Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Е. М. Какзанова. Авторство женщин в математической терминологии




Е. М. Какзанова

Москва, Институт языкознания РАН

АВТОРСТВО ЖЕНЩИН В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

Среди классиков немецкой математической науки, таких как Карл Фридрих Гаусс, Курт Отто Фридрихс, Иоганн (Иоган) Радон, Эрнст Витт, Элвин Бруно Кристоффель есть только одна женщина, немецкий математик Эмми Амали Нётер(1882–1935). Эмми Нётер была дочерью известного немецкого математика Макса Нётера (1844–1921). В 1909 году Эмми Нётер была приглашена Феликсом Клейном и Давидом Гильбертом в Геттинген, и подала заявку на получение доцентуры. Заявка вызвала бурную дискуссию на факультете, и несмотря на положительное решение факультета предоставить в порядке исключение доцентуру г–же Нётер, она не была утверждена министерством. Поэтому Эмми Нётер не оставалось ничего другого, как объявлять о своих лекциях под фамилией Гильберта, ассистенткой которого она была.

Гениальный ученый, Эмми Нётер работала в атмосфере глубочайшего женоненавистничества, которая царила в то время в немецких «мужских» университетах. По словам ее биографа Г. Толлмиен, именно это явилось причиной заболевания и затем эмиграции Эмми Нётер в Америку.

Проанализировав около 5000 математических терминов–эпонимов, которые вошли в наш «Терминологический словарь»[582], мы обнаружили, что фамилия Нётер увековечена в 30 эпонимических терминах.

Эпонимом называется термин, который содержит в своем составе имя собственное (антропоним или топоним), а также имя нарицательное в обозначении научного понятия (нётерова алгебра). Также термин–эпоним может быть образован безаффиксным способом от имени собственного (антропонима или топонима) путем метонимического переноса (Agnesi/Аньези). Третью группу составляют аффиксальные производные от имени собственного (антропонима или топонима) (нётеровость). Наше исследование показало, что только четыре математических термина–эпонима, в состав которых входит антропоним Нётер, принадлежат отцу Эмми Максу Нётеру, а вот фамилия брата Эмми, немецкого математика Фритца Александра Эрнста Нётера (1884–1941) не увековечена ни в одном термине–эпониме. Сама Эмми Амалии Нётер известна по 26 терминам–эпонимам.

В наш Терминологический словарь, помимо Эмми Нётер, вошли такие женщины ученые, как итальянский математик и философ Мария Гаэтана Аньези(1718–1799) с терминами Locke der Agnesi (локон Аньези) и Versiera der Agnesi (верзиера Аньези); английский математик Мэри Картрайт(1900–1998) с термином CartwrightLittlewoodsche Differentialgleichung (дифференциальное уравнение Картрайт–Литтльвуда); французский математик Мари–Софи Жермен (1776–1831) с термином SophieGermainPrimzahl (простое число Софии Жермен); российский математик Софья Васильевна Ковалевская(1850–1891) с термином Satz von S. Kowalewski (теорема С. В. Ковалевской), немецкий математик Рут Муфанг(1905–1977) с терминами Satz von Moufang (теорема Муфанг), MoufangEbene (муфангова плоскость), MoufangIdentitä ten (тождества Муфанг), MoufangLieRing (кольцо Муфанг–Ли) и MoufangLoop (лупа Муфанг).

Мария Гаэтана Аньези получила хорошее образование, обучаясь у частных преподавателей, приглашенных ее отцом, профессором математики. С 1762 г. Мария Гаэтана Аньези больше не занималась математикой, а посвятила себя решению социальных вопросов.

МариСофиЖермен в переписке с К. Ф. Гауссом использовала псевдоним Antoine–Auguste Le Blanc. По предложению Наполеона Французская Академия наук назначила премию за разработку математической теории колебаний пластинок и за сравнение теоретических результатов с экспериментальными. В 1809 г. Французская Академия наук пригласила Хладни продемонстрировать свои эксперименты, причем они произвели сильное впечатление на присутствовавшего на этом заседании Наполеона. В октябре 1811 г. к заключительной дате конкурса выявился лишь один единственный претендент – Софи Жермен, которая и была удостоена этой премии в 1816 г.

Софья Ковалевская еще в детстве хорошо знала всю арифметику и быстро решала самые трудные задачи. Софья Васильевна преодолела застенчивость и 3 октября 1870 года отправилась к Вейерштрассу в Берлин. Профессор Вейерштрасс ходатайствовал перед академическим советом о допущении госпожи Ковалевской к математическим лекциям в университете. Но «высокий совет» не дал согласия. В Берлинском университете не только не принимали женщин в число «законных» студентов, но даже не позволяли им бывать на отдельных лекциях вольнослушателями. Пришлось С. В. Ковалевской ограничиться частными занятиями у знаменитого ученого.

Рут Муфанг была ученицей Макса Дена, который очень сильно поддерживал ее вплоть до 1933 года, когда Рут Муфанг покинула Германию.

Таким образом, число женщин–математиков, чьи фамилии вошли в состав математических терминов–эпонимов, составляет 0, 5% от общего числа представленных в словаре ученых. Можно сделать вывод об андроцентричности математических терминов–эпонимов, а также о преобладании мужской картины мира в математической науке.

Американские ученые пришли к выводу, что успехи мужчин в изучении точных наук обусловлены не различиями полов. Специалисты Университета Гарварда доказали, что дело в широте возможностей и культурных ценностях. Исследование на эту тему опубликовано в научном журнале National Academy of Sciences[583]. Специалисты опровергли сформированный в XX веке стереотип о способностях мужчин к изучению математических науках. Дело в том, что такой вывод был сделан на основе более высоких результатов, которые мужчинам удалось достигнуть в точных науках. Данный подход представляется весьма узким, поскольку женщины (особенно в странах Азии и Африки) не имеют возможности изучать точные науки в том же объеме, что и мужчины. Не получая стимулов для развития математических способностей, девочки проявляют мало интереса к точным наукам. Отсюда – и меньше достижений, и упрочение стереотипа, что «девочки не разбираются в математике». По словам экспертов, при соответствующей подготовке женщины достигают в науке не меньших успехов. В пользу заявления ученых свидетельствует и тот факт, что за последние несколько десятилетий число женщин с ученой степенью в области математики выросло с 5% до 30% (тот же источник). Таким образом, наши лингвокогнитивные и культурологические изыскания в области математических терминов–эпонимов свидетельствуют об андрогенном характере математического знания, во всяком случае, в той его части, которая получила отражение в терминосистеме математической науки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...