Д. С. Трусова. Санитарный поезд тамбовского дамского комитета красного Креста
Д. С. Трусова Тамбов, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина САНИТАРНЫЙ ПОЕЗД ТАМБОВСКОГО ДАМСКОГО КОМИТЕТА КРАСНОГО КРЕСТА В июле 1877 г. начались первые сражения при Плевне, отличавшиеся чрезвычайной жестокостью. В Россию потянулись обозы с ранеными. Тогда же появилась мысль об устройстве специальных санитарных поездов. Действительно, транспортировка раненых в обычных вагонах была связана с множеством трудностей, а создание передвижных госпиталей позволило бы не только транспортировать раненых, но и оказывать врачебную помощь во время движения. Кроме того, в прифронтовой полосе медицинский персонал при всех своих усилиях не мог оказать полноценную помощь пострадавшим. В этой обстановке железнодорожный транспорт играл исключительно важную роль. Первый благотворительный поезд появился в мае 1877 года благодаря материальной поддержке императрицы[796]. Инициатива создания санитарных поездов возникла и в провинции. Одним из первых таких составов стал санитарный поезд Тамбовского Дамского Комитета. В конце июля 1877 года благотворительный Тамбовский Дамский Комитет, возглавляемый женой губернатора княгиней Шаховской–Глебовой–Стрешневой Е. Ф., принял решение о создании собственного санитарного поезда и начале сбора средств на эти цели. К этому времени уже было известно о том, что полевые лазареты переполнены, а на приграничных железных дорогах творится неразбериха. Появляются первые санитарные поезда, но их недостаточно. Создание специализированного поезда было делом достаточно непростым. В данном случае речь шла не только о сборе пожертвований. Перед Комитетом встало множество организационных вопросов. Требовалось найти необходимое количество вагонов, переоборудовать их с учетом требований перевозки раненых, подобрать медицинский персонал, снабдить его необходимым инструментарием и медикаментами.
Комитет взывал к патриотическим чувствам общества, прося оказать ему посильное содействие, т. к. предполагались дальнейшие расходы на перевозку раненых и жалование персоналу. Помимо денежных пожертвований принимались также вещи, продукты питания. После переделки вагонов в Козловской железнодорожной мастерской, поезд, совершенно готовый к отправлению, прибыл 25 сентября, в Тамбов, откуда, по распоряжению Военного Министерства, пошел в Киев утром 29–го числа. По свидетельству 250 № Московских Ведомостей известно, что устроенный Дамским Комитетом поезд отличался изящной простотой и необходимыми для перевозки раненых удобствами, состоял из 18 вагонов, причем собственно для помещения раненых и больных приспособлено 12 вагонов третьего класса всего на 143 человека. В 7 вагонах были поставлены станки (по 5 в вагоне) последней системы Городецкого с двумя носилками, одна над другой. В 3 вагонах размещены обыкновенные железные кровати, в числе 18, на каучуковых подставках, чем, как предполагали, устранялась тряска при движении поезда. Над каждой кроватью – подвесные носилки на каучуковых кольцах, прикрепленные к потолку ремнями; такими же кольцами носилки прикреплялись к боковой стене вагона для уменьшения качки. Помимо того, в двух вагонах были расставлены 8 раскидных кресел–кроватей системы Городецкого (одна из самых комфортных систем в то время)[797], по 4 в вагоне. Затем, в остальных 2 вагонах, предназначенных для размещения легкораненых, поставлено 19 таких же кресел Городецкого, а над ними – подвесные носилки. Для тяжелораненых, которых приходилось выносить из вагонов на носилках, сделано в 3 вагонах широкие двери в боковой стене. Прочие 6 вагонов были приспособлены для помещения санитарного персонала, прислуги и службы. В каждом вагоне в полу и потолке был вентилятор.
В вагонах для помещения раненых были сделаны все необходимые приспособления; так, например, в каждом вагоне имелись: неподвижный металлический умывальник, водоочистительная машинка, бочонок с водой, термометр, прибитые к стене дощечки для записи назначаемых больным порций и книжечка для рецептов и другие удобства. Сравнительно с другими санитарными поездами, не приспособленными даже к зимнему времени и значительно уступающими Тамбовскому по удобствам, устройство описываемого поезда обошлось недорого. Персонал поезда был составлен из лиц, приглашённых уполномоченным по найму: двух врачей, провизора, двух фельдшеров, 12 сестёр милосердия, 6 санитаров, экономки, её помощника (он же счетовод), двух поваров и слесаря, он же истопник. На первый рейс с поездом отправился, по собственному желанию, безвозмездно врачебный инспектор В. М. Каменев, в качестве старшего врача. Он пользовался репутацией сведущего и опытного медика, преданного своему делу. Санитарный поезд начал свою деятельность и уже в скором времени появились первые неофициальные благодарственные отзывы о работе персонала. Содержание больных и раненых на поезде с включением содержания служебного персонала и необходимой в пути ремонтировки, обошлось за время с 29 сентября 1877 г. по 10 марта 1878 г. в 12169 руб. Всего денег было употреблено на устройство и содержание санитарного поезда 28940 руб., являющихся исключительно собственными средствами Тамбовского Дамского Комитета, образовавшимися от собранных пожертвований. Принимая во внимание общую цифру расхода, а также число перевезённых на поезде во все время раненых и больных воинов, оказывается, что каждый перевезённый на санитарном поезде больной обошелся Комитету до 22 руб., 95 коп., включая и всё содержание служебного персонала. При дальнейшей перевозке раненых и больных воинов стоимость содержания каждого из них должна была уменьшиться. Благодаря заботам Дамского Комитета казна не несла по Тамбовскому поезду таких расходов, которые были обязательны для неё на других поездах.
Таким образом, работа тамбовского санитарного поезда была достаточно продуктивной и своё основное назначение он выполнил. В условиях войны для страны была важна любая помощь, тем более такая дорогостоящая как санитарный поезд. Участницы Тамбовского Дамского Комитета внесли свою посильную лепту в историю освобождения братских славянских народов, спасая жизни русских воинов. Женщины проявили истинную гражданственность, решившись на очень трудоёмкое дело – формирование санитарного поезда, но тем самым заслужили искреннюю благодарность не только со стороны правительства, о чём свидетельствуют телеграммы императрицы, но и со стороны тех, кому поезд помог в действительности. Поезд вырвал и унёс раненых из ужасной обстановки войны, где слабым и раненым чрезвычайно трудно. И первое возвращение этих людей к нормальной действительности прошло именно в санитарном поезде Тамбовского Дамского Комитета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|