Самостоятельная работа студентов.
1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения: Понятия крепостное право. Трудности осуществления отмены крепостного права. Причины и значение буржуазных реформ. Значение кантонной системы управления в жизни башкирского общества. Причины отмены кантонной системы. 2. Формы и виды самостоятельной работы студентов: проработка лекционного материала, учебников, учебных пособий, хрестоматий, монографий, научных статей, подготовка к семинарскому занятию, докладу, контрольной работе. Литература для самостоятельной работы: Источники Хрестоматия по истории Башкортостана. Ч. 1. – Уфа, 1996. Литература Асфандияров А.З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XV – первая половина XIX в.) / А.З. Асфандияров. – Уфа, 2006. Давлетбаев Б.С. Крестьянская реформа 1861 г. в Башкирии / Б.С. Давлетбаев. – М., 1983. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. Т. I. / под ред. И.Г. Акманова. – Уфа, 2004. История Уфы. Краткий очерк. – Уфа, 1981. Усманов Х.Ф. Развитие капитализма в сельском хозяйстве Башкирии в пореформенный период 60–90-е гг. XIX в. / Х.Ф. Усманов. – Уфа, 1982. Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации (дооктябрьский период) / Б.Х. Юлдашбаев. – Уфа, 1972. ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ: 1. Разделение Уфимской и Оренбургской губерний: А) 1865 г. Б) 1864 г. В) 1861 г. 2. Утверждение Александром II «Положения о башкирах»: А) 1861 г. Б) 1863 г. В) 1865 г. 3. Городская реформа в Оренбургской и Уфимской губерниях: А) 1870 – 1874 гг. Б) 1850-1860 гг. В) 1880-1881 гг. 4. Военная реформа: А) 1871 г. Б) 1874 г. В) 1890 г. 5. Судебная реформа: А) 1871 г. Б) 1864 г. В) 1890 г. 6. В Уфе построена первая соборная мечеть: А) 1825 г. Б) 1830 г В) 1836 г. Лекция 7. «Башкортостан в начале XX века»
План 1. Социальное экономическое развития края в 1900–1904 гг. 2. Российская революция 1905–1907 гг. в условиях Башкортостана. 3. Башкортостан в период первой мировой войны. 4. Февральская буржуазно-демократическая и Октябрьская революции в условиях Башкортостана. 5. Культура Башкортостана в начале XX века. 1. На рубеже XIX–XX царская Россия вступила в эпоху империализма. В экономике страны решающую роль приобрели монополии и банки. Особенности русского империализма нашли свое отражение и в Башкортостане. Здесь, как и в других районах страны, происходило укрупнение промышленных предприятий. Возникли «Общество белорецких железоделательных заводов Пашковых», «Южноуральское металлургическое общество», «Общество Комаровских железорудных месторождений и южноуральских заводов» и др. К началу XX в. крупная промышленность Башкортостана насчитывала 236 предприятий фабрично-заводского типа. Основу промышленности края составляли горнозаводские предприятия. Наиболее крупными фабрично-заводскими предприятиями были Уфимские железнодорожные мастерские, Богоявленский стекольный завод, Благовещенский завод по производству сельскохозяйственных машин. Основная масса рабочих Башкортостана была занята на горнозаводских предприятиях. Рабочие Башкортостана сосредоточены были не в городах, а в заводских и рудных поселках. Горнозаводские рабочие Башкортостана, как и всего Урала, имели свои земельные участки. Положение трудящихся было крайне тяжелым. Рабочий день продолжался 11,5 часа, а на золотых приисках доходил до 15–16 часов. Исключительно тяжелыми были жилищные условия. Если на горных заводах рабочие имели свои дома, то на рудниках, приисках они ютились в сырых землянках и неблагоустроенных бараках. Главным занятием населения края было сельское хозяйство. В эпоху империализма сокращалось помещичье землевладение, сельское хозяйство постепенно переходило к капиталистическим отношениям. Росло производство товарного зерна. В Башкортостане, как и во всей стране, продолжался процесс расслоения на крестьянскую бедноту и сельскую верхушку – кулачество. В Уфимской губернии 11% зажиточных хозяйств имевших по 5 и более лошадей, имели 38% крестьянских посевов и 32% скота. На долю же 60% безлошадных и однолошадных дворов приходилось лишь 22% посевов и 26% скота.
