крюкюэля, Кюкюеля), пансион Доротеи Берте (Берье) с 1811 г. – были частными. Известно о недолгом существовании в Ярославле Института благородных девиц и Благородного женского пансиона Адель Матлен (основан в 1820 г. ). С 1850 г. им руководила О. А. Солюс, а с 1855 г. – Л. –М. Биго). Среди создателей учебных заведений довольно часто встречались французские фамилии.

Во второй половине XIX в. число частных пансионов в Ярославле сократилось, существующие изменили свой профиль, став подготовительной ступенью для среднего образования. Так, в 1877 г. в Ярославле открылся частный пансион Е. А. Рыкачевой; он готовил девочек для 1–го и 2–го классов женской гимназии.

Новым типом учебных заведений в регионе в первой половине XIX в. стали церковно–приходские школы, которые курировал Синод. По уставу 1804 г., в них могли обучаться дети «без разбору пола». Обучение включало Закон Божий, чтение, письмо, арифметику. В годы русско–турецкой войны в 1878 г. в Ярославле появилась начальная школа в приюте П. А. Соболевой для 11 девочек—сирот из Болгарии[596].

Первое женское учебное заведение в Ярославле, которое давало образование выше начального, являлось духовным. В 1846 г. вслед за училищем для девиц духовного звания в Царском Селе и по его образцу второе подобное училище открылось в городе Солигаличе Костромской губернии. В 1848 г. это училище было переведено из Солигалича в Ярославль. Первоначально в нем обучались всего 19 учениц на средства Св. Синода по инициативе великой княгини Ольги Николаевны. Срок обучения в училище составлял 6 лет. Воспитанницы изучали Закон Божий и церковное пение, чтение, письмо, арифметику, рисование, историю, географию.

По линии Министерства народного просвещения в 1861 г. в Ярославле открылась Мариинская женская гимназия, а в 1876 г. – Екатерининская гимназия со сроком обучения 8 лет и правом заниматься после окончания гимназии педагогической деятельностью. В конце 80–х гг. XIX века в Мариинской гимназии обучались 393 ученицы (в 1914 г. – 450), а в Екатерининской – 175 (к 1914 г. – соответственно, 400 учениц). Екатерининская гимназия, действовавшая в стенах Дома призрения ближнего, имела пансион для постоянно проживавших здесь воспитанниц.

В пореформенный период начальная школа в Ярославле дополнилась городскими и земскими учебными заведениями, куда принимали и мальчиков, и девочек. При земской больнице открылась школа сестер милосердия. Первые земские школы появились в сельской местности Ярославской губернии в 1866 г., а уже в следующем году их насчитывалось 34. Число учеников составило 1804 человека, в том числе 1580 мальчиков (87, 6%) и 224 девочек (12, 4%). В 70–е гг. XIX века земская школа росла особенно быстро. Несмотря на значительные успехи в деле женского образования в Ярославле, на рубеже XIX – ХХ вв. образование выше начального в Ярославской губернии имели только 1, 1% женщин.

Первая Всероссийская перепись населения показала, что грамотными в Ярославской губернии были более 50% мужчин и только 24% женщин. Однако обращает на себя внимание то, что наибольший процент грамотных женщин был в возрастной группе от 10 до 19 лет – 51, 3%, что практически не уступало уровню грамотности среди мужского населения по губернии в целом.

В начале ХХ в. новыми учебными заведениями в г. Ярославле стали частные школы П. Д. Антиповой, С. Г. Вахромеевой и О. Н. Корсунской, а также ремесленные классы г–жи Сорокиной. Частные учебные заведения стремились чем–то выделиться и предлагали своеобразную специализацию своим воспитанницам. В дополнение к начальному и среднему женскому образованию в Ярославле появился первый (и до 1918 г. единственный) детский сад «для обучения детей обоего пола» с 5 лет.

Таким образом, к началу первой мировой войны в учебных заведениях Ярославской губернии обучались 4, 5 тыс. лиц мужского пола и 5, 3 тыс. – женского (54%). То есть именно девочки и девушки стали преобладать в числе учащихся на данный период. В начале ХХ в. 64% преподавателей в земских школах были учительницы. Поэтому вполне правомерен вывод о том, что женское образование в Ярославле, возникнув значительно позднее мужского, отличалось более быстрыми темпами роста, как по числу средних учебных заведений, так и по количеству обучающихся в разных типах школ девочек и девушек.

М. Н. Паравина

Алатырь, Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, Алатырский филиал

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...