И обсуждения на практических занятиях
На этот раз мы будем выполнять задания для самостоятельной работы в особой форме – мы займемся законотворчеством, или, вернее, – нормотворчеством, поскольку закон – это, пожалуй, слишком жестко и авторитарно.
К СЛОВУ! ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
«Творить нормы» мы будем следующим образом: вообразим, что каждый из участников действа является членом законодательного органа (допустим, что это будет парламент), созданного волей педагогического сообщества (учителей и детей), а преподаватель кооптировал себя в состав этого парламента, разумеется, в роли его спикера. Граждане сообщества, в известной мере удовлетворенные (?) реализацией прежних требований «Panem et circenses!» (Хлеба и зрелищ!) и «Liberté, Égalité, Fraternité» (Свобода, Равенство, Братство), выдвигают новые требования, в которых все настойчивее звучат слова LEX (Закон) и NORMA (Порядок). Члены парламента (студенты вашей академической группы, ваши коллеги), ознакомившись с перечнем предлагаемых к разработке норм, самостоятельно готовят свои версии, обсуждают их в малых группах (во фракциях) и принимают по результатам дискуссии на пленарном заседании общее решение. Одна существенная норма, которой вы будете руководствоваться в работе – каждый нормативный акт должен включать себя ровно 5 пунктов, каждая позиция в этом документе должна быть выражена лаконично, конкретно, недвусмысленно, тактично. Итак, за работу... 1. Исповедуя принцип гуманизма, мы утверждаем, что любая внешняя деятельность, в которую вовлекаются дети, может быть направлена только на их пользу и потому должна отвечать следующим требованиям:...
2. Исходя из того, что педагог, организуя любую деятельность, прежде всего стремится использовать ее потенциал как фактор разностороннего развития человека, мы убеждены, что содержание и способы осуществления деятельности должны отвечать следующим требованиям:... 3. Сознавая, что участие личности в любой деятельности должно быть мотивированным, педагог как организатор учебной деятельности призван выполнять следующие правила:... 4. Учитывая, что внешний контроль и оценка деятельности являются, с одной стороны, необходимым атрибутом, условием и стимулом обеспечения ее эффективности, а с другой, – могут вызывать внутренний протест ребенка, неудовлетворенность собой, утрату оптимизма, веры в свои возможности, мы устанавливаем следующие правила организации контроля и оценивания деятельности детей:... 5. Руководствуясь интересами ребенка, мы устанавливаем пять табу (категорических «нельзя») в организации деятельности, нарушение которых считаем несовместимым с высоким званием Педагога и педагогической деятельностью:... 6. Отдавая себе отчет в том, что результаты деятельности во многом обусловлены индивидуальными и половозрастными особенностями ее участников, мы предлагаем начинающему педагогу руководствоваться при организации коллективного дела: а) в группе, где только девочки; б) в группе, где только мальчики; в) в группе со смешанным составом участников следующими рекомендациями:...» (* По каждой позиции желательно сформулировать отдельные рекомендации.) 7. Рассматривая общение как важный фактор социализации личности и сознавая, что его потенциал используется в недостаточной степени, мы вводим в практику педагогической деятельности следующие нормы, призванные обеспечить реализацию коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций общения:...
(* по каждой функции желательно разработать отдельный свод правил) 8. «Высоко оценивая «Заповеди педагогического общения», которые предлагает начинающим учителям В.А. Кан-Калик [23] (см.: раздел «Проблемно-аналитический материал»), мы считаем, что по форме – это, скорее, не заповеди, а размышления («заповедь» определяется как «изречение, содержащее...предписание», «правило, положение, служащее руководящим указанием для кого-либо»[24]) и потому берем на себя смелость представить эти заповеди в редакции, сокращенной и несколько измененной в плане логики и стиля (* здесь можно отступить от принятого решения, предусматривающего право включать в нормативный акт не более пяти пунктов.)...» 9. Убедившись на основе анализа психолого-педагогической литературы и собственного опыта, что индивидуальная беседа в паре «учитель-ученик» (один из важных методов воспитания) будет эффективной и откровенной при условии соблюдения определенных условий и требований, мы декларируем эти условия и требования в форме следующих правил:... 10. Полагая, что умение слушать и выслушать человека не менее важно, чем умение убедительно говорить (* докажите этот тезис) мы считаем целесообразным использование педагогами следующих рекомендаций:... 11. И вновь табу на то, что недопустимо в общении: а) в целом, б) в общении педагога с ребенком:...» В перерыве между заседаниями вашего парламента попытайтесь выполнить следующие задания: 12. Для того, чтобы достичь успеха в общении и взаимодействии с другими людьми, вы должны владеть перцептивными умениями, т.е. должны уметь «прочитать» партнера по общению, определить его отношение к вам. Попробуйте охарактеризовать представление о вас, сложившееся: а) у преподавателя педагогики, б) куратора группы, старосты группы, в) у близких друзей (подруг) и у г) тех, кто относится к вам равнодушно. 13. В практике своей работы каждый педагог неизбежно сталкивается с проблемой самооценки своих профессионально значимых личностных качеств. При этом ему необходимо проанализировать представление о нем, сложившееся у учеников и коллег. В этой связи предлагаем вам следующее: составьте схему опросного листа, включив в него из предлагаемого перечня 8 - 10 качеств, которые вы считаете наиболее важными, заполните этот опросный лист сами, предложите заполнить его своим партнерам по общению, сверьте полученные результаты.