Росту крестьянской буржуазии в Башкортостане способствовала аграрная политика царизма, направленная на расхищение башкирских земель. Первая марксистская группа на Южном Урале образовалась в 1895 г. в Уфе. В марте 1896 г. она была разгромлена полицией. В 1898 г. в Уфе образовалась новая социал-демократическая группа, одним из организаторов которой был профессиональный революционер А.Д. Цюрупа. В нее входили также О.В. Аптекман, Н.Н. Плаксин, В.Н. Крохмаль, С.Н. Салтыков, К.К. Газенбуш и И.С. Якутов. Позднее в группу вошли сосланные из Петербурга за революционную деятельность А.И. Свидерский, О.И. Чачина и другие. Уфимские социал-демократы вели работу среди интеллигенции города, установили связи с рабочими железнодорожных мастерских и депо. Во второй половине 1901 г. социал-демократические кружки были объединены в «Уфимский рабочий комитет», который стал переходить от пропаганды марксизма в кружках к массовой политической агитации, среди рабочих расширил связи с южноуральскими заводами. В конце 1902 – начале 1903 г.г. на Катав-Ивановском, Юрюзанском заводах оформились социал-демократические кружки, в состав которых входили передовые наиболее сознательные рабочие. На своих сходках они обсуждали пути улучшения экономического положения трудящихся, читали популярную литературу по рабочему вопросу, нелегальные социал-демократические издания. Большая работа по политическому воспитанию рабочего класса проводилась в Златоусте. Особое значение придавалось подготовке к празднованию международного дня солидарности 1 Мая. В январе 1903 г. был создан единый Уфимский комитет РСДРП. Делегатами на II съезд РСДРП были избраны В.Н. Крохмаль, примкнувший к меньшевикам и Г.М. Мишенев, стоявший на ленинско-искровских позициях. Уфимский комитет РСДРП, как и многие другие местные комитеты, воспринял решение съезда как свою базовою программу. Уфимский комитет занял большевистскую позицию.
Промышленный кризис 1900–1903 гг., ухудшив и без того тяжелое положение рабочего класса Урала, дал толчок рабочему движению в крае. В апреле 1900 г. объявили двухдневную забастовку рабочие Катав-Ивановского завода, протестуя против введения двухсменной работы по 12 часов и требуя установления восьмичасового рабочего дня. Забастовка закончилась победой рабочих. Такой же случай произошел в 1901 г. на Юрюзанском заводе. В 1902 г. проходили стачки и забастовки на Белорецком, Тирлянском заводах. В 1903 г. произошла Златоустовская забастовка. В марте 1903 г. на Златоустовском заводе в ответ на введение новых расчетных книжек рабочие прекратили работу и вышли на площадь. Рабочие выбрали делегатов для переговоров. Но представители рабочих были арестованы. 13-го марта пятитысячная толпа собралась на площади перед домом губернатора, требуя от него освобождения арестованных товарищей. Тогда заранее выстроенные на площади войска по приказу губернатора произвели четыре залпа по безоружной толпе. Было убито 63 человека и ранено 250 человек. 15-го марта в Златоусте состоялись похороны погибших, вылившиеся в грандиозную демонстрацию протеста против царского правительства. Жестокая расправа с бастующими рабочими вызвала волну возмущения среди всех рабочих России. В мае 1904 г. в честь дня международной солидарности трудящихся состоялись массовки и митинги в городах Симе, Златоусте, Миньяре. Стачки рабочих Башкортостана в 1900–1904 гг., являясь составной частью общероссийского массового движения, были предвестниками назревающей революции. В то же время развернулась и крестьянское движение. Крестьяне вели борьбу против эксплуатации со стороны помещиков и сельской буржуазии, произвола царских чиновников, налогового гнета и т.д. В 1901г. крестьяне Оренбургской и Уфимской губерний выступили против уплаты казенных и земских налогов. В декабре 1901 г. в д. Михайловку Чумляцкой волости Оренбургской губернии прибыл пристав Шацкий в сопровождении волостного старшины, трех урядников. В 1903–1904 гг. крестьянские волнения произошли в 25 деревнях Уфимской и Оренбургской губерний.
Большинство выступлений приходилось на башкир, которые оказывали упорное сопротивление захвату их земель. На этой почве произошли волнения, охватившие практически все волости и уезды Уфимской и Оренбургской губерний. 2. Начавшаяся в январе 1904 г. русско-японская война ускорила назревание общенационального кризиса в стране. Подписание акта о капитуляции Порт-Артура 20 декабря привело к перерастанию кризиса в революцию. Революционное движение в Башкортостане возглавили новые политические партии, которые включили в себя большевиков, меньшевиков и эсеров. На события в Петербурге первыми откликнулись рабочие г. Уфы. 19 января в уфимских железнодорожных мастерских был митинг, на котором присутствовало до 2000 рабочих. Во многих заводах края прошли стачки и демонстрации. 