Самостоятельная работа студентов.
1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения: Проблемы крестьянских войн в новейшей исторической литературе. Башкирские вожди в Крестьянской войне. Социальный и национальный аспекты в Крестьянской войне. Вожди Крестьянской войне в художественной литературе, кино, изобразительном искусстве. 2. Формы и виды самостоятельной работы студентов: проработка лекционного материала, учебников, учебных пособий, хрестоматий, монографий, научных статей, подготовка к семинарскому занятию, докладу, контрольной работе. Литература для самостоятельного изучения: Андрущенко А.И. Крестьянская война 1773–1775 гг. на Яике, в При- уралье, на Урале и в Сибири / А.И. Андрущенко. – М., 1969. Гвоздикова И.М. Салават Юлаев. Исследование документальных источников / И.М. Гвоздикова. – Уфа, 1982. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. Т. I. / под ред. И.Г. Акманова. – Уфа, 2004. Кулбахтин Н.М. Участие башкирского народа в Крестьянской войне 1773–1775 гг. / Н.М. Кулбахтин. – Уфа, 1984. Лимонов Ю.А., Мавродин В.В., Панеях В.М. Пугачев и его сподвижники / Ю.А. Лимонов, В.В. Мавродин, В.М. Панеях. – М., – Л., 1965. Рознер И.Т. Казачество в Крестьянской войне 1773–1775 гг. / И.Т. Рознер. – Львов, 1966. Тема семинарского занятия: «Крестьянская война 1773 – 1775 гг. на территории Башкирии» 1. Начало Крестьянской войны и боевые действия на I этапе Крестьянской войны. 2. Повстанческая борьба в Башкирии II и III этапах Крестьянской войны. 3. Итоги и историческое значение Крестьянской войны. Доклады 1. Салават Юлаев – сподвижник Е.И. Пугачева. 2. Иван Зарубин – вождь повстанцев в Крестьянской войне 1773–1775 гг. Источники Крестьянская война 1773–1775 гг. на территории Башкирии. Сб. документов. – Уфа, 1975. Док. № 2, 3, 4, 5, 7, 8, 11, 41, 44, 45, 49, 51, 57, 64, 66, 78, 87, 97, 109, 110, 123, 135, 142, 148, 161, 171, 179, 184, 188, 189, 200.
Литература Андрущенко А.И. Крестьянская война 1773–1775 гг. на Яике, в Приуралье, на Урале и в Сибири / А.И. Андрущенко. – М., 1969. Гвоздикова И.М. Салават Юлаев. Исследование документальных источников / И.М. Гвоздикова. – Уфа, 1982. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. Т. I. / под ред. И.Г. Акманова. – Уфа, 2004. Кулбахтин Н.М. Участие башкирского народа в Крестьянской войне 1773–1775 гг. / Н.М. Кулбахтин. – Уфа, 1984. Лимонов Ю.А., Мавродин В.В., Панеях В.М. Пугачев и его сподвижники / Ю.А. Лимонов, В.В. Мавродин, В.М. Панеях. – М., – Л., 1965. Рознер И.Т. Казачество в Крестьянской войне 1773–1775 гг. / И.Т. Рознер. – Львов, 1966. ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ: 1. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева: А) 1747 г. Б) 1773–1775 гг. В) 1755 – 1756 гг. 2. Исследовал полководческую деятельность С.Юлаева: А) Р.Г. Игнатьев Б) И.М. Гвоздикова В) З. Валиди 3. Автор памятника С.Юлаеву в Уфе: А) С. Тавасиев Б) Э. Неизвестный В) З. Церетели 4. Основную массу повстанческой армии Е. Пугачева составили: А) Русские, удмурты Б) Казаки, башкиры В) Татары, евреи Лекция 6. «Отмена крепостного права и кантонной системы» План 1. Практическое осуществление в условиях Башкортостана реформы по раскрепощению помещичьих, государственных и горнозаводских крестьян. 2. Ликвидация кантонной системы управления. 3. Земская, судебная, городская и военная реформа в 1863–1874 гг. в условиях Башкирии. 4. Развитие сельского хозяйства и промышленности после отмены крепостного права. 5. Развитие образования и культуры в пореформенный период. 1. В середине XIX в. в России произошло крупнейшее социально-политическое событие: правительство отменило крепостное право. Наступило время названное современниками эпохой великих реформ. В рассматриваемое время в административном делении края произошли определенные изменения. В мае 1865 г. она была разделена на Уфимскую и Оренбургскую губернии. Оренбургская губерния состояла из Оренбургского, Верхнеуральского, Троицкого, Челябинского и Орского, Уфимская губерния – Мензелинского, Бирского, Белебеевского, Стерлитамакского, Златоустовского и Уфимского уездов.
