Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И. Е. Рудковская. Женщины в качестве Homo politicus в «истории Англии от вторжения Юлия Цезаря до революции 1688 Г. » Д. Юма




И. Е. Рудковская

Томск, Томский государственный педагогический университет

ЖЕНЩИНЫ В КАЧЕСТВЕ HOMO POLITICUS В «ИСТОРИИ АНГЛИИ ОТ ВТОРЖЕНИЯ ЮЛИЯ ЦЕЗАРЯ ДО РЕВОЛЮЦИИ 1688 Г. » Д. ЮМА

Аспектом исследования исторических трудов позднего Просвещения является выявление особенностей авторской стратегии, ориентированной на легитимацию процесса самореализации женщин. Из макроисторий эпохи Просвещения, насыщенной женскими правлениями, является труд Д. Юма «История Англии от вторжения Юлия Цезаря до революции 1688 г. ».

Д. Юм родился при королеве Анне, последней из династии Стюартов, трехлетним встретил наступление эры правителей–мужчин, Георгов из Ганноверской династии, завершив жизнь при третьем из них. Анализ подхода к проблеме рассматривается с учетом роли, которую женские правления сыграли в макроструктуре труда, на уровне микроструктуры нарратива, исходя из рубрик на полях, определявших организацию текста, непосредственно в тексте, включая примечания.

На уровень макроструктуры Д. Юмом были выведены две королевы: Мария Тюдор и Елизавета I. Имя Марии Тюдор значилось в названиях 2–х глав[82]. Лидерство Елизаветы I представляется внушительным при сопоставлении с правителями–мужчинами: в макроструктуре труда из 71 главы ее правлению Д. Юм отвел 7 глав[83] и 1 из 4–х Приложений[84], правлению Карла I, лидировавшего в «Истории» представителя сильного пола, автором было отведено 10 глав. В 10 из 75 структурных единиц текста «Истории Англии» излагаются события, определявшиеся спецификой властвования коронованных женщин.

Микроструктура труда Д. Юма расширяет перечень представительниц политической элиты, чьи претензии сказались на развитии политической сферы. Определить «женскую долю» можно при сопоставлении с «мужской», в таблице приводятся данные по правительницам и правителям.

В качестве претенденток на участие в политике фигурируют королева Матильда[85], Джейн Грей[86], Мария Тюдор[87], принцесса Анна Стюарт, упомянутая в связи с событиями Славной революции[88]. Максимальный след оставили две королевы: шотландская королева Мария Стюарт и английская королева Елизавета Тюдор. Историк отразил противостояние в серии рубрик[89]. Гендерным эпицентром труда стала вторая половина XVI – начало XVII в.: тогда пришелся максимум политической активности женщин, что нашло отражение в микроструктуре нарратива.

Отмечены Д. Юмом другие женщины, принадлежавшие к королевской семье, не причастные к управлению: выделены немилость, суд, казнь Анны Болейн[90]. Выделена рубрика о характере королевы – жены Карла I[91]. Особыми рубриками отмечена смерть королев[92]. Заняли место упоминания о брачных союзах и разводах[93], что пополнило список представительниц политической элиты.

Историк зафиксировал варианты политической активности представительниц королевской династии, им упомянуты факты сохранения власти в руках вдов после смерти правителей[94], отмечено участие женщин в политических убийствах[95], выделен мужской дух некоторых из них[96]. Значительным для этого периода Д. Юм признавал влияние женщин на установление контактов с континентальной Европой в связи с их ролью в распространении христианства. Он подчеркнул, что женитьба Этельберта на Берте и принятие им христианства, положили начало связям его подданных с французами, итальянцами и другими народами континента[97]. Упомянув о принцессах, способствовавших утверждению христианства в королевствах Британии, Д. Юм подчеркнул, что женщинам принадлежала заслуга введения христианской доктрины в саксонских королевствах[98].

Время правления Елизаветы Д. Юм называл «веком Елизаветы», подчеркнув значимость его изучения для понимания древнего устройства Англии[99]. Он далек от идеализации её эпохи, полагая, что Елизавета «использовала королевскую власть в манере, противоположной идеям, которыми мы поддерживаем узаконенную конституцию»[100]. Противоречащей простым идеям о праве и справедливости историк признал деятельность чрезвычайных судебных органов времен Елизаветы[101]. Постановления королевы он назвал трудно представимыми где–либо ближе, нежели в Москве[102], подчеркивая, что Елизавета придерживалась тех прерогатив, которые достались ей от предшественников[103].

Воссоздавая историю противостояния Елизаветы Тюдор и Марии Стюарт, историк старался оставаться беспристрастным хроникером. В его «Истории Англии» нет того противопоставления вариантов предсмертного поведения королев, которое просматривается в «Истории Шотландии» шотландского историка В. Робертсона. Елизавета, в политической практике которой, согласно Робертсону, меньше, чем у Марии, проявлений стереотипов женского поведения, умирала, как слабая женщина, мучительно вспоминая казненного за два года до ее смерти графа Эссекса[104]. Смерть Марии была смертью королевы, поведением подчеркивавшей неправедность лишения ее престола[105]. Д. Юм, в отличие от В. Робертсона, особенности ухода Елизаветы подавал как следствие болезни и старости[106].

О значимости династических браков можно судить по детальному анализу обстоятельств женитьбы короля Эдви на его кузине Элгиве, данному в примечаниях к тому 1[107]. Д. Юм оценил значение брака Марии Стюарт, дочери Якова II, и Вильгельма Оранского, подчеркнув, что союз положил начало связям с домом Оранских, имевшим позднее важные следствия для королевства и дома Стюартов[108]. Д. Юм преподносил читателям практику династических браков, присущую королевским домам Европы.

«История Англии» Д. Юма позволяет составить представление о позиции историка по вопросу о роли женщин в политике. Д. Юм доносил до читателей немногое, что сохранили источники о роли женщин в прошлом, выйдя за пределы «мужской» истории. Обращает внимание обстоятельство, что историк не сомневался в правомерности женских правлений. Жесткая характеристика правления Елизаветы Тюдор свидетельствует, что историк не считал возможным предъявлять к женскому правлению иные требования, нежели к традиционному мужскому, что формировало у читателей представление о равноценности, равной ответственности правителей и правительниц за результаты правления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...