1 мая 1905 г. в Башкортостане прошло под знаком солидарности трудящихся. В Уфе состоялась первомайская демонстрация. В этот день рабочие, учащиеся, интеллигенция собрались за городом в Чертовом городище (ныне эта территория Зеленой рощи) и двинулись с красными флагами и с пением революционных песен к городу. На пути к городу их настигли полицейские и солдаты. После короткой стычки демонстранты разошлись. Весной 1905 г. создается влиятельная среди эсеров уфимская организация, создавшая боевые дружины. 3 мая 1905 г. в Уфе во время спектакля в Видинеевском саду выстрелом из револьвера был тяжело ранен уфимский губернатор Соколовский. Большое влияние на подъем рабочего движения в Уфимской губернии оказала июльская стачка рабочих в Уфе. 5 июля рабочие уфимских железнодорожных мастерских и депо объявили стачку, требуя установления 8-часового рабочего дня, повышения заработной платы, отмены сверхурочных работ, улучшения медицинского обслуживания, немедленного освобождения арестованных товарищей. К железнодорожникам присоединились рабочие меднолитейного завода Фролова, завода Гутмана, ряда лесопилок и других предприятий. Забастовка переросла в общегородскую. В августе 1905 г. на золотых приисках в Верхнеуральском уезде Оренбургской губернии, где работали главным образом башкиры и татары, произошла забастовка. Забастовка началась 1 августа на прииске «Искандеровском» братьев Рамеевых. Во главе забастовки стояли забойщики башкиры Адигам Якшимбетов и Караметдин Сейфетдинов. 2 августа к забастовке присоединились рабочие прииска «Балканское» во главе с Матвеем Лаптевым и казаком Маратом Абсалямовым. Рабочие прииска «Грозный» Гумбейского золотопромышленного товарищества Гогиных тоже поддержали забастовщиков. Золотопромышленники поспешили увеличить заработную плату рабочих.
С самого начала революции развернули свою деятельность левые партии – большевики, меньшевики и эсеры. Их влияние на рабочих и крестьян было значительным. Осенью 1905 г. революционное движение в стране поднялось на более высокую ступень. Октябрьская политическая стачка, начавшаяся в Москве и Санкт-Петербурге, охватила все промышленные центры и железные дороги страны. 7 октября к стачке присоединились рабочие Уфимских железнодорожных мастерских. Вскоре к ним примкнули рабочие других предприятий, служащие телеграфа, банка, магазинов, учащиеся. 14 октября в Уфе состоялась демонстрация под лозунгами: «Долой самодержавие!», «Созыв Учредительного собрания». Всероссийская стачка заставила отступить царизм. 17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест о даровании политических свобод: «1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, собраний и союзов. 2. …Привлечь к участию в Думе те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав». По мере развертывания революции возрастает активность монархических сил, в крае начали создаваться отделения черносотенно-монархических организаций. Они широко использовали социальную демагогию, спекулировали на патриотических чувствах, разжигали национализм. Черносотенцы убивали революционеров, рабочих и интеллигентов, устраивали еврейские погромы и резню. 23 октября в Уфе черносотенцы убили трех человек. Им очень не нравился губернатор Цехоновецкий, который был известен своими либеральными взглядами. Он увольнял особо одиозных представителей полицейско-административного аппарата. Стараниями черносотенцев-монархистов этот губернатор был отозван из губернии. Уфимская городская дума постановила создать «Комитет безопасности» по борьбе с черной сотней. 7 декабря 1905 г. в Москве началась политическая забастовка, переросшая 10 декабря в вооруженное восстание. Утром 9 декабря в уфимских железнодорожных мастерских начался общегородской митинг. Митинг открыл председатель Уфимского Совета рабочих депутатов Иван Степанович Якутов, рабочий-революционер. По указанию И.С. Якутова дружинники выставили охрану. Ими командовали Иван и Михаил Кадомцевы. Командиром боевой дружины был избран И.Л. Мавринский. Когда митинг был в самом разгаре, к мастерским прибыли казаки и солдаты. Обращение И.