Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самостоятельная работа студентов.




1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения:

Проблемы этногенеза башкирского народа. Культура древних башкир. Споры об этнониме «башкорт». Причины и значение принятия ислама.

2. Формы и виды самостоятельной работы студентов:

проработка лекционного материала, учебников, учебных пособий, хрестоматий, монографий, научных статей, подготовка к семинарскому за-

нятию, докладу, контрольной работе.

Литература для самостоятельного изучения:

Бикбулатов Н.В. Об изучении проблемы происхождения этнонима «башкорт» / Н.В. Бикбулатов //Вопросы этнической истории Южного Урала. – Уфа, 1982.

История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. Т. I. / под ред. И.Г. Акманова. – Уфа, 2004.

История Башкортостана с древнейших времен до 60-х гг. XIX в. / под ред. Х.Ф. Усманова. – Уфа, 1996.

Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа / Кузеев Р.Г. – М., 1974.

Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века / Н.А Мажитов, А.Н. Султанова. – Уфа, 1994.

Юсупов Р.М. Краниология башкир / Юсупов Р.М. – Л., 1989.

Тема семинарского занятия: «Происхождение башкирского народа»

1. Древнейшее население Южного Урала.

2. Проникновение тюркских племен на Южный Урал и начало

формирования башкирской народности.

3. Основные компоненты башкирского этноса.

4. Хозяйство и общественный строй древних башкир.

5. Этноним «башкорт».

Источники

Башкирские шежере. Сост. Р.Г. Кузеев. – Уфа, 1960

Хрестоматия по истории Башкортостана. Ч. I. Документы и материалы с древнейших времен до 1917 г. – Уфа, 1996. – С. 29–67.

Литература

Акимова М.С. Антропология древнего населения Приуралья / Акимова М.С. – М., 1968.

Бикбулатов Н.В. Об изучении проблемы происхождения этнонима «башкорт» / Н.В. Бикбулатов // Вопросы этнической истории Южного Урала. – Уфа. 1982.

История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. Т. I. / под ред. И.Г. Акманова. – Уфа, 2004.

История Башкортостана с древнейших времен до 60-х гг. XIX в. / под ред. Х.Ф. Усманова. – Уфа, 1996.

Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа / Кузеев Р.Г. – М., 1974.

Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века / Н.А Мажитов, А.Н. Султанова. – Уфа, 1994.

Юсупов Р.М. Краниология башкир / Юсупов Р.М. – Л., 1989.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ:

1. Проникновение ислама в среду башкир:

А) 10 век

Б) 11 век

В) 13 век

2. Доисламские верования башкир:

А) Тотемизм

Б) Буддизм

В) Тенгрианство

3. К эпосам башкир не относится:

А)«Акбузат»

Б) «Алдар и Зухра»

В) «Урал и Юлдуз»

4. Ислам – государственная религия при правителе:

А) Чингизхан

Б) Узбек

В) Туктамыш

5. На территории какого района были сооружены два мавзолея – Хусейн-бека и Турахана:

А) Чишминский район

Б) Кугарчинский район

В) Учалинский район

Лекция 3. «Башкортостан в эпоху Золотой Орды XIII-XV вв.»

План

1. Обстоятельства вхождения Башкортостана в состав государства монголов

2. Башкирское общество в XIII-XIV вв.

3. Культура башкир и золотоордынского населения XIII – начала XV вв.

1. В начале 13 в. в степях Монголии произошли важные политические события, они связаны с возвышением империи монголов под предводительством Чингисхана и успешными завоевательными походами, которые привели к возникновению нового государства Золотая Орда. Пребывание башкирского народа в составе Золотой Орды (13–15 вв.) явилось серьезным испытанием для него на выживание и дальнейшее развитие.

