Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функция человеческого




чения, «самооправдания» своей жизне-

Бытия

деятельности. Он включает в себя цели,

идеалы, установки, умонастроение и линию поведения человека.

Смысл жизни не задан человеку изначально. Человек изменяется в связи с изменениями в общественных отношениях, в личной жизни, в формах жизнедеятельности, вместе с этими изменениями изменяет­ся и смысл жизни. К тому же человек существует во многих формах бытия, поэтому смысл его жизни многомерен.

В истории духовных исканий человечества можно выделить три главных подхода к решению этой проблемы:

1. Смысл жизни находится за пределами жизни — в объективных порядках высшего бытия, в надличностных ценностях, в Боге. С этой точки зрения, единственное, что делает осознанной жизнь и придает ей абсолютный смысл, так это действенное соучастие в жизни, направ­ляемой сверхъестественными силами.

2. Смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных осно­ваниях, иными словами, ценность и смысл жизни — в самой жизни. Согласно данному подходу, человек способен переустроить мир на на­чалах добра и справедливости. Эта прогрессивная цель и придает смысл человеческому существованию.

3. Смысл жизни задается самим человеком, благодаря его усилиям по самореализации. Согласно данному подходу, жизнь сама по себе не имеет раз и навсегда заданного смысла. Только человек благодаря сво­ей деятельности, сознательно или бессознательно, преднамеренно или стихийно придает ей смысл и тем самым выбирает и созидает свою че­ловеческую сущность.

Каждый индивид может проектировать свой способ бытия и его стиль, но при этом он всегда исходит из некоторых допущений о под­линности определенных, коренящихся в самой жизни ценностей, из определенного понимания смысла жизни и целей жизнедеятельности. Кроме этого, вопрос о выборе человеком смысла жизни детерминиро­ван социальными условиями, тем или иным уровнем культуры, рели­гиозными догмами, а также макро- и микросредой, в которой осуще­ствляется человеческая жизнедеятельность.

Жизнь состоит из ощущения своего «Я» и стремления его сберечь, с одной стороны, а с другой — из сопротивления желанию утра­тить сознание своего «Я». Таким образом, человеческое бытие в опре­деленном смысле дуалистично. Каждый шаг человека ограничивается


условиями и требованиями, предъявляемыми природной средой и обществом. В большинстве случаев человек им подчиняется, потому что невозможно физически и морально вести постоянную борьбу. Однако именно исключения из этого правила пробуждают в нас подлинно человеческое. Поскольку мы не прекращаем искать способ проявления своей самости («я сам»), постольку самость имеет пред­посылки не быть утраченной навсегда. На самом деле, мы в глубине своей никогда не утрачиваем своей самости, ибо всегда желаем ре­шать, осуществлять свой собственный выбор. Таким образом, выбор является важнейшей составной частью человеческого бытия, одной из категорий, отражающих важные особенности человеческого су­ществования.

В современной философской антропологии, как правило, отвер­гаются всякого рода экстремистские выводы относительно возмож­ности человека игнорировать природную и социальную среду. Экс­тремизм типа субъективного произвола («что захочу, то и сделаю», «надо только захотеть» и т. д.) не осуществим в реальной жизни со­временного человека (впрочем, как и в прошлом). Однако боль­шинство философов-антропологов отвергают и другую крайность, противоположную субъективному произволу: рассмотрение челове­ка как некоторого пассивного продукта внешних обстоятельств, чья миссия лишь в том, чтобы соглашаться с обстоятельствами. Постоянное соглашение с обстоятельствами, с общественной средой было бы равносильно утрате собственного «Я». В действительности человек колеблется между двумя крайностями — между полным одиночеством и поглощенностью обществом, уничтожающим инди­видуальность.

Человек — это не целиком автономное «Я», способное обойтись без других. Но он и не растворяется в других, иначе не осталось бы «Я». Человек признает воздействие на себя общества и культуры, но «Я» должно оставаться самобытным на фоне социального и культурного воздействия, поскольку мы люди. Каждый из нас обладает потенциа­лом антисоциальности. Мы способны, если не практически, то хотя бы мысленно, к выражению недовольства существующими общественны­ми порядками, отнюдь не всегда с разрушительной целью, а потому, прежде всего, что нам, по словам Достоевского, дороже всего свое соб­ственное «свободное и вольное хотение».