С. Якутова к казакам и солдатам не стрелять в рабочих не смогло предотвратить вооруженного столкновения. Дружинники бросили несколько бомб в наступающих, ранив трех солдат. Солдаты открыли винтовочный огонь по железнодорожным мастерским. Бой был неравным. Обсудив положение, рабочие прекратили вооруженное сопротивление и организованно отступили. Часть митингующих ушла в город, многие за реку Агидель. Вслед за движением рабочих начались и крестьянские волнения. Крестьянские выступления были направлены против помещичьего землевладения, налогового бремени, кабальных форм эксплуатации. Крестьянское движение было массовым. Так, в первые четыре месяца 1905г. крестьянские выступления произошли в 20 волостях, а в мае-августе в 15 волостях. В ноябре-декабре 1905 г. крестьянское движение усиливается. Всего за этот период отмечено 34 случая выступлений крестьян. Аграрное движение среди башкир идет под лозунгом «Вернуть отнятые земли!» В 1906 г. начался спад революции. В этот период царизм резко усилил репрессии, начались массовые аресты. В города и села края направлялись карательные отряды. Однако революция отступила с боями. В крае шло формирование боевых дружин. В ноябре 1906 г. Иван Кадомцев встал во главе боевых организаций всего Урала, а Эразм Кадомцев начальником Всеуральского штаба «Боевых организаций народного вооружения». Дружинники провели целый ряд революционных экспроприаций. Так, 21 сентября 1906 г. на станции Дема боевики отняли 250 тысяч рублей у артельщиков, везших их по железной дороге. Один из артельщиков погиб. Руководители операцией Михаил и Иван Кадомцевы. На эти деньги революционеры организовали вооружение рабочих Урала, печатали свои газеты «Уфимский рабочий» и «Урал». В феврале- марте 1906 г. проходили выборы в I Государственную думу. Большевики и эсеры выступили против выборов в Думу, поэтому ни одного представителя этих партий в Думе не оказалось. Зато сторонники партии «Народной свободы» – кадетов праздновали победу. Большинство депутатов в Думу были от этой партии. Башкир в I Государственной думе представляли ахун города Оренбурга Шагишариф Матинов, дворянин Белебееевского уезда Шах-Айдар Сыртланов и ахун города Белебея Ямалетдин Хурамшин. Начало XX века стало временем зарождения мусульманского движения. 15 августа 1905 г. в Нижнем Новгороде прошел первый съезд «Иттифак-эль-муслимин» («Союз мусульман»), на котором присутствовали и мусульмане Уфимской и Оренбургской губерний. В январе и августе 1906 г. в Петербурге и Нижнем Новгороде прошли второй и третий мусульманские съезды, которые утвердили программу и устав «Союза мусульман». Башкиры, татары и другие мусульманские народы России хотели, «чтобы все нации в России получили полное равноправие, свободу в национальных школах и литературе, могли свободно защищать и проповедовать свою религию». 20 февраля 1907 года начала свою работу II Государственная дума. От Уфимской и Оренбургской губернии во II Думу было избрано 32 депутата. Среди них 3 трудовика, 1 большевик, 1 эсер. Эта Дума по составу депутатов оказалась еще более левой чем предыдущая. Дума отказалась утверждать Указ от 9 ноября 1906 г., предлагая свои собственные аграрные проекты. С начала 1907 г. революционное движение в России пошло на убыль. Это наблюдалась и в Башкортостане. В 1907 г. в крае стачки произошли на 109 предприятиях. Они были вызваны наступлением хозяйств на экономические завоевания рабочих в дни подъема революционного движения. Стачки 1907 г. заканчивались поражением рабочих. Капиталисты не шли ни на какие уступки. 3 июня 1907 г. царизм разогнал II Государственную думу и перешел в решительное наступление. Первая Российская революция окончилась поражением. Несмотря на поражение, революция дала свободу слова, печати, союзов, отмену выкупных платежей крестьян, указ о веротерпимости, смягчении политики русификации национальных окраин. В 1906 г. впервые в истории России было созвано представительное учреждение – Государственная Дума. После подавления революции в стране наступил период реакции. Тысячи рабочих и крестьян были брошены в тюрьмы, сосланы в каторгу. Вновь были восстановлены многие дореволюционные фабрично-заводские порядки: увеличен рабочий день, снижены расценки. Стали широко практиковаться штрафы. Правительство расправлялось с революционерами. 8 ноября 1907 года в Уфе по приговору военного суда был казнен бывший председатель Уфимского Совета рабочих и депутатов И.С. Якупов. В мае 1908 года был казнен руководитель симских большевиков М.В. Гузаков. В период реакции усилился национальный гнет. Многие реформированные мектебе были закрыты, был прекращен выпуск ряда национальных газет. Среди закрытых были социал-демократическая газета «Урал», журналы «Карсыга», «Чукеш» и другие. 