Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ю. Е. Барлова. «дружественные общества» для женщин. В британии нового времени




Ю. Е. Барлова

Ярославль, Ярославский ГПУ им. К. Д. Ушинского

«ДРУЖЕСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА» ДЛЯ ЖЕНЩИН

В БРИТАНИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Малоизученным явлением в истории британской социальной политики являются «дружественные общества» – организации взаимопомощи, создававшиеся средними и низшими слоями. В XIX в. они стали частью «добровольного сектора» социальной помощи, были распространены на территории Англии, Уэльса, Шотландии, Ирландии и США.

Первое определение дружественному обществу дал в конце XVII в. просветитель Д. Дефо в сочинении «Очерк о проектах». Так он понимал «определенное количество людей, заключивших общий договор с целью помочь друг другу в случае несчастья или беды, их постигнувших». Договор предполагал внесение регулярных взносов, в совокупности формирующих фонд. Обстоятельства жизни и уровень доходов «друзей» должны быть схожи, иначе в случае несчастья один получит больше, а другой меньше, чем заплатил»[109], рассматривал общества как кассы взаимопомощи, считал их «лекарством от бедности».

Прообразом дружественных обществ были средневековые гильдии, обеспечивавшие членам помощь при болезни, потере работы или смерти близкого. В основе – идея братства, маскулинная по сути, сохранившая главенство в обществах XVIII–XIX в., определявшая принципы дисциплины и символику. Как пояснял современник важность категории для работы «общества»: «Зачем бакалавру... оплачивать похороны жены соседа? Если он хочет сэкономить, это глупое действие. Но если он видит в соседе брата, который обещал... поддержать его и его семью, то вклад в похороны отвечает и личному интересу, и общественному»[110].

Интересен вопрос о распространении в XVIII–XIX в. женских сообществ, созданных женщинами для помощи женщинам. Дружественные общества Дефо были гендерно–слепыми. Он «поставил вопрос», что общества могут основывать не только мужчины, но и женщины, и первым упомянул о женщинах как потенциальных членах таких обществ, в качестве примера приводя «класс вдов». Дефо отказывал в праве на участие в обществе женам солдат и матросов – те находились в «привилегированном» положении, т. к. у их мужей было больше шансов умереть[111].

Тема женских дружественных обществ (далее—ЖДО) не доисследована в зарубежной историографии. Остаются спорными вопросы источников, позволяющие изучать ЖДО, распространенность обществ в Британии по сравнению с мужскими или гендерно–нейтральными обществами, внутренняя диверсификация ЖДО по социальному составу, целям и характеру деятельности.

Источниками для изучения ЖДО являются парламентские отчеты комиссий по улучшению положения и содержания бедных 1803—1804 и 1813—1815 гг., сохранившиеся уставы и сборники правил, отчеты женских дружественных обществ. Проблему представляют парламентские отчеты, т. к. в идее расследований заложена задача получения свидетельств несовершенства элементов системы. Дружественные общества не соответствовали «критерию несовершенства», представляли механизм социальной помощи. В опросниках, разосланных парламентской комиссией в приход, небольшая анкета была посвящена наличию дружественных обществ, женские общества оказались «спрятанными», т. к. в тексте отчетов не существовало разделения обществ по гендерному признаку, в сносках указывалось, что общество – «женское».

К началу XIX в. ЖДО были многочисленными в Англии и Шотландии[112]. К середине XIX в. ЖДО существовали на всей территории Великобритании и в ряде штатов США. Н. Ридер отмечает связь между распространением ЖДО и возможностями трудоустройства женщин. Их было больше в районах, где был высок процент работающих женщин[113]. Фактором, способствовавшим возникновению ЖДО, явилось наличие «мужского» дружественного общества: женское общество создавалось по его образу в противовес. Обыгрывание идеи «сестринства» говорит в пользу значимости «соревновательного» фактора. Термин отражал евангелистскую риторику; ЖДО формировались в районах, где ко времени возникновения существовали методистские религиозные организации[114].

Вопрос о внутренней классификации ЖДО требует разработки. Мужские общества создавались по шаблону, в основе лежала профессиональная солидарность, они считаются прообразами тред–юнионов, обеспечивавших мужчинам основу для коллективных действий в случае трудовых конфликтов[115]. Женские общества, явствует из названий, правил и декларируемых целей, были клубами, гарантирующими материальную и эмоциональную страховку в несчастьях; несли функции дискуссионных обществ, иные – благотворительных организаций. ЖДО стали «замещением домашнего хозяйства» для одиноких женщин. К 1796 г. каждая из одиноких ткачих Тэвистока состояла в обществе взаимопомощи. Их уставы были религиозно окрашены, пронизаны риторикой пуританизма и евангелистскими лозунгами.

Распространенность ЖДО в индустриальных районах Британии поставила перед исследователями вопрос о степени их радикализма и роли в провоцировании трудовых бунтов и мятежей среди женщин. Из 9 тысяч женщин–членов ЖДО, 6 тысяч проживали в местностях, где в первой половине XIX в. трудовые конфликты случались чаще и носили острый характер[116]. В уставе «Дружественных сестер Манчестера» оговаривалось, что общество «будет штрафовать каждую участницу общества за высказывания и выступления против короля или его правительства, или против конституции этого государства, или будет использовать бунтарский язык»[117].

ЖДО стали одними из элементов «старой» системы социальной помощи, пережившими реформу 1834 г., переориентировавшую систему помощи нуждающимся на «закрытое призрение» в работных домах. Изучение этого явления помогает лучше понять «особость» британской политической культуры, открывает перспективы для социокультурных, политических и гендерных исторических исследований.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...