Становлению могущественного государства монголов предшествовал бурный рост в ХI–ХII вв. экономики и культуры народов глубинной Азии. Археологические исследования показали, что на рубеже ХII–ХIII вв. в Монголии существовала большая сеть крупных городов с развитым ремеслом, архитектурой. Они застраивались великолепными дворцами из кирпича, покрытого сверху облицовочным материалом. Экономический подъем и стремление народов региона к политической консолидации удачно использовала правящая знать. В 1206 г. она избрала великим ханом с титулом Чингисхан на курултае (совете представителей аристократии кочевых племен) Тимучина – талантливого государственного деятеля и полководца. За короткий период ему удалось объединить в рамках единого государства кочевые, полукочевые монголо-, тюркоязычные народы Монголии, провести реорганизацию армии и политического устройства общества, подчинив все созданию мощного централизованного государственного аппарата с жесткой дисциплиной. Когда была провозглашена идея создания мировой империи, подчиненные охотно пошли за своим повелителем, желая приобрести новые земли, скот, рабов и сказочные богатства.

В основу созданного Чингисханом государства был положен принцип военной организации. Вся территория вместе с населением делилась на три военно-административных округа: правое крыло (барунгар), левое крыло (джунгар) и центр (гол). Каждый округ делился на тьмы (тумены), состоящие из десяти тысяч человек, «тысячи» состояли из десяти сотен, а «сотни» из десяти десятков. Всего, согласно «Сокровенному сказанию», Монголия была поделена на 95 «тысяч», розданных во владение родственникам и сподвижникам Чингисхана. Этот же принцип административного деления монголо-татары вводили во вновь присоединенных землях.

Первые завоевательные походы монголо-татары совершили в 1207–1208 гг., когда были подчинены енисейские кыргызы и другие народы Южной Сибири. Возглавил их старший сын Чингисхана Джучи.

Известно, что лето 1219 г. Чингисхан во главе огромного войска провел в степях Южной Сибири и его ставка находилась где-то на Иртыше. Это было началом широкой кампании на запад, оттуда он направился на юг Казахстана, осадил знаменитый город Отрар, а подвижные отряды поспешили на юг. К началу 1220 г. вся территория Казахстана и Средней Азии была уже покорена, после чего войска монголо-татар переключились на завоевание Афганистана, Индии и Ирана. 30-тысячная подвижная армия под командованием Субэдэя в 1220 г. вторглась на Кавказ, откуда вышла в степи юга Восточной Европы, где в 1223 г. состоялось знаменитое сражение на р. Калке против объединенных сил русских княжеств и их союзников.

С этого момента начинается основательная и длительная подготовка монголо-татар к завоевательным походам против народов Восточной и Западной Европы.

В 1223 г. монголы вторглись в пределы Волжской Булгарии. Вместе с булгарами в битве с монголами, которое завершилось победой булгар, участвовали воины башкирских племен (буляр, байлар, ыласын и буре).

Массированное наступление монголов началось в 1236 г. и их возглавил внук Чингисхана Батый - старший сын Джучи. Его объединенные силы преодолели сопротивление и разгромили Волжскую Булгарию, русские княжества, военные действия успешно шли в Центральной Европе, но в 1241 г. их пришлось неожиданно прервать и войскам вновь вернуться в причерноморские, урало-поволжские степи. Причиной тому послужила неожиданная смерть Угедея – преемника Чингисхана. Батыйхан участвует в похоронах великого хана в Монголии, возвращается на Волгу весной 1243 г. и провозглашает о создании нового улуса Золотая Орда в составе империи монголов. Эту дату и событие принято считать временем возникновения самостоятельного государства Золотая Орда.

До сих пор время и обстоятельства вхождения Башкортостана в состав империи монголов оставались малоизученными. Считалось, что Башкортостан был завоеван в 1236–1242 гг. А.З. Валиди полагал, что башкиры вошли в состав государства монголов в период кампании Джучи в Южной Сибири в 1207–1208 гг.

