Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Связанную с психическими процессами




ТЕМА 5.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ:

СПОСОБЫ БЫТИЯ

И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

 
 


ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ:

· Вы проанализируете функции

Деятельности и общения,

установите их значение в развитии и социализации человека;

· узнаете о важнейших закономерностях, видах

И формах организации и осуществления деятельности и общения,

условиях, детерминирующих их эффективность;

· определите структуру и логику развертывания

деятельности и общения;

· познакомитесь с такой категорией, как «педагогическое общение»

И сделаете для себя выводы о том, что определяет профессиональную

компетентность педагога в этом плане;

· внесете в ваш краткий педагогический словарь новые понятия.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ

СОСТАВЛЯЮТ ДВЕ СТОРОНЫ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ,

ДВА СПОСОБА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Деятельность и общение достаточно подробно рассматриваются в курсе «Общая психология». Здесь же мы предлагаем Вам воспроизвести в памяти основные положения теории деятельности и общения и определить их значение как важнейших факторов развития и социализации человека.

 

¨ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА

И ФАКТОР ЕГО РАЗВИТИЯ

 

Важнейшим основанием онтологии и антропологии является признание человека существом имманентно способным к деятельности, при этом деятельность рассматривается как форма бытия и способ существования и развития человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами.

 

ОНТОЛОГИЯ (от греч. óntos - сущее и lógos - понятие) - учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.  

К СЛОВУ!

 

ТОЛКОВЫЙ

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ

 

Естественное состояние человека – состояние деятельности. Пока человек живет, он постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: трудовой, учебно-познавательной, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной, игровой...

Существуют различные классификации видов деятельности:

* в социологии

Принято выделять

Трудовую,

Общественно-политическую,

художественно-творческую, научную и т.д.;

* педагогика

В качестве ведущих видов деятельности определяет

трудовую, учебную, игровую;

* психология

Изучает деятельность,

связанную с психическими процессами

сенсорную, мнемическую, мыслительную и др.

 

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:

 

n обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;

n

 

n становится фактором развития духовного мира

человека, формой и условием реализации его культурных

потребностей;

 

 

 

n является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов;

 

 

n создает условия для самореализации человека в системе

общественных отношений, для реализации

его социальных интересов;

 

n является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития;

 

n обеспечивает познание и преобразование окружающего мира.

Деятельность человека представляет собой достаточно сложный по своей специфике и внутренней структуре феномен.

 

¨ ВАЖНЕЙШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

п

редметность - она подчиняется, уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира;[1]

с

оциальность - деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию;

 

С

ознательность - в процессе организации и осуществления деятельности «сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую»;[2]

 

· Психологи различают также деятельность:

 

в

нешнюю – чувственно-предметную, материальную деятельность;

 

в

нутреннюю – деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах, иначе - идеальную деятельность сознания. [3]

Различают, но не противопоставляют:

А. Н. Леонтьев в этой связи отмечал, что «происходит все более тесное переплетение и сближение внешней и внутренней деятельности: физический труд, осуществляющий практическое преобразование вещественных предметов, все более «интеллектуализируется», включает в себя выполнение сложнейших умственных действий; в то же время труд современного исследователя - деятельность специально познавательная, умственная par excellence - все более наполняется процессами, которые по форме своей являются внешними действиями»[4].)

 
 

В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ:

 

П

ОТРЕБНОСТЬ – состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение.

 

М

ОТИВ (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемая причина, которой обусловлен выбор действий и поступков; предмет (материальный или идеальный), побуждающий к выбору действий.

 

ЕЛЬ – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека.

Ц
З

 

АДАЧА – данная в определенных условиях цель деятельности[5], которая должна быть достигнута преобразованием этих условий.

Д

 

ЕЙСТВИЕ – единица деятельности, «произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели»[6]

О

 

ПЕРАЦИЯ – способ осуществления действия, определяемый условиями данной ситуации.

¨ Общие закономерности развития

деятельности

выведены одним из ведущих специалистов

в области психологии деятельности

В.В. Давыдовым.

· Существует процесс возникновения, формирования

и распада

любого конкретного вида деятельности;

· Структурные компоненты деятельности

постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга

(например:

потребности конкретизируются в мотивах,

действие становится операцией и наоборот);

· Различные частные виды деятельности

взаимосвязаны в едином потоке человеческой жизни;

· Каждый вид деятельности

первоначально возникает и складывается в своей внешней форме,

как система развернутых взаимоотношений между людьми;

лишь на этой основе

возникают внутренние формы деятельности отдельного человека[7].

¨ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

СУБЪЕКТИВНЫЕ:

n Наличие у субъекта деятельности выраженной потребности и устойчивых мотивов ее осуществления, принятие им цели и программы деятельности;

n Опыт организации и осуществления деятельности: теоретическая подготовленность, сформированность умений и навыков планирования, выполнения практических действий и операций;

n Соответствие содержания и характера деятельности индивидуальным особенностям субъекта;

n Эмоционально-психологическое и физическое состояние субъекта деятельности.

 

ОБЪЕКТИВНЫЕ:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...