Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы исследования секреторной функции желудка.




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

для проведения занятия со студентами

III курса медико-диагностического факультета

по пропедевтике внутренних болезней

 

Тема № 6 (медико-диагностический

факультет, 3 часа): Лабораторные  и инструментальные методы исследования пациентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта

 

                           

 

 

Гомель, 2015

Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний

Цель занятия

Ознакомиться с методиками фракционного желудочного зондирования, рН - метрического исследования пищевода и желудка, макроскопического, микроскопического и химического исследования желудочного сока, инструментальных методов диагностики заболеваний пищевода и желудка и научиться трактовке полученных результатов.

Мотивация для усвоения темы

Исследование желудочной секреции является неотъемлемой частью комплексной диагностики функционального состояния слизистой оболочки желудка. Результаты исследования также частично позволяют оценить морфологическое состояние слизистой оболочки и ориентировочно - состояние эвакуаторной функции желудка.

 

Требования к исходному уровню знаний

Студент должен знать

1. Методику фракционного желудочного зондирования.

2. Противопоказания к введению желудочного зонда.

3. Применяемые энтеральные и парентеральные стимуляторы желудочной секреции.

4. Нормальные показатели тощаковой, базальной и стимулированной порции желудочного сока.

5. Принцип рН - метрического исследования пищевода и желудка.

6. Основные методы беззондового исследования желудочной секреции.

7. Способы диагностики хеликобактерной инфекции.

8. Методики инструментального исследования пищевода, желудка и кишечника.

9. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь: этиология, патогенез, инструментальная диагностика, рН-метрия..

Студент должен уметь

1. Проводить лабораторное исследование желудочного содержимого: определение общей кислотности, свободной и связанной соляной кислоты методом титрования, определение пепсина, реакцию на молочную кислоту и кровь.

2. Оценивать секреторную и кислотообразующую функции желудка.

3. Трактовать результаты интрагастральной рН-метрии

4. Оценивать результаты инструментального исследования пищевода, желудка и кишечника.

2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин

1. Секреция пищеварительных желез.

2. Моторная функция пищеварительного тракта.

3. Исследование пищеварительных функций у человека.

4. Регуляцию пищеварительных функций.

5. Секреторную функцию желудка.

6. Желчеобразование и желчевыделение.

 

3. Контрольные вопросы по теме занятия

1. Методы исследования секреторной функции желудка.

2. Виды стимуляторов желудочной секреции, заборе желудочного сока: методика применения, показания и противопоказания к применению гистамина и пентогастрина.

3. Что включает в себя макроскопическое исследование желудочного содержимого?

4. Методики лабораторного исследования желудочного сока: определение общей кислотности, свободной и связанной соляной кислоты методом титрования.

5. Что такое тощаковая, базальная, стимулированная секреции желудка, дебит–час свободной соляной кислоты, кислотная продукция?

6. Методика расчета дебит–часа свободной соляной кислоты и кислотной продукции. Норма и изменения при патологии этих показателей.

7. Как определяется содержание пепсина и присутствие молочной кислоты в желудочном соке?

8. Микроскопическое исследование осадка желудочного сока, его показатели в норме и при патологии.

9. Понятие о рН- метрическом исследовании пищевода и желудка.

10. Оценка секреторной и кислотопродуцирующей функции желудка.

11. В каких случаях применяют беззондовые методы исследования желудочного сока? Характеристика этих методов.

12. Методы исследования двигательной функции желудка.

13. Методы диагностики Нelicobacter pylori.

14. Методики инструментального исследования пищевода, желудка и кишечника.

15.  Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь: этиология, патогенез, инструментальная диагностика, рН-метрия

 

Практическая часть занятия

1. Проведение лабораторного исследования желудочного содержимого: определение общей кислотности, свободной и связанной соляной кислоты методом титрования, определение пепсина, реакция на молочную кислоту и кровь.

2. Оценка секреторной и кислотообразующей функции желудка.

3. Трактовка результатов дуоденального зондирования и выявление нарушение функции желчевыводящих путей.

 

Ход занятия

В ходе занятия отрабатываются практически навыки (см. п. 4) и обсуждаются контрольные вопросы согласно темы занятия.

          

Методы исследования секреторной функции желудка.

Для исследования желудочной секреции применяют различные зондовые и беззондовые методы исследования.

Зондовые методы предусматривают забор желудочного сока с последующим его макроскопическим, микроскопическим, химическим исследованием. В настоящее время для изучения желудочной секреции чаще всего применяют зондовый метод исследования. Он является главным для изучения секреторной, кислотообразующей и ферментообразующей функции желудка, объединяемых часто одним термином - секреторная функция.

К зондовым методам исследования предъявляют следующие требования:

- желудочный сок должен быть получен в чистом виде;

- для стимуляции необходимо применять физиологически адекватные возбудители секреции;

- необходимо изучать желудочный сок, выделяющийся в сложнорефлекторной и нервно-химической фазах желудочной секреции;

- исследование следует проводить в течение длительного времени;

- необходимо получать для исследования весь объем желудочного сока, выделившегося за период исследования;

- следует определять не только качественный, но и количественный состав желудочного содержимого;

- метод исследования не должен быть слишком обременительным для больного и сложным при выполнении.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...