Т. В. Королева. Иваново, ивановский государственный энергетический университет. Суфражистское движение во Франции после Первой Мировой войны
Т. В. Королева Иваново, Ивановский государственный энергетический университет СУФРАЖИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Первая мировая война – событие глобального масштаба, которое привело к изменениям во всех сферах жизни общества, предопределив его развитие во многих отраслях на целые десятилетия. Огромное влияние война оказала на изменение роли женщин в обществе и на развитие женских, в том числе и суфражистских движений, которые в большинстве стран Европы смогли добиться предоставления женщинам избирательных прав, обеспечив формальное равенство мужчин и женщин в публичной сфере. Однако, одна из загадок истории состоит в том, что француженки добились права голоса позднее, чем в большинстве западных стран – только в 1945 г. Представляется интересным выяснить, почему суфражистское движение во Франции после Первой мировой войны не смогло решить проблему предоставления женщинам равных с мужчинами политических прав. Суфражистское движение во Франции накануне войны имело ряд особенностей: оно не занимало лидирующих позиций в либеральном женском движении, носило умеренный характер, действовало с оглядкой на ценности и традиции общества. Главной причиной слабого влияния суфражистских идей было широко распространенное опасение, что предоставление избирательных прав женщинам вызовет усиление правых и приведет к краху республики и демократии. К началу Первой мировой войны движение смогло преодолеть большинство трудностей. Оно создало разветвленную структуру с многочисленными региональными объединениями, поэтому в потенциале имело неплохие шансы на успех.
Начавшаяся Первая мировая война привела к «священному единению» французской нации. Все политические партии и общественные движения (в том числе и женское) выступили с поддержкой политики правительства и практически отказались от активных действий по реализации своих интересов. На первый взгляд, война была прогрессивным явлением, способствовавшим вовлечению женщин в публичную сферу. Однако на самом деле произошла замена противопоставления «частное – публичное» на более глобальное: «фронт – тыл». Мужчина, по–прежнему, занимал активную позицию на фронте, а женщина продолжала играть пассивную роль домашней хозяйки, в данном случае – хозяйки страны. Поэтому война не привела к глобальным социально–экономическим и политическим изменениям в положении женщин. После подписания Компьенского перемирия и демобилизации армии началась общественная кампания за возвращение женщин в частную сферу. В ноябре 1919 г. правые силы объединились в Национальный блок, который одержал победу на выборах. Политика блока в женском вопросе имела ярко выраженный патриархальный характер. 1 июля 1920 г. был принят закон, запрещавший аборты и использование контрацептивных средств. Был Создан Высший Совет рождаемости, который должен был проводить и регулировать демографическую политику. Эту ситуацию должны были учитывать представительницы женского движения для успешной мобилизации ресурсов и для реализации своих целей и задач после войны. В 1919 г. ФССЖ при поддержке НСФЖ[803] и «Лиги за эмансипацию женщин» сумели получить принципиальное согласие всех политических партий о поддержке при парламентском голосовании законопроекта о женском избирательном праве. 20 мая 1919 г. Палата депутатов впервые приняла законопроект, устанавливающий полное избирательное право для женщин. Однако Сенат сначала отказался рассматривать этот законопроект, а позже вовсе его отверг.
В 1924 г политика Национального блока зашла в тупик. Провал оккупации Рура способствовал росту демократических настроений во французском обществе и победе на парламентских выборах 1924 г. Картеля левых (объединение радикальной и социалистической партии). В 1924 г. радикальная партия открыла женщинам доступ в члены партии. Усилия ФССЖ по мобилизации ресурсов оказались успешными: 7 апреля 1925 г. палата депутатов приняла более умеренный законопроект, предоставлявший женщинам право голоса на муниципальных и кантональных выборах[804]. В мае 1925 г., пользуясь пробелами в законодательстве и желая привлечь на свою сторону симпатии работниц и социалистов, Коммунистическая партия Франции включила женские кандидатуры в избирательные списки на муниципальных выборах во всех районах парижского пригорода. Но вскоре было вынесено судебное постановление о «вычеркивании» женских кандидатур на том основании, что Сенат не одобрил проект закона 1925 г[805]. 12 июля 1927 г. Палата депутатов приняла обращение к Сенату ускорить рассмотрение законопроекта, касающегося избирательного права для женщин на муниципальных выборах. Безынициативность Сената спровоцировала суфражисток на проведение радикальных акций, от которых француженки прежде принципиально отказывались. Однако Сенат никак не отреагировал на эти акции. Постоянный провал попыток продвинуть вопрос о женском избирательном праве и нежелание Сената обсуждать эту тему привели к спаду суфражистской активности и сокращению численности членов суфражистских организаций. В 1934 г. журналистка Л. Вайс попыталась дать новый импульс суфражистскому движению, основав «Новую женщину» – ассоциацию для равенства политических прав. Она выставила свою кандидатуру на муниципальных выборах в провинции для привлечения внимания к женскому избирательному праву. Однако ее попытка была встречена враждебно не только мужчинами, но и женщинами. 30 июля 1936 г. Палата депутатов последний раз обсуждала вопрос о предоставлении женщинам избирательных прав и единогласно приняла проект закона о полном политическом равноправии полов. Сенат принципиально отказался ставить этот вопрос на повестку дня. После провала последней попытки решить вопрос женского избирательного права большая часть суфражистских организаций, обществ и федераций прекратила свое существование или переориентировалась на другую деятельность.
Таким образом, влияние войны на суфражистское движение во Франции было огромным. Характерные для довоенной эпохи эгалитарные устремления были забыты, и дихотомия полов снова стала нормой в социальной и политической мысли. Женское тело, семья, рождение детей из частного дела после войны стали делом политическим и должны были теперь служить общественным целям, решая проблемы депопуляции населения. Суфражистское движение не смогло полностью отказаться от идеи равноправия полов и не поддержало идею возвращения женщины в семью. Поскольку цели и ценности движения не соответствовали государственным, то его агитация не нашла общественной поддержки, и оно прекратило свое существование. Стремясь восстановить рождаемость, государство запретило своим гражданам принимать меры по планированию семьи и отказало француженкам в праве голоса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|