Содержание программы.
Тема 1. Методы оценки уровня здоровья. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы). Под физическим развитием понимается реализация генетических программ формирования морфофизиологических свойств организма в условиях воздействия на него различных факторов: климата, особенностей питания и образа жизни, социальной среды и др. Уровень физического развития оценивается набором методов, результаты которых сравниваются с половозрастными нормативами. Уровень здоровья определяется многочисленными функциональными пробами и тестами. Самоконтроль необходим для правильного дозирования нагрузок во время занятий, а также для предупреждения переутомления.
Тема 2. Средства и методы мышечной релаксации в спорте. Основы методики самомассажа. Оценка двигательной активности и суточных энергетических затрат. Нервно-мышечная релаксация – психотерапевтическая методика, основанная на попеременном напряжении и расслаблении различных мышечных групп, до достижения состояния релаксации. При этом мышечное расслабление приводит к возникновению ощущений покоя, уменьшению нервного напряжения или болевых ощущений. В основе метода прогрессивной мышечной релаксации лежит использование системы упражнений, состоящих из чередования напряжения и расслабления различных мышц и мышечных групп: а) лица; б) шеи и рук; в) спины и живота; г) ног (бедра, голени, стопы). Обязательным условием освоения методики является концентрация внимания на процессе напряжения, расслабления и особенно на ощущениях, возникающих при переходе мышцы от напряженного состояния к расслабленному. Эффект усилит спокойная музыка, световая гамма и т. д.
Приёмы самомассажа используют как для подготовки к нагрузке, настроя на физическую работу определённых мышц и суставов, так и для расслабления, перехода к спокойному состоянию. На различные двигательные действия тратится разное количество энергии, в результате по двигательному режиму человека можно определить суточные энергозатраты его организма.
Тема 3, 9, 18. Элементы спортивной гимнастики, акробатика, упражнения с предметами. Простые элементы акробатики – кувырки, стойки, шпагат, мост и другие – складываются в акробатическое соединение. Доступные упражнения с предметами (мячи, обручи, палки, отягощения) и на снарядах (конь, бревно, брусья, перекладина) воспитывают необходимые психофизические качества. Увеличивается сила, улучшается координация движений и гибкость.
Тема 4, 10, 21. Атлетическая гимнастика, шейпинг, стретчинг, йога, пилатес. В атлетическую гимнастику входит множество упражнений для увеличения силы мышц (тренажёры, гантели, штанга), улучшения скоростно-силовых качеств (прыжки и бег с отягощениями и без). Стретчинг – это упражнения для растягивания мышц и увеличения подвижности суставов, определяющие гибкость.
Тема 12. Методика самооценки уровня и динамики общей и специальной физической подготовленности по избранному виду спорта или системе физических упражнений. Методика проведения учебно-тренировочного занятия. Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. Специальная физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности.
Уровень ОФП и СФП определяется тестированием качеств и специальных умений. Учебно-тренировочное занятие проводится по следующей схеме: - определение темы или выбор раздела программы; - постановка целей и задач; - составление плана занятия; - подбор инвентаря; - подбор упражнений и двигательных действий; - распределение физических нагрузок и отдыха.
Тема 5, 11. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения. Корригирующая гимнастика при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Правильная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника. Осанка исследуется и описывается с головы до ног. Особенно информативными являются визуальные наблюдения позвоночного столба спереди, сзади, сбоку. С точки зрения ортопеда, правильная осанка — это правильное расположение частей и сегментов позвоночника. Относительно вертикальной средней линии спереди и сзади все части тела в общем симметричны. Профилактика и лечение заболеваний ОДА проводятся с помощью адаптивной гимнастики, плавания, упражнений для развития гибкости и силы определённых мышц.
Тема 6, 13, 17, 22. Упражнения для развития качеств. Комплексы УГГ, комплексы адаптивной гимнастики. Подвижные игры. Быстрота развивается при перемещении тела или частей тела в пространстве на максимальных скоростях (бег 30 м, прыжки через скакалку за 30 сек, спортивные и подвижные игры). Сила увеличивается во время сопротивления мышц, их напряжения (отжимания, воркаут, вольная борьба, пауэрлифтинг). Ловкость развивают игры, упражнения с предметами. Гибкость – это способность выполнять упражнения с большой амплитудой. Гибкость зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок; связана с фактором наследственности, на нее влияют возраст, регулярные занятия физическими упражнениями. Гибкость улучшает стретчинг, растягивание мышц и суставов. Выносливость – очень нужное юристу качество. Это способность выполнять работу долго и с заданной интенсивностью. Различают два вида выносливости: общую и специальную. Общая выносливость – способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени. Специальная выносливость – это способность долго и эффективно выполнять работу в определенной трудовой или спортивной деятельности.
