О. Д. Попова. (психологическое и эмоциональное состояние воспитанниц закрытых учебных заведений)
О. Д. Попова Рязань, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова МЕЧТЫ И ГРЕЗЫ ЕПАРХИАЛКИ… (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОСПИТАННИЦ ЗАКРЫТЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ) Для изучения особенностей исторической эпохи является важным изучение различных ментальных аспектов восприятия действительности: мечты, грезы, психологические установки. Данная проблема является актуальной, поскольку позволяет понять мотивы поведения личности в условиях различной исторической реальности, процесс формирования стереотипов поведения. Реформы второй половины XIX века не только способствовали вхождению женщин в активную общественную жизнь, но и их поставили в условие сложного психологического поиска и выбора. Во второй половине XIX – начале ХХ века стремительно менялись представления о том, что должна и чего не должна делать женщина, при этом сама женщина оказывалась в состоянии сложного психологического выбора. Особым психологическим складом отличались воспитанницы закрытых учебных заведений, к которым относились женские институты благородных девиц и женские епархиальные училища. Именно эти учебные заведения оказались на перекрестке консервативных и реформаторских тенденций рубежа XIX – начала ХХ века. Проблема оценки психологического состояния воспитанниц является одной из самых сложных, поскольку не имеет развернутой и четко фиксированной источниковедческой базы. Наиболее полно раскрывают психологическое состояние источники личного происхождения — мемуары и дневники. Однако для истории женского образования это довольно редкий вид источника. Полнее сохранились воспоминания воспитанниц женских институтов благородных девиц, часть из которых была опубликована в наши дни. Воспоминаний воспитанниц женских епархиальных училищ известно меньше. Из всего комплекса воспоминаний воспитанниц епархиальных училищ для понимания психологического состояния наибольший интерес представляют воспоминания воспитанницы Калужского епархиального училища М. С. Преображенской, Тобольского епархиального училища Х. Игнатовой, Рязанского женского епархиального училища Л. Худзинской[618].
В воспоминаниях Маши Преображенской и Харитины Игнатовой наиболее эмоционально переданы чувства связанные с окончанием учебного года и отъезд на каникулы. Так, оценивания свое психологическое состояние Харитина Игнатова, неоднократно отмечает, что училище для нее стало родным домом, она употребляет такие слова как «хорошее любимое дело, любимая книга, дорогие друзья»[619]. Однако одновременно она замечает, что тоска по родному дому не раз овладевала ею. Поэтому ожидание каникул передано с особым чувством восторга и радости. А вот в воспоминаниях тех воспитанниц, которых не отпускали домой на каникулы, мечты о доме, встречах с близкими родственниками практически отсутствуют. Е. Н. Водовозова, которая получила образование в Смольном институте благородных девиц, это объясняет следующим образом: «Воспитанниц не пускали к родным ни на лето, ни на праздники, и они мало–помалу забывали обо всем, что делалось вне их стен»[620]. Подобное же отчуждение отмечается и в воспоминаниях воспитанницы Ярославского училища девиц духовного звания Разумовской[621]. Мемуары Игнатовой свидетельствуют, что воспоминания о доме, о своей родной деревне были для воспитанниц источником творческого вдохновения[622]. Разумовская же в своих воспоминаниях пишет о том, что даже самое простое сочинение на тему «Весна» вызывало у девочек массу трудностей[623]. Е. Н. Водовозова так же отмечает, что из–за затворнического образа жизни к концу пребывания в Смольном институте совершенно утрачивали чувства любви к природе, и смолянки оставались равнодушными к красотам родных просторов[624].
Изоляция от внешнего мира, которая сочеталась процессом гормональной перестройки, приводила к тому, что чувство первой влюбленности и противоположный пол становились источником немалых душевных страданий. В большинстве закрытых учебных заведений на общение с молодыми людьми накладывалось строгое табу, даже общение с родственниками находилось под строгим контролем воспитательниц. Поэтому любые, даже самые мимолетные встречи с братьями или родственниками своих одноклассниц были источником грез и мечтаний. Заменой подлинным чувствам в закрытых учебных заведениях стал психологический феномен «обожание», который получил довольно подробное описание в мемуарах воспитанниц институтов благородных девиц и женских епархиальных училищ[625]. «Обожание» простиралось на старших воспитанниц, на учителей. В орбиту обожания попал даже К. Э. Циолковский, который преподавал в Калужском епархиальном училище физику[626]. Условия закрытого учебного заведения приводили к тому, что девочки, с одной стороны, так или иначе были обеспечены содержанием и питанием, а с другой стороны, находились под строгим нравственным контролем, им постоянно внушали нормы поведения, которые опирались на идеи «Домостроя» XVI века. В атмосфере стремительно развивающихся общественных отношений, женского образования и вхождения женщин в общественную жизнь мечты воспитанниц могли входить в противоречие с официальной доктриной православия и вызывать чувства смятения и неуверенности. Так, например, автора воспоминаний о Тобольском епархиальном училище Харитину Игнатову и ее подругу в чувство замешательства привела проповедь, произнесенная о. Иоанном Кронштадтским на день рожденья государыни императрицы Марии Федоровны – 14 ноября 1902 г., название которой говорило само за себя: «Горькая правда о современных девушках и женщинах. (Назначение и место женщины в мире и церкви)». Позиция любимого воспитанницами проповедника по женскому вопросу вызвала у девочек смущение, сомнение и не мало размышлений[627].
Желание заниматься общественной деятельностью могло войти в резкое противоречие с атмосферой учебного заведения и даже стать причиной весьма трагических поступков. Например, материалы ревизий в Екатериновславском женском епархиальном училище 1878 года свидетельствуют о трагическом случае в училище – попытке самоубийства двух воспитанниц[628]. Таким образом, на психологическое восприятие действительности воспитанниц закрытых учебных заведений оказывали влияние как возрастные особенности девушек, так и процесс реформ женского образования, активное вхождение женщин в общественную жизнь. Девушки во второй половине XIX – начале ХХ века находились в состоянии сложного психологического выбора. Переход от полностью закрытой системы образования к полузакрытой оказал значительное позитивное влияние. Встречи с родным домом и родственниками стали источником позитивных эмоций, поддерживали чувства любви к родным, становились источником творческого вдохновения. С другой стороны, стремительно меняющийся внешний мир настолько редко приоткрывался воспитанницам, что был для них страшным и неизведанным, становился источником не только душевных исканий и страданий, но и причиной весьма уродливых явлений и даже трагических поступков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|