9 ноября 1906 года был издан указ о выделе из общин и укреплении надельной земли в частную собственность. Инициатором новой аграрной политики выступал глава правительства П.А. Столыпин. Проведение столыпинской аграрной политики встретило отрицательное отношение со стороны массы крестьянства. К 1915 году в Уфимской губернии вышли из общины и укрепили свои надельные участки в собственность 15%, в Оренбургской – 10% крестьянских хозяйств. В Уфимской губернии отрубщиков и их хуторян насчитывалось 6%. Именно отрубщики и хуторяне должны были стать, по замыслу Столыпина, политической опорой самодержавия на селе. Важное место в столыпинской реформе отводилось переселенческой политике. Башкортостан стал одним из основных районов притока переселенцев, усилился захват башкирских земель. В целом же, столыпинская реформа потерпела неудачу. В то же время, аграрная реформа, будучи буржуазной, по существу, способствовала росту социального расслоения крестьянства и развитию сельского хозяйства края. В Оренбургской и Уфимской губерниях расширились посевные площади, росло производства товарного хлеба. В годы реакции в Миньяре, Златоусте, Уфе, Челябинске продолжали существовать большевистские организации. В Уфе большевики издавали нелегальную газету «Уфимский рабочий». Продолжалась стачечная борьба. В марте 1908 г. забастовали рабочие Кваркенских золотых приисков близ Орска. Они выставили экономические требования, прежде всего увеличение заработной платы и сокращение продолжительности рабочего дня. В 1910 г. наметился перелом в рабочем движении. Решительный же подъем революционного массового движения произошел после расстрела безоружных рабочих на Ленских приисках в Сибири 4 апреля 1912 года. Число стачек в Башкирии с 1912 года и до начала первой мировой войны составило 34. В этот период расчет число политических стачек. III Государственная Дума проработала с ноября 1907 г. по июнь 1912г. Мусульманство было представлено 10 депутатами. IV Дума возникла в предкризисный для страны и всего мира период – в канун мировой войны. С ноября 1912 г. по октябрь 1917 г. состоялось пять сессий IV Думы. Деятельность думской фракции вначале направлял Союз мусульман – партия «Иттифак эль муслимин», действовавшая до 1914 г. В 1915 г. к сотрудничеству в качестве представителя уфимских мусульман был приглашен Ахметзаки Валидов, впоследствии ставший выдающимся лидером башкирского национального движения. В мусульманскую фракцию Думы последнего созыва от Уфимской и Оренбургской губерний входили К.Хасанов, С.Джантюрин и К.Тевкелев. После крушения монархии мусульманская фракция в марте 1917 г. выступила с заялением, в целом одобряющим программу Временного правительства России. Существенный вклад внесли представители нашего края в зарождение и развитие традиций парламентаризма в России. 3. Соперничество великих держав, боровшихся за раздел и передел мира в августе 1914 г. привело к мировой войне. После объявления манифеста о войне в стране прошли патриотические манифестации. Империалистическая война легла тяжелым бременем на плечи народ- ных масс. Тысячи рабочих, десятки тысяч крестьян были мобилизованы в армию. На заводах и фабриках увеличивалась продолжительность рабочего дня, падала заработная плата, росли штрафы. В годы войны продолжалась техническая перестройка почти во всех горнозаводских округах. В 1914–1916 гг. в Белорецком округе был постро- ен новый проволочно-гвоздильный завод. Техническая перестройка, повышение производительности труда привели к улучшению производства. В 1915 г. в Уфимской губернии выплавлялось свыше 4,5 млн. пудов чугуна или на 35% больше, чем в 1913 г. В годы войны доходы некоторых предприятий резко возросли. В 1915г. по сравнению с 1913 г. прибыль Белорецкого акционерного общества увеличилась в 5 раз. Первая мировая война разрушительно сказалась на сельском хозяйстве. В результате мобилизации в армию более 1 млн. человек с Урала почти половина крестьянских хозяйств края осталось без мужчин. В годы войны уменьшились посевные площади: в Оренбургской губернии на 10,5%; в Уфимской губернии в 1915 г. площадь крестьянской посева сократилась на 10,7%. Война привела к резкому социальному расслоению, одни богатели, другие обнищали. Тяготы войны, обнищание вели к усилению недовольства населения. Крупным событием в революционном движении края стала забастовка на Миньярском заводе, продолжавшаяся с мая 1914 г. до февраля 1915 г. Миньярская забастовка оказала влияние на развитие рабочего движения в целом на Урале. В 1915 г. в Башкортостане было 15 стачек. В следующем году произошло 28 забастовок. Наиболее крупными были стачки на Миньярском, Белорецком, Усть-Катавском и Аша-Балашовском заводах. В апреле 1916 г. забастовали 322 рабочих-башкира, занятых на добыче торфа для Белорецкого завода. Несмотря на усиление репрессий, аресты руководителей забастовок, революционное движение в Башкортостане росло и ширилось. Начались и крестьянские выступления, принимавшие самые различные формы. 