Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И обсуждения на практических занятиях




 

На этот раз мы будем выполнять задания для самостоятельной работы в особой форме – мы займемся законотворчеством, или, вернее, – нормотворчеством, поскольку закон – это, пожалуй, слишком жестко и авторитарно.

НОРМА (от лат. norma)– узаконенное установление, признанный обязательным порядок чего-либо[22].

К СЛОВУ!

ТОЛКОВЫЙ

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ

 

 

«Творить нормы» мы будем следующим образом: вообразим, что каждый из участников действа является членом законодательного органа (допустим, что это будет парламент), созданного волей педагогического сообщества (учителей и детей), а преподаватель кооптировал себя в состав этого парламента, разумеется, в роли его спикера. Граждане сообщества, в известной мере удовлетворенные (?) реализацией прежних требований «Panem et circenses!» (Хлеба и зрелищ!) и «Liberté, Égalité, Fraternité» (Свобода, Равенство, Братство), выдвигают новые требования, в которых все настойчивее звучат слова LEX (Закон) и NORMA (Порядок).

Члены парламента (студенты вашей академической группы, ваши коллеги), ознакомившись с перечнем предлагаемых к разработке норм, самостоятельно готовят свои версии, обсуждают их в малых группах (во фракциях) и принимают по результатам дискуссии на пленарном заседании общее решение. Одна существенная норма, которой вы будете руководствоваться в работе – каждый нормативный акт должен включать себя ровно 5 пунктов, каждая позиция в этом документе должна быть выражена лаконично, конкретно, недвусмысленно, тактично. Итак, за работу...

1. Исповедуя принцип гуманизма, мы утверждаем, что любая внешняя деятельность, в которую вовлекаются дети, может быть направлена только на их пользу и потому должна отвечать следующим требованиям:...

2. Исходя из того, что педагог, организуя любую деятельность, прежде всего стремится использовать ее потенциал как фактор разностороннего развития человека, мы убеждены, что содержание и способы осуществления деятельности должны отвечать следующим требованиям:...

3. Сознавая, что участие личности в любой деятельности должно быть мотивированным, педагог как организатор учебной деятельности призван выполнять следующие правила:...

4. Учитывая, что внешний контроль и оценка деятельности являются, с одной стороны, необходимым атрибутом, условием и стимулом обеспечения ее эффективности, а с другой, – могут вызывать внутренний протест ребенка, неудовлетворенность собой, утрату оптимизма, веры в свои возможности, мы устанавливаем следующие правила организации контроля и оценивания деятельности детей:...

5. Руководствуясь интересами ребенка, мы устанавливаем пять табу (категорических «нельзя») в организации деятельности, нарушение которых считаем несовместимым с высоким званием Педагога и педагогической деятельностью:...

6. Отдавая себе отчет в том, что результаты деятельности во многом обусловлены индивидуальными и половозрастными особенностями ее участников, мы предлагаем начинающему педагогу руководствоваться при организации коллективного дела:

а) в группе, где только девочки;

б) в группе, где только мальчики;

в) в группе со смешанным составом участников

следующими рекомендациями:...» (* По каждой позиции желательно сформулировать отдельные рекомендации.)

7. Рассматривая общение как важный фактор социализации личности и сознавая, что его потенциал используется в недостаточной степени, мы вводим в практику педагогической деятельности следующие нормы, призванные обеспечить реализацию коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций общения:...

(* по каждой функции желательно разработать отдельный свод правил)

8. «Высоко оценивая «Заповеди педагогического общения», которые предлагает начинающим учителям В.А. Кан-Калик [23] (см.: раздел «Проблемно-аналитический материал»), мы считаем, что по форме – это, скорее, не заповеди, а размышления («заповедь» определяется как «изречение, содержащее...предписание», «правило, положение, служащее руководящим указанием для кого-либо»[24]) и потому берем на себя смелость представить эти заповеди в редакции, сокращенной и несколько измененной в плане логики и стиля

(* здесь можно отступить от принятого решения, предусматривающего право включать в нормативный акт не более пяти пунктов.)...»

9. Убедившись на основе анализа психолого-педагогической литературы и собственного опыта, что индивидуальная беседа в паре «учитель-ученик» (один из важных методов воспитания) будет эффективной и откровенной при условии соблюдения определенных условий и требований, мы декларируем эти условия и требования в форме следующих правил:...

10. Полагая, что умение слушать и выслушать человека не менее важно, чем умение убедительно говорить (* докажите этот тезис) мы считаем целесообразным использование педагогами следующих рекомендаций:...

