Приведенные выше определения
¨ ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
n «В общении осуществляются рациональное, эмоциональное и волевое взаимовлияние и взаимодействие индивидов, выявляется и формируется общность настроений, мыслей, взглядов, достигается взаимопонимание, осуществляется передача и усвоение манер, привычек, стиля поведения, создаются сплоченность и солидарность, характеризующие групповую и коллективную деятельность. Общение играет немалую роль в формировании и передаче образа жизни».[13]
n Общение выступает в качестве одного из важнейших условий выявления и раскрытия лучших сторон личности, формирования ее сознания и самосознания, стимулятором ее развития: общаясь с другими людьми, анализируя отношение других людей к себе, рефлектируя, человек обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует эту потребность в процессе самовоспитания.
n Проявляющийся в общении социально-психологический механизм «заражения» и подражания способствует формированию у человека идеального образа, воплощающего в себе те качества и свойства, которые хотелось бы приобрести - а это уже мощный стимул к саморазвитию!
n Общение – это форма со творчества, в процессе которого человек познает и преобразует окружающий его мир.
n Общение - это источник и канал информации: при этом в процессе общения (коммуникации) человек приобретает и передает не только факты, представления, идеи, но и ценностное отношение, интересы, настроения, чувства.
n Общение создает условия для воспитания человека: педагоги справедливо утверждают, что искусство воспитания это прежде всего - искусство общения; n В общении осуществляется стремление личности к реализации своей социальной роли, своих организаторских и партнерских качеств.
Рисунок 14.
¨ ВИДЫ ОБЩЕНИЯ Деление общения на виды возможно по нескольким основаниям: n ПО СОСТАВУ УЧАСТНИКОВ: межличностно е – деловое и личное общение в системе ЧЕЛОВЕК Û ЧЕЛОВЕК; по характеру взаимоотношений: служебное, служебно-товарищеское, дружеское.
личностно-групповое –деловое, как правило,общение в системе ЧЕЛОВЕК Û ГРУППА; по характеру взаимоотношений: служебное и служебно-товарищеское; чаще всего общение руководителя с коллективом, группой. межгрупповое –деловоеобщение в системе ГРУППА Û ГРУППА; контакт двух или нескольких общностей.
n ПО СТЕПЕНИ ОПОСРЕДОВАННОСТИ:
непосредственное – общение «лицом к лицу», общение, когда каждый участник вступает в контакт с другим (другими), используя все средства общения, и когда существует возможность получения немедленной обратной связи.
опосредованное – общение, осуществляемое с участием либо третьих лиц, либо с помощью почтовой связи, технических средств, вещей, воспоминаний и т.п.
n А ТАКЖЕ: ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ – (кратковременное и длительное) и ПО ЗАВЕРШЕННОСТИ – (законченное и незаконченное или прерванное).
¨ СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ
В психологии общение чаще всего рассматривается как процесс, три стороны которого (коммуникативная, интерактивная и перцептивная) соответственно обеспечивают:
n КОММУНИКАТИВНАЯ – обмен информацией между субъектами общения;
n ИНТЕРАКТИВНАЯ – построение общей стратегии взаимодействия, обмен не только фактами, отношениями, но и действиями.
n ПЕРЦЕПТИВНАЯ – восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами по общению друг друга.
¨ ОБЩЕНИЕ КАК ИСТОЧНИК И КАНАЛ ИНФОРМАЦИИ: КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ [15] Рисунок 15.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|