По указу царя Александра II от 20 ноября 1857 г. во всех губерниях России стали созываться дворянские комитеты по выработке условий освобождения крестьян. В ноябре 1858 г. был образован губернский комитет, в состав которого вошли такие крупные помещики края, как Дурасов (председатель), Н.Е. Тимашев, А.А. Топорнин, А.П. Тевкелев и другие. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Манифест» об отмене крепостного права в России и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», состоявшие из 17 законодательных актов. Согласно этому положению крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли собственность на все принадлежащие им земли, однако должны были освобожденных крестьян наделять землей. Усадьба и надел приобретались ими в собственность за плату на условиях, изложенных в Положении о выкупе. Одним из главных вопросов проведения реформы в помещичьих деревнях являлся вопрос о крестьянских наделах. В Башкортостане на основании «Положения» крестьяне разных уездов получали различный земельный надел от 1,5 до 6 десятин. Наименьшее количество земли получали крестьяне Мензелинского и Уфимского уездов, поскольку они были густонаселенными. Широко практиковались в крае и отрезки, т.е. помещики оставляли у себя лучшие части тех земель, которыми до реформы пользовались крепостные крестьяне. Так, помещики Оренбургской губернии оставляли за собой 35 772 дес. земель, находившихся в пользовании крестьян до реформы. По реформе 1861 г. подлежали освобождению и крестьяне, приписанные к горным заводам. В результате реформы горнозаводское население получало лишь 16% земель, которыми оно пользовалось до реформы, и средний душевой надел среди них не превышал 1 десятины. 26 июня 1863 г. был опубликован закон об удельной деревне. По Уфимской губернии в среднем на душу удельных крестьян приходилось 3,7 дес. земли.
24 ноября 1866 г. было принято правительственное постановление о государственных крестьянах. Они получали в свое пользование все земли, находившиеся до этого времени в их пользовании. Средний душевой надел бывших государственных крестьян составил в Уфимской губернии 6,7 дес. Крестьяне Башкортостана в целом спокойно отнеслись к реформе 1861 г., хотя и проявляли недовольство грабительскими условиями освобождения. 2. В первой половине XIX в. Башкортостан занимал всю территорию Южного и часть Среднего Урала. В административном отношении он входил в состав Оренбургской, частично – Пермской, Вятской и Саратовской губерний. Губернии делились на уезды и кантоны (где преобладали башкиры, мишари и казаки). Уезды делились волости. Волости состояли из сел и деревень. Кантонная система управления в Башкирии (1798–1865 гг.) была введена по указу от 10 апреля 1798 г. с целью укрепления юго-восточных границ России и усмирения башкирского края. Были осуществлены перевод башкир и мишарей в служилое сословие и формирование Башкиро-мещерякского войска(1834 г.). Территория расселения башкир, мишарей, оренбургских и уральских казаков была разделена на кантоны. Башкирское и мишарское население лишалось свободы передвижения в пределах Башкирии, выезд в другие уезды и губернии осуществлялся по паспортам. Введение кантонной системы управления означало для башкирского и мишарского населения полное подчинение военно-административному контролю феодально-крепостнического режима. Во главе военного военного управления Оренбургской губернии стоял генерал-губернатор, он находился в г. Оренбурге. Под его властью находились также башкирские земли Пермской, Вятской и Саратовской губерний, земли Уральского казачьего войска. Гражданский губернатор ведал делами гражданского управления, губернским центром являлся г. Уфа. В 1800 г. население Оренбургской губернии исчислялось в 884 тыс. человек. В первой половине 19 в. происходит быстрый рост населения губернии. В 1850 г. в губернии проживало уже 2 млн. 400 тыс. человек. Большинство населения составляли русские (1300 тыс. человек), далее следовали башкиры (508 тыс. человек), тептяри (246 тыс. человек), татары (98 тыс. человек), мишари (90 тыс. человек), марийцы (38 тыс. человек), мордва (70 тыс. человек), чуваши (58 тыс. человек).
