Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техника педагогического общения




(1987 г.)

«... Может возникнуть вопрос: не преувеличена ли роль общения в педагогическом процессе? Конечно нет! Современный мир и существование ребенка в нем весьма сложны. Если раньше школьники соглашались на позицию ведомого, то тперь мы должны стремиться к ситуации сотрудничества, а она предъявляет определенные требования к организации процесса общения. Такими требованиями могут быть: а) доверительность (проверьте, есть ли в общении с детьми эта тональность); б) диалогичность (надо уметь слушать ребенка как объект-субъект воспитательного влияния); в) взаимопонимание (без которого нет сотрудничества, оно является психологической основой сотрудничества); г) реальный психологический контакт (возникает на основе деловых и личных связей); д) способность отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию»[28].

 

«Каждый раз, когда вы входите в класс, помните такие заповеди педагогического общенияЗаповеди» приводятся в изложении [29])

n Педагогический процесс строится на фундаменте отношений с детьми. Именно они придают ему неповторимый личностный смысл, окрашивают содержание учебного материала или педагогические требования той гаммой чувств, без которой педагогические воздействия не достигают тайников души ребенка. Думайте над своими взаимоотношениями с детьми, целенаправленно выстраивайте их.

n При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, но и из интересов ребенка.

n Необходимо ориентировать речь на конкретного собеседника.

n Общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только информацией: необходимо организовывать взаимоотношения, познавать личность ребенка, оказывать определенное воздействие.

n Не строить общение с детьми «сверху вниз».

n Необходимо уметь понять психологическую атмосферу в группе, уметь наблюдать за детьми, сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу со вчерашней; следует формировать у себя навыки «психологического камертона», который подскажет лучшие подходы к личности; уметь поставить себя на место учащихся.

n Нужно уметь, не перебивая и не отвлекаясь, слушать детей, нельзя предъявлять к их мыслям и высказываниям «взрослые требования».

n Организуя общение с детьми, необходимо выявлять и учитывать изменения их настроения.

n Нельзя забывать о том, что возникающие в процессе педагогического общения конфликты могут быть следствием ошибки и даже педагогической несостоятельности учителя. Конфликт необходимо «нейтрализовать и исправлять». Не надо бояться конфликтов и лучше всего их прогнозировать, т.е. предполагать направление их развития, возможные варианты выхода из них. Уход от конфликтов возможен до тех пор, пока это не начинает отрицательно влиять на общение, взаимоотношения его участников и результаты дела.

n Следует быть тактичным, убеждая в чем-либо детей, показывая ошибочность их суждений.

n Для общения губительны паузы - оно должно стремительно развиваться.

n Педагог должен быть инициативным в общении с детьми: уметь быстро и энергично организовывать психологический контакт с ними, целенаправленно управлять межличностным взаимодействием.

n В общении следует особо учитывать некоторые индивидуально-психологические особенности девочек, девушек.

n Необходимо избегать штампов в общении с детьми. Штампы могут проявиться: в общей манере вести себя; в стереотипных реакциях на поведение учащихся; механическом следовании запланированной схеме разговора; в психологической закрытости педагога.

n Очень важно преодолевать негативные установки по отношению к отдельным детям.

n «Голая» критика поведения, знаний, образа жизни школьников бесполезна, если она не содержит в себе преобразующие, конструктивные начала и не передает ребенку позитивного личностного отношения к нему педагога.

n Нужно чаще улыбаться детям.

n Во взаимодействии с детьми постоянно должны звучать одобрение, похвала, поощрение.

n Дети всегда должны знать, как к ним относится учитель.

n Следует развивать коммуникативную память, это поможет быстро восстанавливать предыдущую ситуацию в общении, точно определять подходы.

n Перед тем, как вступить в беседу, необходимо тщательно продумать стратегию и тактику предстоящего разговора. Рекомендации к психологической партитуре беседы: не перебивать собеседника во время высказывания; не спешить с ответом; не отвечать на возражения в категорическом тоне - это мешает диалогу; контролировать и корректировать эмоциональный настрой во время беседы; не заканчивать разговор эмоционально и содержательно неопределенным и т.д.

n Необходимо помнить, что партнера по общению всегда волнует отношение к его личности.

n В системе общения педагога с детьми могут возникать психологические барьеры; педагог должен знать их природу и уметь последовательно их преодолевать.