4. В конце 1916 г. в России сложилась революционная ситуация. По всей стране прокатилась волна забастовок. Забастовка, начавшаяся 1 февраля на Путиловском заводе, вскоре переросла во всеобщую политическую стачку. 27 февраля в России победила буржуазно-демократическая революция. Главной особенностью февральской буржуазно-демократической революции было установлено двоевластие в стране. Двоевластие образовалось и в Башкортостане. 2 марта 1917 г. Уфимская городская дума постановила создать губернский комитет общественных организаций, который приступил к организации уездных и волостных органов временного правительства. В начале марта в Уфимскую губернию комиссаром Временного правительства назначили П.Ф. Коропачинского. Позднее были назначены уездные комиссары. Одновременно создавались органы народной власти – Советы рабочих и солдатских депутатов, а также советы крестьянских депутатов. 5 марта 1917 г. в Уфе оформился Совет рабочих и солдатских депутатов. В состав Совета вошли 162 человека. Председателем Уфимского Совета стал эсер В.Ф. Гиневский. В уфимском комитете РСДРП председателем был избран меньшевик А.И. Ахтямов. Весной 1917 г. усиливается забастовочное движение. Забастовщики выступили за установление восьмичасового рабочего дня, увеличение заработной платы. Эти требования были удовлетворены на механическом заводе Гутмана, на нефтяных складах товарищества «Бр.Нобель» и других предприятиях г. Уфы. Неспокойно было в деревне. Крестьяне захватывали помещичьи угодья, громили усадьбы. Происходит бурный подъем башкирского национального движения. Начало башкирского движения относится к маю 1917 г. В ходе работы I всероссийского мусульманского съезда башкирские депутаты образовали бюро союза башкирского народа и начали подготовку I Всебашкирского съезда. 20 июля в г. Оренбурге в здании Каравансаря открылся I Всебашкирский съезд (Курултай). Курултай принял резолюцию о территориальной автономии, о земле, о народном просвещении и т.д. В августе в Уфе состоялся II Всебашкирский съезд. 25 октября (7 ноября) 1917 года в России большевики во главе с В.И. Лениным свергли Временное правительство и захватили власть в свои руки. В Уфимской губернии большевики пришли к власти мирным путем. 26 октября (8 ноября) 1917 г. в Уфе был образован губревком (А.И. Свидерский, Н.Л. Брюханов, А.К. Евлампиев, А.Д. Цюрупа, А.А. Юрков – большевики, А.Н. Бриллиантов, И.З. Штейнберг – левые эсеры). 5. В начале ХХ в. у башкир и татар существовала традиционная система конфессионального образования. Просвещение этих народов осуществлялось в форме религиозного обучения в мектебе и медресе – в низших и высших мусульманских школах. Современники отмечали существование школ в каждом мусульманском приходе. Один из чиновников Уфимского губернского правления, краевед М.В. Лоссиевский в 1903 г. писал, что «мектебе и медресе рассеяны повсюду, где есть башкирское и татарское население, редкая деревня не имеет своей мечети, а где мечеть значит – там есть мулла, там и мектеб и медресе». В 1912 – 1913 учебном году по Уфимской губернии насчитывалось 1579 мектебе (кроме того, в 1054 населенных пунктах практиковалось домашнее обучение), в Оренбургской губернии – 383 мектебе. Обучалось в этих школах более 90 тыс. учащихся. В 1117 (77,8%) мектебах практиковалось четырехгодичное и более длительное обучение. На рубеже XIX–XX вв. начинается демократизация мусульманской школы (джадидизм). Джадидизм впоследствии перерос рамки вопросов школьного образования и принял характер широкого идейно-политического течения. Сторонники этого течения вели борьбу с представителями реакционной части мусульманского духовенства (кадимистами), считавшими неприкосновенными каноны шариата, архаические традиции в быту и общественной жизни народа, религиозно-схоластические методы в работе мектебе и медресе. После первой русской революции на повестку дня был поставлен вопрос о введении всеобщего начального образования. Уфимское губернское земство проделало большую работу