11. И вновь табу на то, что недопустимо в общении:

а) в целом,

б) в общении педагога с ребенком:...»

В перерыве между заседаниями вашего парламента попытайтесь выполнить следующие задания:

12. Для того, чтобы достичь успеха в общении и взаимодействии с другими людьми, вы должны владеть перцептивными умениями, т.е. должны уметь «прочитать» партнера по общению, определить его отношение к вам. Попробуйте охарактеризовать представление о вас, сложившееся:

а) у преподавателя педагогики,

б) куратора группы, старосты группы,

в) у близких друзей (подруг) и у

г) тех, кто относится к вам равнодушно.

13. В практике своей работы каждый педагог неизбежно сталкивается с проблемой самооценки своих профессионально значимых личностных качеств. При этом ему необходимо проанализировать представление о нем, сложившееся у учеников и коллег. В этой связи предлагаем вам следующее: составьте схему опросного листа, включив в него из предлагаемого перечня 8 - 10 качеств, которые вы считаете наиболее важными, заполните этот опросный лист сами, предложите заполнить его своим партнерам по общению, сверьте полученные результаты.

Выполнение задания следует начать с группировки и ранжирования перечисленных ниже в алфавитном порядке качеств и лишь затем переходить к определению состава качеств (* решение о включении тех или иных качеств в опросный лист целесообразно принимать совместно), и к работе с опросными листами. Итак, приступаем:

Внешние данные (* кстати, имеют ли они значение в педагогической деятельности и, если имеют, то какое? - этот вопрос адресован всем и, естественно, не предполагает включения ответа на него в характеристику);

Аккуратность;

Аналитические способности;

Воля;

Желание руководить другими;

Зависимость от других;

Индивидуальность (степень выраженности);

Исполнительность;

Карьеризм;

Коммуникабельность (готовность к общению, умение общаться);

Конфликтность;

Направленность интересов;

Настойчивость;

Общественная активность;

Обязательность;

Особенности кинетического и паралингвистического общения, как и в чем они выражаются;

Особенности мышления: преобладающий тип (конкретно-образное, абстрактно-логическое), самостоятельность, гибкость, быстрота мышления;

Отношение к самому себе.

Отношение к своей внешности, вкус, умение адекватно «подать себя»;

Политическая информированность и компетентность;

Предприимчивость;

Преобладающее настроение;

Пунктуальность;

Речевые особенности (желательно описать их);

Самооценка (адекватная, завышенная, заниженная);

Самостоятельность в суждениях, решениях, действиях;

Скромность;

Состояние здоровья (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное;

Социально-нравственные качества;

Способности к организаторской деятельности;

Способность генерировать оригинальные идеи;

Творческие способности;

Темперамент;

Терпение (нетерпеливость);

Тщеславие;

Удовлетворенность собой;

Уравновешенность;

Характер и формы взаимоотношений с другими людьми

Честолюбие;

Чувства (долга, ответственности, справедливости, такта, гармонии, юмора);
Широта интересов;

Широта кругозора..

14. Теперь вернемся на заседание парламента и проведем дискуссию в продолжение той, «стенограмма» которой представлена во фрагменте книги А. Б. Добровича «Почему прежде люди были общительнее, чем теперь?» (см.: раздел «Проблемно-аналитический материал»). Предлагайте свои суждения и аргументы по теме дискуссии. Вопрос и в самом деле важный и интересный... Не так ли?

 

15. Подготовьте рецензию на фрагмент статьи Ш. А. Амонашвили «Что такое педагогическое общение» (см.: «Проблемно-аналитический материал»).

16. Труд (учебный, производительный, художественно-творческий и т.д.) является важнейшим видом человеческой деятельности и одним из главных факторов формирования человеческой личности. Это вроде бы бесспорно. Однако в последние годы наметилась тенденция к умалению роли труда и трудового воспитания в системе общего образования. Об этом свидетельствует, в частности, резкое сокращение объема времени, выделяемого на трудовое обучение, в базисном учебном плане общеобразовательной школы.

В качестве задания предлагаем вам выступить с декларацией (индивидуальной и /или коллективной) в которой вы в краткой и энергичной форме выразите свое мнение о роли трудового обучения и воспитания и (если вы признаете их необходимость) о том, как следует строить социально-образовательную политику в данном направлении. Учтите мнение

К. Д. Ушинского, изложенное в выдержке из статьи «Труд в его психическом и воспитательном значении» (см.: «Проблемно-аналитический материал»).

 

 

¨ ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

(ТЕКСТЫ)

Ш. А. Амонашвили

академик, психолог, педагог

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...