В ходе реформ 60-х гг. правительство решило ликвидировать кантонное управление в Башкирии. 14 мая 1863 г. Александр II утвердил «Положение о башкирах». В нем говорилось: «Инородцы, известные под названием башкир, мещеряков, тептярей и бобылей, имеющие общее наименование Башкирского войска, получают гражданское устройство…», т.е. из военно-казачьего сословия они переводились в гражданское. В июле 1865 г. правительством было принято решение о передаче управления башкирами из военного в гражданское ведомство, т.е. кантонная система управления была окончательно ликвидирована. Перед башкирами открылся путь свободного социально-экономического развития. 3. Отмена крепостного права в России объективно вызывало необходимость проведения других буржуазных реформ: в области местного управления, суда, военного дела, народного образования. Земская реформа проводилась в Уфимской губернии с 1775 г. Земские учреждения ведали лишь местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения, строительством и содержанием школ и больниц, мостов и др. Несмотря на свою зависимость от администрации, земства сыграли положительную роль. В конце XIX века 46% больниц, 42% начальных школ губернии принадлежали земству. В 1870–1874 гг. в Оренбургской и Уфимской губерниях была проведена городская реформа. На городские общественные управления возлагались вопросы местной хозяйственной жизни: благоустройство города, его санитарное состояние, промышленность, торговля, здравоохранение, народное образование и другое. Военная реформа 1874 г. заключалась во введении всеобщей воинской повинности вместо рекрутских наборов, сокращении срока действительной службы (до 6 лет в армии и 7 лет во флоте). Значительные льготы предусматривались для лиц, имеющих образование. Им в зависимости от специальности сокращался срок действительности военной службы. Судебная реформа проводилась на основе судебных уставов, принятых 20 ноября 1864 г. Судебными уставами утверждалось отделение суда от администрации, несменяемость судей и следователей, утверждение суда присяжных, создание адвокатуры, гласность. Судебная реформа в Оренбургской и Уфимской губерниях была проведена в 1876–1898 гг. 4. Освобождение крестьян от крепостной зависимости, ликвидация кантонной системы управления, земская, судебная, городская и военная реформы в Башкортостане носили положительный характер, они способствовали развитию новых буржуазных отношений.
В пореформенный период сельское хозяйство в Башкортостане все больше приобретает товарный характер. Расширялись посевные площади, росло поголовье скота. Соответственно увеличился сбор хлеба: так, в Уфимской губернии с 1864 по 1895 г. сбор зерна вырос в 2 раза, в Оренбургской – почти в 3 раза. С 1865 по 1900 г. в Уфимской губернии поголовье крупного рогатого скота выросло почти в 2 раза. Значительная часть урожая и скота вывозилась из Башкортостана во внутренние и внешние рынки России. После реформы 1861 г. возникли благоприятные условия для развития промышленности более быстрыми темпами. Так, в 1897 г. двух губерниях Башкортостана было выплавлено 9 653 тыс. пудов чугуна, т.е. почти в 2 раза больше, чем в 1889 г. Производство железа и стали составляло 4 121 тыс. пудов, или в 1,5 раза больше уровня 1889 г. Развитие промышленности способствовало развитию транспортных связей в крае. В пореформенный период положительные сдвиги произошли и в области транспорта. В 1870 г. было учреждено Бельское пароходное общество и по р. Белой установлено регулярное пароходное сообщение. В 1873 г. началось строительство Самаро-Оренбургской железной дороги, которое завершилось в 1876 г. В 1885 г. развернулось сооружение Самаро-Златоустовской железной дороги, и в 1888 г. она дошла до Уфы. Ввод в эксплуатацию Оренбургской и Самаро-Златоустовской железных дорог прочно втянули край в общероссийский капиталистический рынок. 5. Во второй половине 19 в. происходит значительное развитие образования в крае. Дети башкир и татар обучались в мектебе и медресе. В мектебе изучали арабский и тюркский языки, ислам и арифметику. В медресе также преподавались богословие, арабский язык, логика, философия, догматика и мусульманское право. За советское просвещение народа и создание школ на башкирском языке выступали выдающиеся просветители Мифтахетдин Акмулла и Мухаметсалим Уметбаев. Видными представителями просветительства были также Риза Фахретдинов, Зайнулла Расулев. Реформа в мектебе и медресе началась с введения звукового метода обучения грамоте вместо буквослагательного. При новом методе обучения учащиеся могли обрести навыки чтения и письма за один год, при старом – за три-пять лет. Реформаторское движение получило название джадидизм. В Уфе первым джадидистским учебным заведением стало медресе «Гусмания», открытое в 1887 г. мударисом Х.Гусмановым. В 1889 г. миллионеры А. и М. Хусаиновы основали медресе «Хусаиния» в Оренбурге и мектебе в Сеитовском посаде. В 1893 г. новый метод был введен ишаном З.