«Опыт и исследования показывают, что овладение сложным искусством педагогического общения вполне возможно. Что для этого необходимо? 1. Профессиональное самопознание. 2. Профессиональное самовоспитание.»[30]

К. Д. Ушинский

 

«Труд в его психическом и воспитательном значении»

(выдержки из статьи)

(1860 г.)

n «Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство. Он составляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержки в нем той степени достоинства, которой он уже достиг. Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открывается две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо потому, что труд - личный, свободный труд - и есть жизнь.

nСамо воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.

n...Воспитание не только должно внушать воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду, потому что дельный серьезный труд всегда тяжел»[31].

 

 

¨ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

· Грехнев В. С. Культура педагогического общения. - М.: просвещение, 1990. - 144 с.

· Гримак Л. П. Общение с собой: Начала психологии активности. - М.: Политиздат,1991. - 320 с.

· Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 1987. - 207 с.

· Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат,1988. - 319 с.

· Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения. Педагогическое общение в работе учителей новаторов //Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского. - М.: Педагогика,1987.- С.14-62.

· Корчак Я. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1991. - 272 с.

· Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.-144 с.

· Лутошкин А. Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981.-208 с.

· Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Макаренко А. С. Пед. соч.: В 8-ми т. - М., 1984. - Т.3. - 512 с.

· Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 111 с.

· Общая психология: Учеб. пособие /А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1986. - 464 с.

· Педагогика /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

· Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

· Симеонова Л. Человек рядом...: Пер. с болгарского. - М.: Политиздат, 1989. - 159 с.

· Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Сухомлинский В.А. Избр. педагогические сочинения. В 3 т. - М., 1979. - Т.1. - С.267-538.

 


[1] См.: Давыдов В. В. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии // Давыдов В. В. Деятельность: теории, методология, проблемы. - М.,1990. - С.151.

[2] Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978. - С. 103-104.

[3] См.: Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность// Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. – М., 1983. – Т.2. – С.148-152.

[4] См.: там же. – С.152.

[5] См.: См.: Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность// Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. - М., 1983. - Т.2. -С.156.

[6] Словарь практического психолога/Сост. С. Ю. Головин. - Минск:, 1997. - С.120.

[7] См.: Давыдов В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван, 1981. Цит.: по кн.: Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М., 1995. - С.135.

[8] Современный словарь иностранных слов. – СПб., 1994. – С. 581.

[9] Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1985. – С. 213.

[10] Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. – М., 1996. – С. 88.

[11] Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методические материалы к курсу «Общая психология»: Учебное пособие. – М., 1986. – С.105.

[12] Соковнин В.М. Социализация, общение, педагогика// Вопросы педагогики и психологии общения. Научные труды. Вып.1. - Фрунзе, 1975. - С.5. - Цит. по кн.: Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.,1988. - С. 283.

[13] Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978. - С.111.

[14] См.: Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М., 1988. - С.250.

[15] См.: Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности. Учебное пособие для вузов. - М., 1995. - С. 142.

[16] См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993. - Т.1. -С.468.

[17] Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М., 1985. - С.409.

[18] См.: Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С.579.

[19] Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М., 1985. - С.369.

[20] Педагогика: Учебное пособие /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М., 1997. - С.393.

[21] См.: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального (педагогического) образования. Раздел 2.2.3.

[22] Современный словарь иностранных слов. - СПб., 1994. - С.414.

[23] См.: Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения // Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского. - М., 1987. - С.14-48.

[24] См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. - 19-е изд., испр. - М., 1987. - С.176.

[25] Амонашвили Ш. А. Кит, на котором держится воспитание // Учительская газета. - 1984. - 4 февр.

[26] Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. - М., 1987. - С.13-17.

[27] Дубинин Н. П. Что такое человек. - М., 1983. - С. 293-295.

[28] Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения // Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского. - М., 1987. - С. 18.

[29] См.: Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения // Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского. - М., 1987. - С. 33-41.

 

[30] Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения // Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского. - М., 1987. - С. 45.

[31] Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении// Ушинский К. Д. Избр. пед. соч.: В 2-х т. - М., 1974. - Т.1.- С.129, 135, 142

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...