Адаптивную гимнастику используют для восстановления функций организма при каком-либо заболевании, после травм или долгого перерыва в занятиях физическими упражнениями.
Тема 7. Методы регулирования психоэмоционального состояния. Упражнения для переключения и расслабления. Дыхательная гимнастика. Психическое воздействие с помощью саморегуляции помогает созданию оптимальных внутренних условий, при которых реализация двигательной деятельности происходит полнее. К методам, нормализирующим психоэмоциональное состояние, можно, например, отнести: - повышение общей физической подготовки, тренировка на выносливость; - включение ритмических и координированных движений в занятия;
- переключение на упражнения, развивающие другие, не утомленные работой мышечные группы или двигательные качества;
- общеукрепляющие упражнения, упражнения для снятия локального мышечного напряжения, дыхательные упражнения; - релаксационная тренировка;
- аутогенная тренировка;
- «активный отдых», «производственная гимнастика», «физкультурная пауза». Существуют естественные способы: длительный сон, смена обстановки, вкусная еда, общение с природой и животными, с друзьями, баня, массаж, движение, танцы, музыка, спорт, секс и многое другое. Психическая саморегуляция имеет две целевые установки: с одной стороны, создание максимально благоприятных психических и психовегетативных предпосылок для успешного выполнения тренировочной или соревновательной нагрузки, с другой - облегчение перехода к отдыху. Сущность психической саморегуляции состоит в том, что чувства, накапливаемые в процессе общения с окружающей средой, и познание собственного организма человек делает предметом систематической тренировки, чтобы воздействовать на свое психическое состояние и организм в целом. Сигналом для этого могут служить ощущения тяжести тела в сочетании с мышечным расслаблением, тепла - в сочетании с испытываемым расслаблением и чувством физического комфорта.
Дыхательная гимнастика используется для:
- расслабления организма и приведения нервной системы в спокойное состояние; - увеличения объёма кислорода в организме, улучшения метаболизма; - положительного и лечебного воздействия на сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы; - улучшения работы голосовых связок. Тема 8. Методика проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок — один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большого числа людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности. Для начала самостоятельных занятий должна появиться мотивация, например, повысить производительность труда через увеличение выносливости к рабочим заданиям, чтобы больше зарабатывать. Если мотивы, побуждающие к самостоятельным занятиям, сформировались, то определяется цель занятий, ею может быть: активный отдых, укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, выполнение различных тестов, достижение спортивных результатов. После определения цели подбираются направление использования средств физической культуры, а также формы самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Тема 14, 20. Комплексы упражнений различных оздоровительных систем. Оздоровительные системы – это системы знаний и практических методик, позволяющих обеспечить формирование здоровья. Известные оздоровительные системы условно можно разделить на современные и традиционные. Современные фитнес-системы являются сегодня лидером мирового оздоровительного движения, развивают двигательную подготовленность учащихся и позволяют оставаться бодрым и энергичным, легко переносить нагрузки и производить большое количество физических действий. Традиционные системы пришли к нам из стран с непрерывным и преемственным развитием культуры – Индии и Китая. Это йога, ушу, цигун и другие.
Тема 16, 19. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).
Профессионально-прикладная психофизическая подготовка играет большую роль в деятельности будущего юриста. ППФП формирует личностные качества специалиста, такие, например, как нордический характер, выдержка, готовность к экстремальным ситуациям, а также улучшает его работоспособность. Деятельность юриста включает в себя не только собственно навыки и умения выполнить ту или иную работу, но и овладение особыми этическими нормами, коммуникативными, организаторскими способностями, и первоначальным этапом на этом сложном пути становится именно физическая подготовка будущего специалиста. Практическая реализация ППФП в вузе осуществляется в течение всего периода обучения на занятиях физическим воспитанием и спортом в процессе специальной профессионально ориентированной теоретической, методической, практической подготовки и контрольных мероприятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|