Главные признаки глобальных проблем
Их общечеловеческий характер Масштабность Необыкновенная острота Необходимость коллективного решения Ученые сгруппировали глобальные проблемы в три основные группы. К первой группе относятся: проблемы мира, войны, разоружения, выживания. Вторая группа — это проблемы использования достижений научно-технического прогресса, демографические, развития образования, здравоохранения, культуры. Третья группа — это проблемы, связанные с природными ресурсами, энергией, продовольствием, экологией. Система глобальных проблем носит конкретно-исторический характер. Их обострение может вызвать кризис цивилизации. Сегодня как никогда создалась возможность тотального уничтожения цивилизации, необратимого нарушения механизмов биосферных процессов Земли и околоземного пространства. Человечество не может больше полагаться на процесс неупорядоченной стихийности в эволюции миропорядка. Современному миру нужна устойчивость, демократия, цивилизованность, ненасильственность, создающие условия человеческого выживания. Решение глобальных проблем требует нового подхода к пониманию взаимодействия государств и общественных движений. Социальный прогресс — это непрерывное поступательное развитие общества, в котором достигаются новые, более высокие рубежи, уровни и лучшие качественные его состояния. Важной особенностью социального прогресса является его необратимый характер. Научное предвидение позволяет на основе знаний определенных закономерностей и тенденций исторического развития находить практические средства для решения социальных проблем. Второй особенностью социального прогресса является возрастание его темпов, динамики, стремительности поступательного развития. Для него характерны также: насыщенность переменами и интенсивность научных открытий, технических изобретений, международного обмена в сфере науки и культуры.
Ссылаясь на ограниченность природных ресурсов, исследователи сегодня говорят о пределах социального прогресса. Однако история свидетельствует о том, что наличие «определенных» пределов роста социального прогресса скорее может послужить стимулом общественного развития, нежели тормозом, ибо будущие поколения, как это было и в прошлом, найдут выход из трудностей. Интеллектуальный прогресс человечества поможет разумно распорядиться знаниями и найти выход из тупиков и кризисов. Человек усилит свою мощь как в прошлом письменностью и книгопечатанием, теперь компьютерами, в будущем — новыми изобретениями и нововведениями. Социальному прогрессу не грозит исчерпание интеллектуальных способностей человека, и в этом весь смысл. Практика подтверждает, что ведущими тенденциями социального прогресса является возрастание свободы человека, рост гуманистических ценностей, согласование личных и общественных интересов, консолидация демократических сил в борьбе за мир, интернационализация общественных отношений, стремление к справедливости, равенству, к гармонии отношений человека с природой. Социальный прогресс не застрахован от зигзагов и попятных движений, однако научное предвидение и сознательная деятельность людей помогают выправить искривления на пути социального прогресса. Гуманистическая миссия социального прогресса — обеспечить реальный поступательный процесс развития человечества в соответствии с объективными закономерностями и тенденциями. Американский исследователь Г. Кан дает такую периодизацию развития общества, связанную с развитием науки и техники:
1) великая сельскохозяйственная революция, которая свершилась 10 тысяч лет назад и обеспечила человечеству стабильные средства существования; 2)великий переход, который начался в XVII столетии и явился переходом от традиционного общества к технотронному (господство техники). Этот период подразделяется на 3 стадии: а) индустриальная революция (началась приблизительно 200 лет б) технологическая революция (развернулась во второй половине в) постиндустриальная революция (она ознаменует возврат к пря Несколько иные периоды в развитии научно-технического прогресса выделяет французский социолог Ж.П. Кантен. Это три волны: промышленная революция, научно-техническая революция XX в., технологическая революция, которая началась в 80-е годы XX века. Эти идеи развил в своей книге «Третья волна» А. Тоффлер, выделив аграрную, промышленную революцию как 1-ю и 2-ю волны и показав, что технологическая революция приведет к возвращению к доиндустри-альным формам развития общества на новой основе — биоиндустрии, космической и электронной технике. Дж. Гелберт и другие философы и социологи выдвинули идею, что каждая эпоха имеет свои ведущие средства технико-производственной деятельности: в архаическом обществе — это земля и человек, в индустриальном — энергетика, в постиндустриальном — информационные средства. В этом обществе кто владеет информацией, владеет всем. В сфере производства действия людей все больше связаны с оперированием знаково-символическими формами, а не материальными массами. Ясно, что при этом возрастает роль интеллектуальных факторов. С другой стороны, идет усложнение деятельности в связи с увеличением в ней удельного веса интеллекта, а значит, удельного веса личности. «Человек всегда был, есть и будет Человек наиболее интересным явлением для че- Как центральная ловека»,— писал древнегреческий мыс- Философская тема литель Эмпедокл. С древности люди задумывались над собственной природой. «Познай самого себя» — это изречение со времен Сократа стало девизом многих философских произведений. Тот же Сократ любил повторять, что его интересуют не деревья в лесу, а люди в городах. «Что такое человек и каково его истинное назначение? Это основной вопрос — последняя цель всей человеческой мысли»,— отмечал русский философ Семен Людвигович Франк.
