Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самостоятельная работа студентов.




1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения:

Споры о времени заселения Южного Урала. Шульган-таш – уникальный памятник мирового значения. Проблемы сохранения этого памятника. Понятие о терминах «памятник», «культура». Что такое Аркаим?

2. Формы и виды самостоятельной работы студентов:

проработка лекционного материала, работа над текстом учебников, монографий, научных статей, подготовка к докладу, контрольной работе.

Литература для самостоятельного изучения

Амальрик А.С., Монгайт А.Л. В поисках исчезнувших цивилизации / Амальрик А.С., Монгайт А.Л. – М., 1966.

Археологические памятники Оренбурга. Сборники научных статей. Выпуски 1-5. – Оренбург, 1996 – 2002.

Археология СССР. Палеолит СССР. – М., 1984.

Бадер О. Капова пещера / Бадер О. – М., 1965.

История Башкортостана с древнейших времен до 60-х гг. XIX в. / под ред. Х.Ф. Усманова. – Уфа, 1996.

Мажитов Н.А. Тайна древнего Урала / Н.А. Мажитов. – М., 1975.

Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века / Н.А Мажитов, А.Н. Султанова. – Уфа, 1994.

Плетнева С.А. Кочевники средневековья / С.А. Плетнева. – М., 1982.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ:

1. Памятники эпохи палеолита на территории Республики Башкортостан:

А) Аркаим

Б) Капова пещера (Шульганташ)

В) Яктыкуль

2. Памятники эпохи мезолита:

А) Стоянки Романовка, Ильмурзино

Б) Муллино

В) Филипповский курган

3. Древнекаменный век – эпоха:

А) Матриархата

Б) Патриархата

В) Патриархата и матриархата

4. Эпоха каменного века:

А) Мезолит

Б) Бронзы

В) Железа

5. Памятник железного века:

А) Филипповский курган

Б) Аркаим

В) Шульган-таш

6. Культуры VVIII веков:

А) Турбаслинская, Бахмутинская, Кушнаренковская

Б) Кара-абызская

В) Пьяноборская

Лекция 2. «Происхождение башкирского народа»

План

1. Археологические и письменные источники о начале башкирского

этногенеза.

2. Тюркская и угрофинская теории происхождения башкирского народа.

3. Этноним «башкорт», его происхождение.

4. Культура древних башкир.

1. По мнению археолога Н.А. Мажитова, ведущая роль в формировании башкир принадлежала местным племенам VI–VIII вв. Определенную роль в этногенезе башкир сыграли также тюркские скотоводческие племена Южно-Сибирского и Центрально-азиатского происхождения, которые до прихода на Южный Урал значительное время кочевали в приаральско-сырдарьинских степях.

Первые сведения о башкирах, их культуре, религиозных верованиях мы находим в письменных источниках IX–X вв. В 842 – 847 гг. через территорию, заселенную башкирами, проезжал арабский путешественник Саллам Тарджеман. Данный труд Саллама Тарджемана в подлиннике не сохранился, но дошел до нас в пересказе его современников. Тарджеман достигает «пределов страны башкир на 27-й день пути, двигаясь на восток от Хазарии». Большинство современных комментаторов помещает увиденных путешественником башкир где-то в районе Уральских гор. Другой арабский автор пишет, что «Башджары разделяются на два племени, одно племя живет на самой границе Гуэзии, страны куман близ булгар. Другие же башджары граничат с печеганами».

Наиболее ценные сведения о башкирах начала X в. оставил переводчик Ахмед ибн-Фадлан в составе посольства Багдадского халифа к булгарскому царю Алмушу: «Потом мы ехали много дней и переправились через реку Джаха (Чаган), потом после нее через реку Ирхиз (Иргиз), потом через Бачач (моча), потом через Самур (Самара), потом через реку Кипел (Кинель), потом через реку Сух (Сок), потом через реку Кюнджюлю (Кондурча) и попали в страну народа из числа тюрок, называемого «башкиры». По тексту следует, что территория севернее Яика до Кондурчи была частью башкирских владений. Основная же область башкир, увиденная Ибн-Фадланом, была расположена восточнее, т.е. ближе к пределам современного Башкортостана. Наиболее полным сводом источников о башкирах является труд Идриси. Труд Идриси состоит из двух частей: картографической и текстовой. На карте, в стране башкир, помещены три города: Каракия, Касра и Масра, которые по источнику, состояли из бревенчатых домов и подвергались частым нападениям волжских булгар. «Войско их, - продолжает Идриси далее, - состоит из 2 тысяч человек, оно укрывается в лесах и его трудно настичь. Башкиры смелый и предприимчивый народ».