по определению типа начальной общеобразовательной школы для мусульманского населения. Был создана специальная комиссия для разработки программы обследования мусульманских школ, мектебов, они стали получать также определенную финансовую помощь земских учреждений. В рассматриваемое время увеличилось и численность русских школ. Возросло число комбинированных русско-национальных школ. К 1915 г. русско-башкирских и русско-татарских школ насчитывалось 337, русско-чувашских, марийских, мордовских и др. – 397. О степени вовлечения башкирских и татарских детей в русско-национальные школы свидетельствуют следующие данные: в конце 1914 г. эти школы в Уфимской губернии составляли 20,7% (для башкир 10,6%) общего числа начальных народных училищ губернии, русские школы составляли 59,2%. На 1 января 1915 г. в начальных русских и русско-национальных школах всех типов обучалось примерно 101537 человек. Из них русские составляли 68,5%, башкиры и татары 14,5%, чуваши – 4,4% и т.д. В начале ХХ в. большой популярностью пользовались в Уфе медресе «Галия», «Усмания», в Оренбурге «Хусаиния», в Троицке «Расулия». Медресе «Хусаиния» было основано и содержалось за счет средств Ахмета и Габделгали Хусаиновых – выходцев из села Каргалы – (Сеитовский посад) Оренбургской губернии. Открывшееся в 1889–1890 гг. на базе имевшихся старых медресе, оно с самого начала строится на основе новых методов обучения. В 1905–1906 гг. «Хусаиния» переезжает в новое здание. В одном здании размещаются все классы, кабинеты, интернат, библиотека, столовая. Число шакирдов доходило до 500. «Хусаиния» выпускал учителей, деятелей культуры, специалистов для торговли, промышленности. Медресе «Хусаиния» воспитала в своих стенах таких деятелей культуры и просвещения, науки, народного хозяйства Башкортостана как Ш. Худайбердин, Г. Давлетшин, Г.Айдаров, Б. Шафеев, М. Бурангулов, Ш. Фидаи, С. Агиш, Г. Амантай. В медресе в 1905 г. возникает филиал общероссийской организации «Аль-ислах» («Реформа»), руководивший движением шакирдов всей России. По сути, благодаря медресе «Хусаиния» г. Оренбург становится центром просвещения и культуры башкирского, татарского и других народов Российского Востока начала ХХ века. Не меньшую популярность среди башкирского и татарского населе- ния имело и медресе «Усмания» в г. Уфе, открытое в 1887 г. (ныне старый корпус средней школы №14 по ул. Тукаева, 14). Основателем медресе, его главой и имамом мечети становится Хайрулла – сын Усмана Тимербулатовича (ахуна). Оно готовило служителей духовенства и мугаллимов. Реформаторская деятельность Хайруллы находит поддержку со стороны оренбургских миллионеров, братьев Хусаиновых. Число учащихся медресе доходит до 500 человек. Из стен медресе вышли такие известные деятели культуры как педагог и религиозный деятель З.Камали, врач Барый Усманов, актер Габдуламит Зубаиров и другие деятели башкирской и татарской культуры. Некоторое время в этом медресе преподавал А.З. Валиди. В период революции 1905–1907 гг. радикально настроенная моло- дежь во главе с Камали покидает медресе «Усмания». Главой «Усмания» избирается Джангир Абызгильдин, который вводит ряд новшеств в учебную систему и жизнь учащихся. В условиях демократизации общественной жизни рождается одно из самых прогрессивных медресе мусульман Российского Востока «Галия». Вдохновителем и организатором этого очага культуры явился Зия Камали (З. Камалетдинов). Медресе «Галия» открыто в октябре 1906 г. при второй соборной мечети в г. Уфе. Обучение в медресе было 6-летним; принимали с 15 до 45 лет на основе экзамена по окончанию начальной школы. Особое место в учебной программе занимали история и философия ислама, толкование Корана, а также языки: арабский, турецкий, русский, тюрки. В медресе «Галия» принимались по особому испытанию окончившие 10–12 летний курс обучения в обычных медресе. «Галия» имела два класса с трехгодичным обучением в каждом, а точнее три подготовительных и три основных – всего шесть классов с годичным обучением в каждом. В медресе «Галия» были часты диспуты, литературные вечера, издавались рукописные журналы. Школа располагала богатой библиотекой и читальным залом. В выходные дни медресе напоминало музыкальную школу, здесь существовал кружок «национальная мелодия, сцена и литература». Выпускники медресе стали известными башкирскими, татарскими писателями и журналистами. Среди них – Мажит Гафури, Галимжан Ибрагимов, Шайхзада Бабич, Хасан Туфан, Булат Ишемгулов и