Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Я. А. Самоделкин. Клуб «ветер перемен»: социальная технология работы С. Женщинами – жертвами бытового насилия. И. Е. Калабихина




Я. А. Самоделкин

Новоуральск, Центр гуманитарных и политических технологий

КЛУБ «ВЕТЕР ПЕРЕМЕН»: СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С

ЖЕНЩИНАМИ – ЖЕРТВАМИ БЫТОВОГО НАСИЛИЯ

Важность обсуждения проблемы бытового насилия над женщинами была осознана на федеральном уровне власти Российской Федерации. С 2008 г. стали проводиться открытые грантовые конкурсы среди некоммерческих организаций на реализацию социально значимых проектов в этой сфере.

Некоммерческое партнерство «Центр гуманитарных и политических технологий» получил президентский грант на реализацию социальной технологии работы с женщинами жертвами бытового насилия. Необходимость разработки и реализации подобной технологии основана на существовании проблемы бытового насилия над женщинами в Новоуральском городском округе (НГО). По опубликованным данным пресс–службы милиции НГО зафиксированы основные виды домашнего насилия над женщинами: физическое – избиения разной степени тяжести; эмоционально–психологическое – унижение чувства собственного достоинства, запреты, угрозы, шантаж, запугивание; экономическое – лишение собственных денег, принуждение к попрошайничеству; сексуальное – принуждение к сексуальным отношениям.

Насилие– это система поведения, основанная на применении различных форм принуждения одного человека с целью установления и сохранения власти и контроля над другим человеком. В ситуации домашнего насилия, соответственно, такая система поведения реализуется в условиях совместного проживания или межличностных отношений.

Средипричиндомашнего насилия над женщинами можно выделить: социально–экономические и индивидуальные. Во–первых, часто локальное сообщество оправдывает насилие в отношении жертв (они сами виноваты); отсутствие возможности избежать насилия; отсутствие занятости и отсутствие материальных средств для жизни. К индивидуальным (личностным) относится то, что люди не умеют решать конфликты «мирным» способом; иногда человек демонстрирует заимствованную модель жестокого поведения; злоупотребление алкоголем, наркотиками; желание навязывать свое мнение.

Создание и работа клуба «Ветер перемен» – социальная технология, позволившая аккумулировать информационные, социальные, материальные, правовые ресурсы местного сообщества для решения проблем жертв бытового насилия. Реализация технологии позволила уменьшить для жертвы последствия насилия (эмоциональные расстройства, разрушение структуры семьи, изоляция, появление тревожности, страхов, снижение самооценки, появление жестокости к слабым, ненависти, разочарование в жизни).

Участники клуба отметили позитивные изменения – решение своих жизненных проблем в результате активной работы в психологическом тренинге; активизация собственных возможностей и внутренних ресурсов для преодоления сложных жизненных ситуаций; формирование позитивных установок ненасильственного поведения в быту; установление постоянных контактов со специалистами психологических, юридических, медицинских и социальных служб города.

И. Е. Калабихина

Москва, Московский Государственный Университет

НОВАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «ГЕНДЕРНЫЙ ПЕРЕХОД» ИЛИ К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ОТСТАВАНИЕ В РАЗВИТИИ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В СЕМЬЕ ОТ РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Новая концепция гендерного перехода базируются на феномене устойчивости патриархатных отношений в семье по сравнению с ростом эгалитарности в общественной сфере. Подобное противоречие порождает целый комплекс последствий во всех сферах жизнедеятельности человека. Гендерный переход, то есть переход к гендерному равенству последовательно в разных сферах жизнедеятельности, имеет претензии на универсальность, содержит свои стадии перехода. Выделяется три стадии перехода.

На первой стадии гендерное равенство начинает проникать в общественные институты, на второй происходит значительное отставание домохозяйственных институтов от общественных в отношении развития гендерного равенства, на третьей – домохозяйственные институты «догоняют» в гендерном развитии общественные (стадия будущего). Устойчивость гендерного неравенства в распределении домашнего труда позволила вычленить отдельную стадию в гендерном переходе, влияющую на экономическое и демографическое развитие общества.

