Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Н. Б. Васильева. Е. Ю. Шишкарева. Детские средневековые игрушки Г. Вологды. (по материалам раскопок 1948–2010 гг. ). Раздел 13. История детства




Н. Б. Васильева

Вологда, Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий

Е. Ю. Шишкарева

Сокол, Управление культуры Сокольского муниципального района

ДЕТСКИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИГРУШКИ Г. ВОЛОГДЫ

(ПО МАТЕРИАЛАМ РАСКОПОК 1948–2010 гг. )

Детские игрушки часто встречаются при археологических раскопках. Глиняные игрушки сохраняются повсеместно, в отличие от деревянных, костяных и кожаных изделий, для длительной сохранности которых нужны условия. Исследования игрушек, отражающие социально–педагогические аспекты жизни средневекового общества[360], кажутся многообещающими в создании конкретно–исторических реконструкций средневекового быта.

Первые масштабные исследования на территории Вологодского городища проводились А. В. Никитиным[361]. С 1980–х г. археологические раскопки на территории города ведутся вологодскими археологами А. М. Иванищевым, М. В. Иванищевой, И. Ф. Никитинским, И. П. Кукушкиным, Л. С. Андриановой. К настоящему времени в Вологде исследовано более 3000 кв. м.

Вологодские игрушки рассматриваем в соответствии с классификацией[362]. Игрушки делятся на 2 класса: индивидуальные и коллективные.

1. Индивидуальные игрушки:

· Игрушки–забавы звучащие: свистульки и погремушки. Свистульки изготовлены из глины, часто в виде птички, иногда коника[363]. Погремушки выполнены из различных материалов. Костяные пальчики с просверленными отверстиями – часть погремушек. Они могли нанизываться на нить наподобие бус и подвешиваться над колыбелью младенца как погремушки[364].

· Имитации – игрушки, имитирующие предметы «взрослой жизни»: оружие, транспортные средства, посуду. Наибольшую серию составляют миниатюрные глиняные горшочки, высотой 4–5 см, диаметром 3–4 см. Ранние найдены в горизонтах конца XV – начала XVI в., поздний относится к XVIII в. Детское оружие достоверно воспроизводит виды настоящего охотничьего либо боевого снаряжения[365].

· Изобразительные игрушки – изображения животных: коников, медведиков и птичек. Эта группа игрушек многочисленна: 31 экз. Среди обломков фигурок коников есть экземпляр ножки, покрытой ангобом, поверх прослеживается орнамент, нанесенный красной краской[366]. Подобное оформление поверхности игрушки характерно для московского производства XV – XVII в[367]. Игрушки – коники похожи на московские; совпадают детали изготовления, характерные особенности внешнего вида[368].

Деревянный коник вырезан из куска дерева в лаконичной выразительной манере. В фигурке с прямой длинной шеей, тупой мордой, изящным прогибом спины узнается лошадка. Игрушка относится ко времени н. XVI в. Игрушка–птичка вырезана из дерева, имеющего подходящий естественный изгиб ветки[369].

2. Коллективные игрушки – игрушки, используемые для соревновательных игр, подразумевающих участие нескольких человек: деревянные шары диаметром от 4 до 7 см, использовавшиеся для игры в «касло». Правила игры описываются у Забылина среди мужских игр[370]. Кости с отверстием использовались для игры в «бабки». Такие игрушки известны по раскопкам во многих городах, что говорит о популярности этой игры на Руси.

Лопатка с отверстием для игры с шариком относится к XVIII в.

Костяные коньки, предназначенные для забавы, найдены в слоях к. XVII – XVIII в. Их экспериментальное изучение показало, что они пригодны для перемещения по льду или плотному снегу[371]. Подшлифованную массивную кость крупного рогатого животного через отверстия крепили к обуви и скользили на ней, как на полозьях.

Интересно смотреть на коллекцию игрушек, найденных при раскопках средневековой Вологды, с точки зрения дидактики. Игрушки для малышей, младенческого периода, должны развивать органы чувств, помочь научиться координировать движения. Погремушки были направлены на развитие восприятия и сенсомоторной координации младенцев.

А. С. Хорошевым на новгородских материалах был сделан вывод о преобладании в составе игрушечного инвентаря игрушек для мальчиков[372]. Инвентарь для подростковых соревновательных игр представлен мальчишескими атрибутами. Для девчачьих игр инвентарь не требовался.

В народной педагогике для каждого периода детства были игрушки, отвечающие возрастным потребностям развития детей. Среди них существовали относящиеся к формированию навыков предметной деятельности, развивающие социально–личностную сферу ребенка.

Игрушки привозили издалека. Игрушки московского и новгородского производства находят в других городах[373].

Средневековая педагогика, несмотря на стандарты строгости и жесткости в воспитании, признавала важность игрушки для ребенка, выработала для каждого возрастного периода виды игрушек, определила ролевые навыки у мальчиков и девочек.

 

Раздел 13. История детства

А. В. Белова

Тверь, Тверской государственный университет

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...