Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И. В. Виниченко. Женское равноправие в контексте советской моды




И. В. Виниченко

Омск, Омский государственный институт сервиса

ЖЕНСКОЕ РАВНОПРАВИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВЕТСКОЙ МОДЫ

В настоящее время в обществе усиливается интерес к советской культуре. Прошли годы: выросло молодое поколение, знание которого о жизни в Советском Союзе базируется на воспоминаниях родителей и советских кинофильмах, а взрослая часть населения смотрит в наше недавнее прошлое с определённой ностальгией, сравнивая, что было и что есть. Сегодня, в постсоветское время, мы можем абстрагироваться от старого мировоззрения и рассмотреть советскую культуру, в первую очередь, «как способ жизни, как совокупность практик, как процесс создания ценностей, присущих данному обществу»[761].

Обращение к изучению повседневности как целостного социокультурного мира человека высвечивает разнообразные аспекты жизни людей, ее качественные характеристики, влияющие на их внутреннее состояние. Современная повседневность очень динамична, но в ней постоянно всплывают фрагменты прошлого. Особенно ярко это проявляется в моде.

Мода советского периода существенно повлияла на вкусы и предпочтения современных женщин. Рассматривая особенности моды, необходимо учитывать, что она – явление массовое, основывающееся на социально–информационных процессах, и поэтому «связана с такими социальными явлениями, как традиции, обычаи, с одной стороны, и общественным мнением и массовыми коммуникациями, с другой»[762]. Существуют мировые тенденции в моде, которые трансформируются в каждой отдельно взятой стране в зависимости от её общественной жизни. Естественно, говорить о моде в отрыве от политики невозможно.

В советской истории наиболее значимые изменения в костюме происходили в те годы, когда приоткрывался доступ к образцам мировой моды.

Период 1950–60–х годов известен своими политическими и экономическими реформами. В это время произошла и «легитимизация» моды в СССР. Коммерческое, потребительское по своей сути явление моды в тот период встраивалось в государственную просветительскую культурную политику. Руководством страны была инициирована работа по созданию особой советской моды. Именно в этот период идеологи советского государства продолжают «эксперимент» по построению «нового советского человека», и одна из основных ролей в нём отводилась женщинам. Конструировались необходимый способ мышления, чувствования и соответствующая модель поведения, которые составляли идеологическую основу мифа об эмансипации советской женщины.

Особенность 1960–х годов заключается в том, что рост занятых в народном хозяйстве происходил в этот период в основном за счёт женщин. Таким образом, домашнее хозяйство окончательно перестало быть для женщин единственным приложением их сил. Процесс включения женщин в состав рабочей силы внёс серьёзные изменения в экономическую, политическую и культурную жизнь советского общества. На основании социологических опросов в 1950–60–е годы Б. А. Грушин сделал вывод, что именно в это время начинает пользоваться огромной популярностью идея женского равноправия, которая поддерживалась не только женской частью опрошенных, но и мужчинами, особенно молодыми[763]. При равноправии в труде легко можно проследить различия и даже особые требования к внешнему виду и костюму советской женщины.

Жизнь советского государства после XX съезда КПСС характеризуется распространением образцов и ценностей западной культуры среди советских граждан. В средствах массовой информации возникает девиз «все во имя человека, все для блага человека», который озвучивает идею нового периода в социальной и культурной истории – периода новых ценностей и новых жизненных ориентиров. Политика открытости способствовала смягчению официального отношения к западной моде. Но, в противовес западным модным тенденциям, была сформулирована концепция советской моды, которая являлась способом регламентации внешности. Для советской моды не были характерны сенсационность и экстравагантность, зато ей были свойственны удобство, практичность, функциональность и гигиеничность. Одновременно в официальном дискурсе 1950–60–х годов выстраивалась концепция советского вкуса: сдержанная норма в манере одеваться. Эту тенденцию можно наблюдать в советских фильмах того периода, где одежда служит маркером, по которому судят, плохой это или хороший человек.

Наряду со скромностью советская идеология предписывала любителям моды обязательное обладание «чувством меры». Члены советского общества, которые на взгляд этого общества не обладали чувством меры, подвергались осуждению. Так, например, существовал своеобразный «запрет» на ношение женщинами брюк. Их разрешалось носить только на производстве и занятиях спортом. Ношение брюк женщинами в повседневной жизни долго подвергалось осуждению значительной частью общества. Даже 1970–е годы женщинам в брюках могли преградить вход в общественные учреждения[764].

В 1967 году в Москве состоялась Международная выставка моды, в которой приняли участие известные фирмы из 26 стран мира. Было множество восторженных статей в советской печати, но и в них присутствовало противопоставление «правильных» модных коллекций социалистических стран и стран Запада. Женские образы, созданные западными модельерами, не могли в полной мере соответствовать требованиям социалистической моды. «Короткие платья, которые носили только девочки, вдруг «произвели взрыв» на Западе. И идеалом женственности стала женщина—ребёнок. Насмешники говорят, что это мужчины, которые на работе имеют дело с начальником—женщиной, а дома подчинены власти жены, решили одеть женщину как ребёнка, чтобы таким образом приуменьшить её значение. Может быть, в этой шутке и есть доля правды! Потому что женщины одновременно с короткими платьицами стали носить брюки (даже с элегантным жакетом), галстуки (подчёркнуто мужские и иногда длиной… до талии! ), костюмы с жилетами, а–ля мужские…»[765].

Таким образом, мы можем заключить, что женщина в рассматриваемый период оставалась равноправной до тех пор, пока могла выполнять установки государства в обязательной занятости в общественном производстве наравне с мужчиной – это главное и необходимое условие достижения равенства с точки зрения марксистской идеологии. В других же аспектах повседневной жизни женщины, в частности, в области костюма, к ней предъявлялись требования, ограничивающие свободу её выбора.

Одновременно, на протяжении 1960–х годов на примере развития моды особенно заметны процессы снижения идеологической знаковости в оценке действительности. Если в начале периода советский канон моды базировался на двух основных понятиях «просто» и «скромно», которые вместе составляли базу канона красоты, то к его концу приходит понимание бессмысленности тотальной знаковости одежды: человек должен одеваться так, как он хочет, это не общественная, а частная проблема. Однако рецидивы контроля внешнего облика женщины были характерны для всего советского периода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...