Помимо естественного интереса человека к познанию самого себя, существует ряд причин, позволяющих считать проблему человека центральной философской темой. Дело прежде всего в том, что в рамках философского знания возникает потребность свести разнообразные темы к единому центру. Надо учесть, что всеохватность, присущая философии, неравнозначна раздробленности и разбросанности. Следовательно, философии необходим центр, способный соединить разнообразную проблематику в единое целое. Будучи по преимуществу рациональной формой знания, философия стремится к стройности, систематичности, обоснованности. Поэтому ей необходим единый отправной и конечный пункт. Философия решает вопросы о предельных основаниях бытия для того, чтобы уяснить место человека во Вселенной, разгадать смысл жизни человека и его предназначение в мире. Задумываясь над проблемами устройства Вселенной, философ (в отличие от астронома или физика) ни на минуту не забывает о главном, что его волнует как философа,— о смысле человеческого существования. Все разделы философского знания прямо или косвенно служат поискам ответов на вопросы о человеке. К чему бы ни обращалась философия, какие бы предметы ни попадали в поле зрения, ее взор неизменно возвращается к человеку. Для философии вполне справедливо изречение древнего философа Протагора о том, что человек есть мера всех вещей. Философия рассматривает человека как своеобразную Вселенную. Так, в античной философии человек понимался как «малый космос» — микрокосмос. Малый космос, т. е. человек, рассматривался в качестве аналога большого космоса — макрокосмоса, т. е. всей Вселенной. Особая заслуга в постановке философской проблемы принадлежит Сократу. Именно Сократ был первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, смысл его существования, особенности человеческой природы.
С философской точки зрения целесообразно выделить в составе человеческого бытия три части: дух, душа и тело. Понятие духа первоначально имело исключительно религиозный смысл. Так, в христианстве Дух Святой есть одно из лиц божественной троицы. Выражение же «духовная жизнь» означало и нередко означает сегодня жизнь религиозную. Это та часть жизни человека, которую он непосредственно посвящает Богу. Со временем понятие духа приобрело более широкий смысл, далеко выходящий за пределы религиозного. Однако известная связь между религиозным и философским понятием духа сохранилось. Дух — это сфера ценностей неутилитарного характера. Это также сфера идеалов. В духе человек поднимается до определения и уяснения высших ценностей. Он мысленно освобождается от непосредственных потребностей и рутины повседневности. В то же время человек может быть охвачен не только духом добра, но и духом зла. Но и в том и в другом случае дух остается тем, что выше человека, что управляет им. Если духовная жизнь складывается благополучно, то человек направляет свою душу ввысь в поисках возвышенного смысла и идеалов, способных облагородить его жизнь и его самого. В духовном процессе, при условии внимания к нему со стороны самого человека, формируются принципы, которые он считает незыблемыми и во имя которых он порой готов пожертвовать своей жизнью. Понятие духа фиксирует ориентацию человека на отыскание устойчивых оснований своего бытия. Наиболее полно духовная жизнь реализуется в сферах духовной культуры: искусстве, литературе, науке, религии, философии и др. Понятие души еще более древнее. Если понятие духа мы находим только в развитых религиозных системах, то понятие души присутствовало уже в первобытных верованиях. Понятие души сопоставимо с понятием духа, но не тождественно ему. В духе человек как бы поднимается над собой. Душа же есть непосредственно данное. Душевная жизнь (в отличие от духовной) — это сфера непосредственных переживаний, впечатлений, мыслей. В понятии души больше присутствует интимно-личностный аспект. В понятии же духа ярче выражено общее, универсальное. Душа более подвержена колебаниям и более подвижна, чем дух, который стремится сохранить устойчивость и основательность. В силу своей неоднозначности понятие души ассоциативно. Оно вызывает множество ассоциаций художественного, поэтического, религиозного и другого характера. Ассоциативность понятия души подчеркивает сложность и многоплановость душевной жизни. Сохране-336
