Связанную с психическими процессами
Стр 1 из 7Следующая ⇒ ТЕМА 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ: СПОСОБЫ БЫТИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ: · Вы проанализируете функции Деятельности и общения, установите их значение в развитии и социализации человека; · узнаете о важнейших закономерностях, видах И формах организации и осуществления деятельности и общения, условиях, детерминирующих их эффективность; · определите структуру и логику развертывания деятельности и общения; · познакомитесь с такой категорией, как «педагогическое общение» И сделаете для себя выводы о том, что определяет профессиональную компетентность педагога в этом плане; · внесете в ваш краткий педагогический словарь новые понятия. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ СОСТАВЛЯЮТ ДВЕ СТОРОНЫ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ, ДВА СПОСОБА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА Деятельность и общение достаточно подробно рассматриваются в курсе «Общая психология». Здесь же мы предлагаем Вам воспроизвести в памяти основные положения теории деятельности и общения и определить их значение как важнейших факторов развития и социализации человека.
¨ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ФАКТОР ЕГО РАЗВИТИЯ
Важнейшим основанием онтологии и антропологии является признание человека существом имманентно способным к деятельности, при этом деятельность рассматривается как форма бытия и способ существования и развития человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами.
К СЛОВУ!
ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Естественное состояние человека – состояние деятельности. Пока человек живет, он постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: трудовой, учебно-познавательной, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной, игровой... Существуют различные классификации видов деятельности: * в социологии Принято выделять Трудовую, Общественно-политическую, художественно-творческую, научную и т.д.; * педагогика В качестве ведущих видов деятельности определяет трудовую, учебную, игровую; * психология Изучает деятельность, связанную с психическими процессами сенсорную, мнемическую, мыслительную и др.
Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:
n обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей; n
n становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;
n является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов;
n создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов;
n является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития;
n обеспечивает познание и преобразование окружающего мира. Деятельность человека представляет собой достаточно сложный по своей специфике и внутренней структуре феномен.
¨ ВАЖНЕЙШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
редметность - она подчиняется, уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира;[1]
оциальность - деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию;
ознательность - в процессе организации и осуществления деятельности «сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую»;[2]
· Психологи различают также деятельность:
нешнюю – чувственно-предметную, материальную деятельность;
нутреннюю – деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах, иначе - идеальную деятельность сознания. [3] Различают, но не противопоставляют: А. Н. Леонтьев в этой связи отмечал, что «происходит все более тесное переплетение и сближение внешней и внутренней деятельности: физический труд, осуществляющий практическое преобразование вещественных предметов, все более «интеллектуализируется», включает в себя выполнение сложнейших умственных действий; в то же время труд современного исследователя - деятельность специально познавательная, умственная par excellence - все более наполняется процессами, которые по форме своей являются внешними действиями»[4].) В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ:
ОТРЕБНОСТЬ – состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение.
ОТИВ (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемая причина, которой обусловлен выбор действий и поступков; предмет (материальный или идеальный), побуждающий к выбору действий.
ЕЛЬ – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека.
АДАЧА – данная в определенных условиях цель деятельности[5], которая должна быть достигнута преобразованием этих условий.
ЕЙСТВИЕ – единица деятельности, «произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели»[6]
ПЕРАЦИЯ – способ осуществления действия, определяемый условиями данной ситуации. ¨ Общие закономерности развития деятельности выведены одним из ведущих специалистов в области психологии деятельности В.В. Давыдовым. · Существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности; · Структурные компоненты деятельности постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга (например: потребности конкретизируются в мотивах, действие становится операцией и наоборот); · Различные частные виды деятельности взаимосвязаны в едином потоке человеческой жизни; · Каждый вид деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме, как система развернутых взаимоотношений между людьми; лишь на этой основе возникают внутренние формы деятельности отдельного человека[7]. ¨ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СУБЪЕКТИВНЫЕ: n Наличие у субъекта деятельности выраженной потребности и устойчивых мотивов ее осуществления, принятие им цели и программы деятельности; n Опыт организации и осуществления деятельности: теоретическая подготовленность, сформированность умений и навыков планирования, выполнения практических действий и операций; n Соответствие содержания и характера деятельности индивидуальным особенностям субъекта; n Эмоционально-психологическое и физическое состояние субъекта деятельности.
ОБЪЕКТИВНЫЕ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|