Выполнение задания следует начать с группировки и ранжирования перечисленных ниже в алфавитном порядке качеств и лишь затем переходить к определению состава качеств (* решение о включении тех или иных качеств в опросный лист целесообразно принимать совместно), и к работе с опросными листами. Итак, приступаем: Внешние данные (* кстати, имеют ли они значение в педагогической деятельности и, если имеют, то какое? - этот вопрос адресован всем и, естественно, не предполагает включения ответа на него в характеристику); Аккуратность; Аналитические способности; Воля; Желание руководить другими; Зависимость от других; Индивидуальность (степень выраженности); Исполнительность; Карьеризм; Коммуникабельность (готовность к общению, умение общаться); Конфликтность; Направленность интересов; Настойчивость; Общественная активность; Обязательность; Особенности кинетического и паралингвистического общения, как и в чем они выражаются; Особенности мышления: преобладающий тип (конкретно-образное, абстрактно-логическое), самостоятельность, гибкость, быстрота мышления; Отношение к самому себе. Отношение к своей внешности, вкус, умение адекватно «подать себя»; Политическая информированность и компетентность; Предприимчивость; Преобладающее настроение; Пунктуальность; Речевые особенности (желательно описать их); Самооценка (адекватная, завышенная, заниженная); Самостоятельность в суждениях, решениях, действиях; Скромность; Состояние здоровья (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное; Социально-нравственные качества; Способности к организаторской деятельности; Способность генерировать оригинальные идеи; Творческие способности; Темперамент; Терпение (нетерпеливость); Тщеславие; Удовлетворенность собой; Уравновешенность; Характер и формы взаимоотношений с другими людьми
Честолюбие; Чувства (долга, ответственности, справедливости, такта, гармонии, юмора); Широта кругозора.. 14. Теперь вернемся на заседание парламента и проведем дискуссию в продолжение той, «стенограмма» которой представлена во фрагменте книги А. Б. Добровича «Почему прежде люди были общительнее, чем теперь?» (см.: раздел «Проблемно-аналитический материал»). Предлагайте свои суждения и аргументы по теме дискуссии. Вопрос и в самом деле важный и интересный... Не так ли?
15. Подготовьте рецензию на фрагмент статьи Ш. А. Амонашвили «Что такое педагогическое общение» (см.: «Проблемно-аналитический материал»). 16. Труд (учебный, производительный, художественно-творческий и т.д.) является важнейшим видом человеческой деятельности и одним из главных факторов формирования человеческой личности. Это вроде бы бесспорно. Однако в последние годы наметилась тенденция к умалению роли труда и трудового воспитания в системе общего образования. Об этом свидетельствует, в частности, резкое сокращение объема времени, выделяемого на трудовое обучение, в базисном учебном плане общеобразовательной школы. В качестве задания предлагаем вам выступить с декларацией (индивидуальной и /или коллективной) в которой вы в краткой и энергичной форме выразите свое мнение о роли трудового обучения и воспитания и (если вы признаете их необходимость) о том, как следует строить социально-образовательную политику в данном направлении. Учтите мнение К. Д. Ушинского, изложенное в выдержке из статьи «Труд в его психическом и воспитательном значении» (см.: «Проблемно-аналитический материал»).
¨ ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ТЕКСТЫ) Ш. А. Амонашвили академик, психолог, педагог
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|