2. Имеющиеся письменные источники позволяют сделать вывод, что Южный Урал является исконной родиной башкир. Основу башкирского этноса составили древнетюркские племена. Об этом говорят данные языка, антропологического типа, многие культурно-бытовые традиции. Почти тысячу лет назад Махмуд Кашгарский отнес башкирский язык к числу основных тюркских языков, а сам народ к числу «двадцати главных и первоначальных тюркских народов».

Названия многих крупных башкирских племен – табын, катай, канглы, мин, кыпсак, бурзян – связаны с ранними этнополитическими образованиями тюрков. Несомненно, в формировании башкирского этноса участвовали также племена финно-угорского и ирано-язычного происхождения. В числе финно-угорских племен, близко соприкасавшихся с башкирами, возможно, были местные предки венгров. Башкирские племенные названия еней, юрматы исследователи отождествляют с венгерскими этнонимами еней, дъярмат. Существуют предания и легенды венгров – мадьяр о прежней их стране на востоке, между Уралом и Волгой. Это привело к возникновению угорской (мадьярской) гипотезы происхождения башкир. В X–XIII вв. и позже происходило активное проникновение в башкирскую этническую среду кипчакских племен и родов.

Результатом башкиро-кипчакских связей было усиление в культуре и языке башкир кипчакских черт. Но, в целом, это не отразилось на самобытности башкирского народа, его культурно-языковом своеобразии, которые сложились значительно раньше. Видные тюркологи (С.Е. Малов, Дж. Г. Киекбаев, Н.А. Баскаков) единодушно считают, что башкирские племена уже в V–VIII вв. оторвались от основной массы тюрков и жили на территории современного Башкортостана. Горно-лесные условия края способствовали длительному сохранению у отдельных племенных групп диалектных различий и многих рудиментных явлений, исчезнувших в других тюркских языках.

3. Первые упоминания этнонима «башкорт» зафиксированы в IX–X вв. На протяжении XVIII–XX вв. выдвинуто около 40 версий происхождения этнонима «башкорт». Наиболее распространенными являются две гипотезы: 1. «Баш» («главный») + «корт» («волк»). Первая гипотеза опиралась на почитании волка башкирами, равно как и всеми тюрками. Ныне получила распространение точка зрения, согласно которой слово «башкорт» происходит от личного имени Башджурт, предводителя племен, объединившихся под его началом в военно-политический союз. Историко-этнографические сведения о существовании у башкир в IX–XII вв. своих государственных образований свидетельствуют в пользу этой гипотезы.

4. Культура древних башкир лучше представлена материалами курганов. Археолог Н.А. Мажитов считает, что для башкирских племен IX–X вв. характерны земляные курганы диаметром 8–10 м., высотой 40–50 см., насыпанные над мелкими простыми могилами. Изредка сооружались глубокие могилы с широкой ступенькой вдоль одной длинной стены. Вблизи могил, а также в их заполнении часто встречаются следы ритуальных захоронений коня.

На дне могил сооружались высокие срубы из 3–4 венцов, а дно, стенки и верх сруба прикрывались несколькими слоями бересты.

Другим важным признаком внутреннего устройства могил является широкое применение гробов из тщательно обработанных досок для погребения умерших. Все гробы имели четкие следы обугления снаружи, они перед опусканием в могилу предварительно обжигались на огне.

Смысловое значение частичного сожжения гробов перед опусканием в могилу, очевидно, состоит в том, что они имитировали обряд трупосожжения. Кремацию, например, знали тюрки Южной Сибири IX–X вв.

К числу важных элементов культуры ранних башкир относится распространенный обычай укладывать на гробы седельные и уздечные наборы.

В курганах богато представлены предметы вооружения. В погребениях находят и женские украшения: серьги, перстни, браслеты, нагрудные подвески. Уникальными являются скульптурные фигуры человека из камня.

Этнографические особенности культуры ранних башкир не менее богато представлены в составе женских украшений. Среди них есть различные типы накосников с коньковыми и арочными шумящими подвесками на длинных ремешках или бронзовых или серебряных цепочках.

Религиозные верования башкир восходят к тенгрианству и описаны в уникальном источнике, оставленном ибн-Фадланом. В нем говорится: «Кое-кто из них говорит, будто бы у него двенадцать господов: «у зимы господь, у лета господь, у дождя господь, у ветра господь, у деревьев господь, у людей господь, у лошадей господь, у воды господь, у ночи господь, у дня господь, у смерти господь, у земли господь, а господь, который на небе, самый большой из них. Однако он объединяется с теми в согласии, и каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ».

В раннем средневековье описанная религия существовала у народов Тюркского и Кимакского каганатов, у волжских Булгар.

У башкир этого времени широкое распространение получили тотемистические представления. Легенда о тотемной птице журавле у башкир сохранилось до современности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...