Осуществление выбора выражает свободу человека. Но, выбирая поступок, тот или иной вариант поведения, личность выбирает себя. Она строит себя, создает свой духовный облик. Бытие, состоящее из


множества актов выбора, собственно, и есть жизнь личности или сама личность, взятая в динамике, в движении. Таким образом, вместе со свободой возникает ответственность. Прежде всего ответственность за себя, за свою судьбу.

Человеческое бытие характеризуется тем, что можно назвать «тревогой» (Ж. П. Сартр), «заботой» (М. Хайдеггер) или «тяжестью» (Н. Бердяев).

Названные понятия говорят о том, что жизнь человека невозможна без груза ответственности за себя, за близких, за свою страну и, в пре­деле, за человечество в целом.

И в самом совершенном обществе (если такое общество вообще возможно) человек вынужден будет нести определенные обязанности, заботиться и тревожиться. Именно поэтому тревога, забота или тяжесть являются не социальными, а экзистенциальными категориями. Они выражают то, что присуще человеческой жизни как таковой, независи­мо от времени, места и социально-экономического устройства обще­ства. Жизнь всегда есть некоторая тяжесть. Следовательно, жизнь тре­бует мужества жить, решимости переносить ее груз. Это связано еще и с тем, что человек в глубине своей есть одинокое существо.

Одиночество — также одна из экзистенциальных категорий чело­веческого бытия. Имеется в виду одиночество, связанное с самостоя­тельностью человека, с самобытностью его «Я», с актом собственного выбора, т. е. экзистенциальное одиночество. Экзистенциальное одино­чество следует отличать от одиночества социального. Последнее обус­ловлено социальными факторами. Оно может быть связано с несовер­шенством общества, с равнодушием людей. По тем или иным причинам человек оказывается в изоляции от общественной жизни, теряет дру­зей, лишается нормального круга общения.

Социальным одиночеством является так называемое «одиночество в толпе». Своеобразный парадокс его состоит в том, что человек посто­янно находится в кругу людей: на работе, дома, на досуге. Всюду его окружает множество людей. Он постоянно вынужден вступать в более или менее тесный контакт с другими. Массовый характер современно­го общества принуждает человека к непрерывному общению. Однако в большинстве случаев общение носит формальный характер: люди остаются замкнутыми в себе. Дело, в частности, в том, что в современном обществе человек во многом подчинен выполняемым им социальным функциям. Ему вообще грозит превращение в некоторую социальную функцию, вытекающую из его служебных и иных обязанностей. Вы­полняя функцию, человек волей-неволей надевает на себя защитную


маску. Он скрывает свое внутреннее «Я». Но жизнь только лишь как функционирование калечит духовный мир: человек становится «одно­мерным человеком», по выражению немецкого философа Герберта Мар-кузе (1898–1979 гг.).

Из духовного мира «одномерного человека» выпадают богатство и полнота бытия. Он суживает свой внутренний мир до крайне ограни­ченного круга интересов. В частности, жизнь такого человека может превратиться в бессмысленную гонку за потреблением все большего числа материальных благ. Однако тяга к полноценному общению и в этом случае неустранима. Тяга к общению — свойство человеческого в человеке. Поэтому одномерный человек внутренне тяготится своим положением. Его гнетет чувство своей ненужности, своей заброшенно­сти, чувство глубокого одиночества. «Одиночество в толпе» преодоли­мо через умение наладить полноценное личностное общение хотя бы в узком кругу друзей и близких, через открытость самому себе, через расширение горизонта интересов.

В отличие от социального одиночества экзистенциальное одиноче­ство принципиально не может быть исключено из жизни. Оно являет­ся одной из фундаментальных характеристик человеческого бытия. Человек осуществляет свой выбор, решает сам, оберегает собственное «Я». Кроме того, он изменчив: настроение и мысли могут поменяться в следующую минуту после разговора с близким. Поэтому нельзя пе­редать себя другому человеку. Это невозможно сделать даже при усло­вии очень тесных или интимных отношений с другим.