Первая стадия гендерного перехода – рост эгалитарности в общественной сфере. Для нее характерны демографические и социально–экономические изменения, как то: снижение рождаемости, расширение доступа женщин к планированию рождения детей и охране репродуктивного здоровья, легализация абортов, снижение материнской смертности, рост мужской сверхсмертности; формирование профессиональной гендерной сегрегации и гендерного разрыва в оплате труда, развивающейся системы социальной поддержки за детьми, изменения отношения работающих женщин к количеству «необходимого» домашнего труда, при сохранение его гендерной асимметрии, увеличение потребления домохозяйствами бытовых услуг, вовлечение женщин в пенсионные и сберегательные схемы, в модели наследования, формальный доступ женщин к политическим решениям.

Вторая стадия – адаптация к эгалитарному общественному порядку и патриархатному домохозяйственному порядку. Для нее характерно снижение рождаемости ниже уровня простого воспроизводства, откладывание браков и рождений, появление феномена «сознательная бездетность», продолжение роста мужской сверхсмертности, отставания мужчин в продвижении по стадиям эпидемиологического перехода, активное вовлечение женщин в трудовую миграцию; продолжающийся рост уровня женской занятости, растущая конкуренция мужчин и женщин на рынке труда при сохранении профессиональной гендерной сегрегации и гендерного разрыва в оплате труда, перевес женщин на третьей ступени образования, рост абсолютного объема домохозяйственного неоплачиваемого труда, сохранение асимметричного гендерного распределения домашнего труда, увеличение потребления домохозяйствами бытовой техники, услуг образования, транспортных, информационных, финансовых услуг и автомобилей, расширение пенсионных и сберегательных схем за счет женщин, разрыв между формальным равенством в правах и возможностях и гендерным неравенством на практике в большинстве сфер жизнедеятельности. На этой стадии может происходить усиление эксплуатации женщин либо по причине конфликта родительских и профессиональных интересов, либо по причине конфликта сохранения патриархатных властных отношений в домохозяйстве (заработок жены может присваиваться и управляться мужем).

Каждая страна имеет свои специфические черты прохождения стадий гендерного перехода. Глубина падения рождаемости, например, в значительной степени зависит от социальной политики государства, способной или неспособной сгладить конфликт профессиональных и репродуктивных интересов женщины. Третья стадия гендерного перехода – рост эгалитарности в домохозяйственной сфере, стадия будущего. Для нее характерно: рост рождаемости, реализация (и рост) репродуктивных установок, снижение гендерного разрыва в смертности, рост доли трудовых мигрантов–женщин в сферах, связанных с предложением высококвалифицированного труда; стабилизация (незначительный рост) доли женской занятости, внедрение образовательной парадигмы «образование, повышение квалификации переквалификация в течение всей жизни» для обоих полов, снижение абсолютного объема домохозяйственного труда, более равномерное гендерное распределение неоплаченного домашнего труда, вовлечение мужчин в воспитание детей и поддержание домашнего хозяйства, выравнивание вложений в человеческий капитал и отдачи от вложений по полу, рост потребления домохозяйствами информационных услуг и технологий для дистанционной, продолжающийся рост доли женщин среди передающих наследство (как правило, через поколение), принятие равноценности «женских» и «мужских» ролей для индивидуального и общественного развития.

Подчеркнем всеохватный характер влияния развития общественных и домохозяйственных институтов на социально–экономическое и демографическое развитие: на режим воспроизводства, на рынок труда, на образовательную сферу, на домохозяйство и макроэкономическую сферу (модели потребления, сбережения, наследования; распределение доходов и бюджетов времени в домохозяйстве), на экономический рост.

Современное понимание равенства, как равенства самоценности гендерных групп, может быть достигнуто при дальнейшем изменении системы ценности у женщин и мужчин в сторону гармонизации ролей в домохозяйстве и на рынке труда на разных стадиях жизненного цикла, в сторону равного отношения и равного «оценивания» традиционно «женских» и «мужских» ролей. Завершающая стадия гендерного перехода – восстановление баланса гендерного равенства в частной и общественной жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...