ние в философии понятия души подчеркивает связь философского знания с другими формами культуры, в которых идея души играла и играет значительную роль. Понятие тела отражает материально-вещественную сторону человека. Изучением телесных проявлений человеческого существа непосредственно заняты конкретные науки: биология, анатомия и физиология, медицина и др. Философию же интересует не столько тело само по себе, сколько взаимная зависимость тела, души и духа. Конечно, человек не есть бесплотный, т. е. бестелесный, дух. Но очевидно, что тело, или вещество, человека не есть сам человек. Что же такое человек? Видимо, не все в человеке является собственно человеческим. Целесообразно, следовательно, отличать человеческое в человеке от того, что таковым не является, но тоже присутствует в нем. Человеческое, с одной стороны, не есть скотское. С другой стороны, человеческое не есть «ангельское». Собственно, человеческое располагается между животной и идеальной стороной человека. Следовательно, человек — это возможность стать человеком. Это свобода выбора. Человек может пасть ниже даже животного состояния. Но он может и возвыситься до высоких образцов благородства и духовности. В каждой точке своего бытия он заново стоит перед проблемой выбора. Человек как бы не завершен, он есть непрерывное становление. Свобода человека делает его отношения с миром и с самим собой исключительно сложными, подвижными, изменчивыми. Человек — это высшая ступень жи- Деятельностная вых организмов на Земле, это субъект Сущность человека общественно-исторической деятельности и культуры. Человек — предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. Перерабатывая многообразные данные этих наук, философия дает их определенное истолкование и осмысление. Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире — одна из основных проблем в истории философской мысли. В древней китайской, индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса, «малый мир», микрокосм, который является отражением, символом Вселенной. Человек состоит из тела и души, ему присуще стремление к освобождению от пут эмпирического существования. В христианстве библейское представление о человеке как «образе и подобии Бога» сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в личности Христа. Эпоха Возрождения проникнута пафосом автономии человека, его безграничных творческих возможностей. Специфическая особенность человека, его сущность усматриваются в мышлении («мыслю, следовательно, существую»). У Канта вопрос «что такое человек?» формулируется как основной вопрос философии. Человек понимается как существо, принадлежащее двум различным мирам — природной необходимости и нравственной свободы; он — субъект духовной деятельности, создающей мир культуры. В антропологическом материализме Фейербаха человек выступает как чувственно-телесное существо, живая встреча «Я» и «Ты» в их конкретности. В иррационалистических концепциях человека XIX–XX вв. доминирующим становятся внемыслительные способности и силы (чувства, воля и др.). В экзистенциализме и персонализме человек рассматривается как целостность сущностей (биологической, психологической, социальной, духовной). Человек живет в чуждом ему мире. Его бытие иррационально, бессмысленно и непостижимо. Смысл жизни человека — в мистическом общении с Богом, с узким кругом «духовной» аристократии, в индивидуальной жизни. Человек, по З. Фрейду, машина, приводимая в движение комплексом сексуальной энергии (либидо). В марксистской философии человек — продукт и субъект общественно-трудовой деятельности. Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) законам на уровне сознательной психики и личности. Человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. В своей целостности он выступает как биопсихосоциальная система. На рубеже тысячелетий особенно актуализируется проблема человека как предмета философской рефлексии. Развитие человека представляет собой саморазвертывание биологических (адаптация, приспособление к изменчивым условиям) и социологических программ (реализация своего биографического проекта, преобразование мира на основе собственного выбора). При удачном синтезе биологического и социального человек становится индивидуальностью, когда внутренняя психическая жизнь из средства перерастает в самоценность. Человек мечтает, вспоминает, медитирует, так как это становится высшей потребностью. Таким образом, целостный человек есть здоровый биологический индивид, ответственный и надежный член социума, и ин-338 дивидуальность, устремленная к самоценной духовности. Биологическая природа требует и позволяет выполнить функцию приспособления к среде, социальная — функцию ее преобразования. Схема 47. Общество как целостная система сфера духовной жизни сфера идеологии сфера социальных отношений сфера политической жизни сфера быта и семейных отношений экономическая деятельность материально-производственная деятельность Человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через приобщение к культурной традиции, и через механизм биологической наследственности. Человек творит общество благодаря своей деятельности, духовности, коллективности. Общество представляет собой как бы застывшую деятельность, духовность и коммуникативность, ведь последующие поколения пользуются результатами материальной и духовной культуры предыдущих поколений, развивают формы общения, взаимодействия, заложенные в прежние времена. Человек находится в сложном взаимодействии с обществом. По отношению к обществу он выступает как: 1) активный реализатор его объективных