Одной из самых интимных форм отношений является любовь, ко­торая так же, как ранее перечисленные категории, выступает фунда­ментальной характеристикой человеческого бытия.

Любовь многообразна. В истории философской и религиозной мысли в произведениях литературы и искусства выявлены, раскрыты и красочно описаны различные виды любви. Есть любовь эроти­ческая. Это стремление к красоте и силе. Есть любовь агапэ. Это лю­бовь одаряющая, милосердная и сострадательная. Есть любовь ка-ритативная (каритас). Это любовь как нежность. Есть любовь страстная. Это вожделение, стремление обладать. Эти виды любви могут существовать как раздельно, так и вместе, в составе конкретного проявления любви. Так, половая любовь может включать в себя все отмеченные виды любви или сводиться к одному или нескольким. Конечно, она немыслима без страсти, а также без эроса. Но в ней так­же может присутствовать и момент нежности (каритас), и моменты ми­лосердия и сострадания (агапэ). Богатство проявлений половой люб-


ви делает ее роль абсолютно незаменимой для ощущения полноты и радости жизни.

Любовь во всех случаях выступает способом преодоления духов­ной самоизоляции, экзистенциального одиночества. Любовь соединя­ет, в то время как равнодушие или ненависть отгораживают, отстра­няют человека от мира и других людей. Любовь предполагает рассмот­рение другого как части меня самого. Поэтому она открывает человека навстречу другому. Важно, однако, иметь в виду, что через любовь эк­зистенциальное одиночество преодолевается, но не устраняется пол­ностью.

Любовь — лучший из возможных, но не абсолютный способ пре­одоления одиночества. Экзистенциальная природа последнего неуст­ранима. Это имеет место и в половой любви. Если половая любовь сво­дится только к страсти, т. е. к сексуальным отношениям, то единение возможно лишь на короткий момент. Партнеры по сексу часто остают­ся абсолютно чуждыми друг другу. Чувство одиночества может при этом даже возрасти. Если же половая любовь, помимо страсти, включает в себя эрос, агапэ и каритас, то в этом случае отношения любящих будут несравненно богаче и полнее. Полноценная половая любовь, включаю­щая взаимную нежность, милосердное и сострадательное участие лю­бящих, меняет ощущение жизни, придает ей радость цветущей полно­ты. Такая любовь способна устранить субъективное чувство одиноче­ства. Однако любящий не может и не должен раствориться в любимом. Он не может и не должен потерять свое лицо. Это означало бы не толь­ко утрату собственного «Я», но и поставило бы под угрозу саму лю­бовь. С. Франк писал: «Любовь не есть холодная и пустая, эгоистичес­кая жажда наслаждения, но любовь и не есть рабское служение, унич­тожение себя для другого. Любовь есть такое преодоление нашей корыстной личной жизни, которое и дарует нам блаженную полноту подлинной жизни, и тем осмысляет нашу жизнь».

Еще одной категорией, характеризующей человеческое бытие, яв­ляется категория творчества. Надо учесть, что способность быть чело­веком есть способность быть не равным своей деятельности. Иначе говоря, человек превосходит то, что он совершил. Человеческие спо­собности потенциально безграничны. Это значит, что человек есть уни­версальное существо. Он открыт для новых свершений и нет принци­пиальных ограничений для изобретения все новых и новых видов деятельности и овладения ими. Принципиальная безграничность че­ловека лежит в основе динамики его бытия. Следовательно, творчество выступает наиболее адекватной формой существования человеческого


в человеке. Творчество невозможно без индивидуальных усилий. Оно всегда индивидуально-личностно.

В творчестве происходит саморазвитие человека, расширение и обо­гащение его духовного мира. В этом состоит парадоксальная природа творчества. Кажется, что в творчестве человек отдает себя вовне, дру­гим людям, обществу. Это действительно так. Но одновременно проис­ходит духовное обогащение творца. Творческий акт не может происхо­дить за счет убывания сил творящего, иначе он превратился бы в духовное истощение. Значит, творчество это не только отдача, но и приобретение.

Таково проблемное поле философии, которая во все времена дер­жала в фокусе человека, который изучает мир, приспосабливается к нему, преобразовывает, ставя при этом главный вопрос: «Как мне быть счастливым в этом мире?»


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................................... 3

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...