Расулевым в его медресе «Расулия» (1884 г.) в г. Троицке. В этих школах преподавание велось на языке тюрки, изучали родной и русский язык, математику и основы естествознания. Джадидисты выступали также за издание газет на национальном языке, за открытие национальных культурно-просветительских учреждений. Во второй половине XIX в. передовые представители русской культуры сделали первые шаги в деле обучения башкир на родном языке. Были предприняты первые попытки разработки учебных пособий, в частности, букваря на башкирском языке на основе русской графики. В 1898 г. известный русский просветитель А.Г. Бессонов опубликовал «Букварь для башкир», разработанный с применением русской графики. В Уфимской губернии в пореформенный период было открыто 746 начальных школ, в т.ч. 396 русских, 88 русско-башкирских, 262 школы других национальностей. В Уфе в пореформенный период действовали мужская и женская гимназии. В 1873 г. в Оренбурге был открыт учительский институт, в 1876 г. в Благовещенске – учительская семинария. В конце 19 в. в Уфимской и Оренбургской губерниях в мектебе и медресе училось свыше 50 тыс. учащихся. Крупным явлением в развитии просвещения в крае было открытие русско-башкирских и русско-татарских школ. Русско-башкирские и русско-татарские школы были двухлетними и четырехлетними. Дети изучали русский язык, чистописание, арифметику, мусульманское вероучение. Но важнейшей целью этих школ являлась русификация учащихся. Подобная направленность вызвала недовольство башкир и татар и количество учащихся в них сократилось. Русскоязычные начальные школы были с трехлетним сроком обучения. Они назывались одноклассными. Вторую ступень начального образования составляли двухклассные школы с четырех-пятилетним сроком обучения. Религиозные учебные заведения были представлены духовными семинариями и духовными училищами в Уфе и Оренбурге. В пореформенный период в крае получило развитие специальное образование. В 1872 г. в Уфе была открыта первая татаро-башкирская учительская школа с четырехлетним курсом обучения. Во второй половине 19 в. в Уфе продолжалось издание «Оренбургских губернских ведомостей». В пореформенном Башкортостане возникают научные печатные органы. Начали выходить «Записки Оренбургского отдела Императорского Русского Географического общества». Уфимский статистический комитет издавал различные сборники справочного характера: «Уфимский календарь» и др. Крупные сдвиги в социально-экономической жизни башкир отразились и в литературе. Поэты Кашшафетдин Шагимарданов, Муртаза Мустафин и другие создавали богатые по содержанию произведения. Выдающимся представителем устной литературы был певец и кураист Габит-сэсэн. Выдающимся башкирским поэтом-просветителем был Мифтахетдин Акмулла. Он родился в 1831 г. в башкирской деревне Туксанбаево (ныне Миякинский район). М. Акмулла прожил яркую, легендарную жизнь поэта и путешественника, поэта-борца. Другим выдающимся ученым-просветителем был Мухаметсалим Уметбаев. Он родился в 1841 г. в д. Ибрагимово Уфимского уезда (ныне Кармаскалинский район), обучался в Оренбургском кадетском корпусе. В 1897 г. М. Уметбаев опубликовал книгу под названием «Ядкар» («Памятки»). Замечательный просветитель оставил богатое научное наследие. О Башкортостане и башкирах писали замечательные русские писатели, публицисты. Одним из первых русских писателей утвердивших имя башкир в мировой литературе был А.С. Пушкин. Башкортостан, его народ, культура и природа нашли отражение в произведениях писателей и ученых С.Т. Аксакова, В.И. Даля, М.В. Лоссиевского и др. В связи с крупными изменениями в крае заметно возрос к нему интерес со стороны русской общественности, писателей. Русский писатель Лев Николаевич Толстой приезжал на кумысолечения в башкирские кочевья Самарской губернии. Расхищение земель башкирских он выразил в своих рассказах «Много ли человеку земли нужно» и «Ильяс». Несмотря на свою зависимость от администрации, земства сыграли положительную роль. В конце XIX века 46% больниц, 42% начальных Значительный материал о положении башкир содержится в романах и рассказах Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Хлеб», «На кумысе» и др. В пореформенный период происходит подъем театрального искусства. В 1861 г. в Уфе был построен деревянный театр, который сгорел в 1875 г. На его месте построили Зимний театр. В Зимнем театре выступал 17-летний Федор Шаляпин. В 1885 г. в Уфе было организовано «Общество любителей пения, музыки и драматического искусства». В общество входили чиновники, дворяне и интеллигенты. Репертуар общества состоял из пьес Мясницкого, Дъяченко. В Оренбурге театром служил каменный манеж. В 70-е гг. начинают функционировать любительские театры в уездных городах Стерлитамаке, Бирске, Златоусте и Верхнеуральске.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|