тенденций и проектов; 2) «ключ» для раскодирования социокультурных программ деятельности общества; 3) носитель собственной творческой активности, индивидуализирующей социальную жизнь. Общество же по отношению к человеку выступает как: 1) необходимое условие его жизни в качестве социального существа; 2) совокупность возможностей, способствующих индивидуализации; 3) совокупность требований, стандартов социализации, которые могут входить в противоречие с тенденциями индивидуализации. Причем первые две характеристики выражают взаимозависимости человека и общества, а третья — их противоположную направленность. На основе деятельности формируются отношения людей к природе и между собой. В деятельности человек становится сознательным, активным, познающим и созидающим предметный мир и тем самым удваивающим природу и совершенствующим себя существом, субъектом. Деятельность — это новый, преобразующий природу и самого человека тип активности. Как закономерный и естественно упорядоченный процесс деятельность имеет структуру: 1. Деятельность всегда осуществляется в системе взаимодействия субъекта деятельности и объекта. Субъект — личность, социальные группы, общество, осуществляющие познавательную и практическую деятельность в соответствии с необходимостью, потребностями, целью. Субъект — носитель деятельности. Объект — предмет направленности человеческой деятельности (мир в целом, природа, конкретные предметы, процессы, теоретические модели, сам человек). Объект является источником познавательной и практической деятельности. 2. В системе объект-субъектных отношений деятельность проявляется как связь, взаимодействие. Человек создает орудия труда, продукты производства, передает духовное наследие от поколения к поколению, создает информационную среду, раздвигает горизонт творческих возможностей человека. 3. По этому содержательному признаку следует различать типы, формы и виды деятельности. Типы деятельности: материальная и духовная. Материальная деятельность — предметно-практическая деятельность, направленная на производство материальных ценностей. Духовная деятельность связана с производством духовной сферы бытия (наука, искусство, религия и т. п.). Высшим качественным уровнем интеллектуальной и всей духовной деятельности является творчество. Особую роль в развитии и реализации деятельности как активного отношения человека к миру играет система мотиваций: потребности, интересы, воля, цель. Таким образом, деятельность — это развивающийся процесс, высшая форма универсальной активности, способ жизнедеятельности человека, его совершенствования, причина и способ становления и развития социально-организованной системы, основание единства материальной и духовной сфер бытия.
Проблема личности является одним из актуальных и перспективных направлений философских исследований. Это предопределяет не только множество подходов к изучению проблемы, но и многообразие определений самого понятия «личность». В их числе имеются: а) описательное; б) субъективное; в) поведенческое; г) психологическое; д) биофизическое; е) биосоциальное; ж) структурное; з) моральное, морально-правовое, морально-интеллектуальное и др. Несмотря на такое многообразие определений, все они проблему личности рассматривают в связи с понятиями «индивид», «индивидуальность», «человек», «личность». Под индивидом понимается единичный представитель человеческого рода без учета его биологических особенностей, специфики реальной жизни и деятельности. Индивидуальность — это неповторимое своеобразие человека. Что касается понятий «человек» и «личность», то нередко допускается их отождествление, приводящее к ошибкам, неточностям, о которых следует знать. Все дело в том, что в соотношении понятий «человек» и «личность» необходимо различать их объем и содержание. По объему эти понятия тождественны, так как все люди независимо от пола, расы, национальности — личности. Однако по своему содержанию эти понятия различаются. Во-первых, человек есть целостность, а личность есть часть, компонент человека. Во-вторых, человек есть существо биосоциальное, тогда как понятие «личность» характеризует общественную сторону человека. В-третьих, человек является материальным носителем личности, а последняя выражает совокупность общественных свойств человека. Иначе говоря, понятие «личность» обозначает тот же предмет, что и понятие «человек», но уже поднявшийся до определенного уровня социализации. Личность — это отдельный человек с определенными чертами характера, индивидуальными способностями и наклонностями. Атрибутивными признаками личности признаются разумность, обладание речью, способность к трудовой деятельности, самостоятельность, определенность, стремление к свободе, сила воли, собранность, оригинальность чувств, ответственность. Эти признаки личности детерминируются всей системой, всем укладом общественной жизни. Личность — это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое «Я» из «не-Я» и не только осознавший свои взаимоотношения с «не-Я», но и активно воздействующий на «не-Я» в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности. Анализируя данное положение, видим, что человек не только продукт общественных отношений, но и их творец. Такой вывод становится само собой разумеющимся, если принять во внимание тот факт, что человек — существо деятельное, а основным видом его деятельности является труд. В труде проявляются творческие, созидательные, социальные качества человека, которые и делают его личностью. Это позволяет с полной уверенностью говорить, что общество формирует личность путем ее социализации, через влияние на нее социальной среды. В то же время личность не только формируется социальной средой, но и сама влияет на нее в зависимости от образования, профессии, общественного положения и активности. Определяющая роль среды в формировании личности и обратное влияние личности на среду — основной закон взаимосвязи личности и общества. Вместе с тем надо учитывать, что эта взаимосвязь проявляется и в зависимости индивидуальной жизнедеятельности личности от потребностей и возможностей общества, и в том, какие условия созданы в нем для общения и обособления личности, для ее самосозидания. Таким образом, человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. Поэтому понятие «человек», которым определяется телесно-духовное социальное существо, шире понятия «личность», которое выражает социальную сущность человека. Личность — это субъект деятельности, имеющий определенное сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса, познания действительности, эстетических и этических норм. В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек; сколько людей, столько и индивидуальностей со своими особенностями памяти, внимания, мышления, наблюдения и т. д. Человек становится личностью благодаря самопознанию, которое позволяет подчинять свое «Я» нравственному закону. В структуре личности представлены все уровни культуры, познавательные процессы, сознание и самосознание, эмоции и воля, темперамент, интуиция, ценностная ориентация, убеждения, идеалы. Ядром структуры личности является мировоззрение как свойство социального и мыслящего существа.
Особым способом человеческого отношения к предметному миру выступает собственность. Ее смысл для «мо- Личности его Я» раскрывается через три среды «моего бытия»: безопорности, безосновности и отягощенности смертью; ограниченности другими; устремленности к абсолютному, потенциальной безграничности. В соответствии с этими тремя средами собственность переживается «Я» в трех аспектах: 1) собственность становится опорой и основанием «моего бытия», ведь земельный участок, дом, счет в банке становятся символом устойчивости, они запечатлевают навечно на себе отпечаток личности, хозяина; 2) собственность становится средством самоидентификации, поскольку указывает границы «моего индивидуального мира» (мода, коллекционирование); 3) собственность — средство экспансии Я, его безграничного расширения. Жизнь человека подменяется «жизнью частной собственности». Наряду с индивидуальным, субъективным основанием собственности — его стремлением к освоению мира, слиянию с бытием, преодолению собственной «малости» и ограниченности — вырисовывается «родовое» основание собственности — ограниченность возможностей самого человечества. Через отношения собственности индивиды получают своеобразный способ автономизации и одновременно втягиваются в социально-исторический процесс. Собственность указывает место человека в социальной дифференциации, определяет характер социального бытия человека. Антисобственническая ориентация сознания обычно опирается на моральные аргументы. Действительные же ее основания, думается, лежат глубже. Это, во-первых, стремление к подлинности человеческого бытия, освобождению от власти вещей и отчужденных форм существования; во-вторых, отрицание ценности индивидуального, эмпирического бытия в пользу бытия высшего, воплощенного в Боге или человечестве; в-третьих, отрицание ограниченности, исчерпаемости материальных благ, убежденность в объективной возможности превратить всех людей в цель. Эти три вида аргументов в определенной мере соответствуют особенностям менталитета современного человека, ведь он складывался десятилетиями под влиянием экономики, в которой собственность носила случайный и условный характер. И все же в современном общественном сознании доминирует идея возрождения чувств хозяина, понимание собственности как корня развития индивидуальности. Именно собственность и конкретность «отшлифовывают» личностные качества человека, развивают его индивидуальную сущность, ведь в конечном итоге смыслом и целью истории является Человек — это вершина биологического и социального синтеза, устремленная к высотам Истины, Добра и Красоты.
Читайте также: III. Вызываемое заболевание, признаки Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|