Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Г. Т. Бакиева. Женщина у сибирских татар в XIX–начале XX В.




Г. Т. Бакиева

Тюмень, Институт проблем освоения Севера СО РАН

ЖЕНЩИНА У СИБИРСКИХ ТАТАР В XIX–НАЧАЛЕ XX В.

Особенностью регулирования семейно–брачных, наследственных, хозяйственных повседневных вопросов у сибирских татар в дореволюционный период являлось применение обычного права и шариата. Сибирско–татарская семья в XIX – начале XX в. строилась на патриархальных отношениях, где власть принадлежала представителям старшего поколения, а главным был мужчина. На женщине лежала забота о воспитании детей и домашнее хозяйство.

Обычное право и мусульманские нормы ставили сибирскую татарку в приниженное положение. Свидетельство двух женщин приравнивалось к свидетельству одного мужчины[303]. Женщин привлекали в свидетели по гражданским и уголовным делам, что не противоречило мусульманским нормам[304].

Обычное право сибирских татар запрещало женщине находиться среди мужчин, принимать участие в общественных сходах. На торжествах женщины находились отдельно. На замужнюю женщину накладывались ограничения в семейных отношениях. Им запрещалось показывать волосы, обнажать руки выше кисти, шутить при старших родственниках. У сибирских татар сформировалось уважительное отношение к многодетным женщинам, повитухам, женщинам, занимавшимся обучением детей и лечением.

Незамужние девушки у сибирских татар в конце XIX – начале XX в. пользовались свободой. Они не вели затворническую жизнь. Но обычное право сибирских татар строго относилось к добрачным половым отношениям[305].

Женщины обладали имущественными правами. По шариату, мусульманин, вступая в брак, обязан был выделить невесте определенную часть имущества. У сибирских татар выкуп за невесту включал сумму денег, одежду, обувь, головные уборы для невесты, корову, теленка, овец на забой для свадьбы, лошадь для отца невесты, отрез материи для матери невесты. В сборе калыма участвовали родственники[306]. Калым поступал в пользу отца девушки, который не распоряжался им, а передавал дочери[307].

Размер калыма зависел от социального статуса и состоятельности лиц, вступающих в брачные отношения. По соглашению сторон часть калыма могла быть уплачена после свадьбы. Тогда муллы могли запретить молодым проживать вместе. Жена могла отказываться от сожития с мужем, если он не уплатил махра. Избежать уплаты калыма можно было, похитив жену. Насильственное хищение встречалось реже, чем «похищение» с добровольного согласия самой девушки[308].

Важную роль в хозяйстве молодоженов у сибирских татар играло приданое, хотя и не являлось обязательным условием брачного договора. Родители девушки готовили его задолго до замужества. Иногда сумма калыма использовалась для приготовления приданого. Приданое состояло из двух частей: скота и домашней утвари. Приданое было собственностью женщины, при разводе она уносила его с собой. Оно являлось неприкосновенным, на него не обращалось взыскание супруга. Женщина по усмотрению распоряжалась своим имуществом. При вступлении в брак родители молодых не должны были пренебрегать их мнением. Мулла, читая молитву, удостоверивался в том, что жених и невеста вступают в брак по согласию. У сибирских татар от имени молодых отвечали родители и свидетели[309].

Шариат разрешает мусульманину иметь до четырех жен. Но по свидетельству материалов, сибирские татары редко брали больше двух жен. Многоженство получило распространение среди состоятельных слоев мусульманского общества – духовенства, купцов и тех, кто мог заплатить калым за жён и содержать их[310].

Общественное мнение осуждало внебрачные связи супругов, при этом традиционные нормы татар не делали различий между женщинами и мужчинами, уличенных в этом преступлении. По шариату, за «прелюбодеяние» было установлено наказание в виде 100 ударов плетью[311]. По законам Российской Империи с 1837 г. за него вводилось светское наказание в виде ареста от 3 до 14 дней, распространявшееся на мусульман. До ареста предусматривалось использование «мягкого» наказания: наложение духовного покаяния либо 40–дневный пост[312].

Общественное мнение терпимо относилось к случаям ухода женщин к сожителям, без заключения брака, если супруг долгое время отсутствовал и не доставлял средств к существованию жене и детям. Иногда женщина уходила к другому через год, а другие терпеливо ждали мужей длительное время, прежде чем принимали решение об уходе к другому мужчине.

В исламе женщине предлагается равноправие по вопросу о расторжении брака. Для разрыва брачных отношений весомыми являлись причины: отказ одного из супругов от мусульманского вероисповедания, длительное безвестное отсутствие мужа, отказ от содержания супруги и детей, наличие умственных и физических недостатков. Часто разводы происходили в случаях жестокого обращения мужа с женой. Причиной, по которой женщина могла быть инициатором развода, являлась неуплата оговоренной суммы калыма. Родители поддерживали дочерей в бракоразводных делах, иногда выступали зачинщиками разводов. Жена, желавшая развестись, откупалась от мужа махром либо суммой, превышающей его.

Женщины у сибирских татар имели важное право воспитывать детей после развода с мужьями. Данное право было закреплено правилами Оренбургского магометанского духовного собрания, принятыми 24 июня 1897 г. Мать имеет право воспитывать своих детей: сыновей до 7–летнего возраста, а дочерей до достижения ими периода половой зрелости[313].

Несмотря на сохранение патриархальных устоев сибирско–татарской семьи, в XIX – начале XX в. отмечалась тенденция расширения прав женщин. Это проявлялось в предоставлении права вступать в брак по усмотрению, возможности быть инициатором в бракоразводном процессе, воспитании своих детей, сохранении имущественной защищенности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...