др. По данным 1916 г. ученики медресе «Галия» были учителями в 148 начальных школах и в 82 педагогических заведениях, и они учительствовали в 28 губерниях. Одним из центров обучения для мусульман стало медресе «Расулия» в г. Троицке. Основанный шейхом Зайнуллой Расулевым медресе притягивало на учебу башкир, татар, казахов и стало впоследствии одним из лучших учебных заведений. Позднее французский историк Александр Бенигсен описал медресе «Расулия» как «один из лучших академических институтов в мусульманском мире. Во многом успех медресе был достигнут за счет внедрения новых педагогических методов. «Расулия» можно описать как медресе смешанного типа, здесь совмещались традиционные и современные методы обучения. Заметную жизнь в культурной жизни края играл театр. В самой Уфе не было ни постоянной профессиональной труппы, ни специального зимнего театрального здания. Летом спектакли приезжих и любительских трупп ставились в театре купца Видинеева, зимой – в залах Большой Сибирской гостиницы и Дворянского собрания. В начале ХХ в. все летние сезоны театральные постановки осуществляли два крупных антрепренера М.М. Струйский и М.М. Медведев. Летом 1907 г. в труппе Струйского гастролировал выдающийся артист Петербургского Александрийского театра К.А.Варламов. Уфимцы увидели Варламова в пьесах А.Н.Островского «Не в свои сани не садись», «Не все коту масленица», «Правда хорошо, но счастье лучше». Был очень популярен театр Паршина. В репертуаре труппы были пьесы А.Н. Островского «Волки и овцы», «Женитьба Белугина», «Таланты и поклонники», «Женитьба Бальзаминова», М.Горького «На дне», «Дачники», А.П. Чехова «Чайка», «Злоумышленники», «Медведь» и другие пьесы. Предприниматель А.М. Паршин устроил зимний театр при Большой Сибирской гостинице. Представления шли с 1905 по 1910 гг. В 1910 г. в Уфе прошли гастроли П.Н. Орленова. Уфимцы увидели два спектакля «Крамер» и «Царь Федор». Оба спектакля прошли с аншлагом. В январе 1911 г. в Уфе прошли гастроли драматической труппы известного русского актера Рафаила Адельгейма. В июне 1906 г. в Уфу на гастроли приехала оперная труппа, составленная из артистов Казанской оперы, а также Московских и других театров. 2 июля 1909 г. начались гастроли русской оперной труппы под управлением М.Ф. Шигаевой. В репертуаре труппы были спектакли «Фауст» и «Демон». Все они прошли с большим успехом. Два концерта хоровой капеллы Х.Д. Агренева-Славонского состоялись в залах Соединенного и Дворянского собраний 27–28 сентября 1910 г. Значительную роль в музыкальной и театральной жизни города продолжали играть любительские труппы и кружки. Известной популярностью среди горожан пользовались спектакли и концерты «Общества любителей пения, музыки и драматического искусства». Имевшаяся в Обществе библиотека пополнялась ежегодно необходимой литературой. В 1901 г. Уфимское общество любителей пения, музыки и драматического искусства для режиссирования спектаклей пригласило известного драматического актера В.В. Чарского. Членам Уфимского общества любителей пения, музыки и драматического искусства были доступны для исполнения не только незатейливые пьески, но и серьезные произведения лучших драматургов того времени. К тому же любительские спектакли были хорошей школой для начинающих артистов. Некоторые из участников этих спектаклей посвятили потом всю свою жизнь театральному искусству. Одним из таких увлеченных любителей артистов был сын известного общественного деятеля Уфимской губернии Н.А.Гурвича – Иван. В 1905 г. в Оренбурге Кудашевым-Ашкадарским была предпринята попытка создания национальной театральной труппы. 16 апреля 1906 г. в Уфе им был поставлен спектакль «Ученые и невежды». Через год театр Кудашева-Ашкадарского взял за образец идейно-эстетические и морально-этнические идеи башкирского и татарского просветительства. В конце 1907 г. труппа была реорганизована. Из этой труппы отделилась первая профессиональная театральная труппа, которая дала начало башкирскому и татарскому национальным театрам под названием «Сайяр». В 1912 г. в Уфе под руководством С. Гиззатуллиной – Волжской начала давать представленная труппа «Нур», в которую вошли известные артисты З. Богданова, Г. Казанский, Х. Хенгларов, Ш. Шамильский, Н.Сакаев и другие. Позднее в труппе выступали А.Ф. Зубаиров и Е.А. Сыртланова. Труппа часто выезжала в другие города страны, где проживало мусульманское население. В 1916 г. он<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|