Следующим источником является шежере усерганских башкир. Самым ценным в данном случае является факт встречи Муйтен-бия с Чингисханом, произошедшей летом 1219 г., когда Чингисхан находился на Иртыше, приводя свои войска в боевое состояние накануне своего вторжения в Казахстан и Среднюю Азию. В данном шежере рассказывается о том, что башкиры своего предводителя – хана Муйтан бия с богатыми дарами направили к монгольскому царю Чингизхану, где он был принят с большими почестями. Пройдя ряд своеобразных испытаний, он вошел в ближайшее окружение хана и принимал участие в государственных делах. «Сразу не отпустив домой, – говорится в шежере, – хан постоянно держал (сажал) возле себя, приглашал на советы. Убедившись в государственной мудрости Муйтан бия, наконец, выдал ему грамоту на право владения территорией, куда вошли земли «от верховьев р. Белой до ее устья со всеми долинами, лесами, притоками; восточные склоны Уральских гор с прилегающими долинами, лесами, полями до р. Ишим, Ирман и Иртыш со всеми притоками; еще верховья р. Яик. Земли по восточному берегу р. Яик со всеми притоками, долинами, лесами, полями и всеми подземными богатствами башкирам – земли со всеми кочевьями и зимниками передаются на вечное пользование». В одном из вариантов легенды наследственный характер этого права уточняется словами о том, что оно дается пожизненно ему, его сыновьям и их внукам. В грамоте говорилось о том, что каждый из них бием (т. е. ханом) будет без избрания, т. е. по наследству.

Одновременно эту встречу можно рассматривать как продолжение политики диктата – подчинения, зародившейся в ходе присоединения башкир к государству монголов в период 1207–1208 гг. Из приведенных фактов видно, что в акте вхождения башкир в империю монголов имело место и принуждение, и акт признания. Крупный исследователь Золотой Орды Г.А Федоров-Давыдов писал, что монголы у покоренных силой народов никогда не оставляли в живых местных правителей, исключение было сделано башкирам, так как они добровольно признали власть монголов в своей стране.

2. Приход и массовое расселение в степной зоне Урала – в центре башкирских земель – кочевников, пришедших вместе с монголо-татарами, создали в крае совершенно новую историческую ситуацию. Вся земля со всеми богатствами вместе с населением уже принадлежала монгольскому, а затем золотоордынскому ханам. Лучшие пастбища, летовки и зимовки теперь отошли к племенам, которые пришли сюда в качестве завоевателей.

После образования Золотой Орды (1243 г.) вся ее территория была распределена на улусы между прямыми потомками Чингисхана. Например, из письменных источников известно, что хан Батый со всем своим окружением кочевал вверх (весной, летом) и вниз (на зимовках) по Волге. Следовательно, вся эта территория принадлежала улусу (непосредственному владению) самого ордынского хана. В соответствии с принципами государственного устройства хан распределял земли в пределах своего улуса между чиновниками аппарата, темниками, тысячниками, сотниками, приписанными к определенным родоплеменным коллективам.

Башкиры были обложены ясаком, были обязаны нести воинскую службу. Например, башкиры платили «десятинный» оброк в размере одной головы скота с каждых 10 голов, поставляли хану дойных кобыл. Монголы от булгар и башкир вывозили пушнину. Башкир привлекали также к ведению военной службы, участию в военных походах, карательных экспедициях ордынцев. От каждых 10 дворов поставлялся 1 воин с двумя конями, топором и веревками, копьем, щитом, инструментом для ремонта и заточки оружия.

Новая символика, связанная с именем Чингиз-хана, выдвигала идею господства монголо-татар, подчинения им башкир, получения всех благ от Чингиз-хана. Были изменены не только символы, но и шэжэре. Практически родословные почти всех племен и родов были переписаны и стали возводиться к Чингиз-хану.

В Золотой Орде существовали феодальные отношения. Пребывание башкир в составе этого государства способствовало формированию у них типично феодального сословно-иерархического общества во главе с ордынским ханом. Фактически же на правах вассалов от его имени страной управляли башкирские ханы (бии), обладавшие наследственной властью. Они распределяли земли между племенами, определяли маршруты кочевий отдельных племен, собирали налоги с подвластного населения. Правосудие осуществляли монгольские, позднее мусульманские судьи. В то же время у башкир были сильны и институты обычного права.

Почти двухсотлетнее монгольское иго обернулось для башкирских племен тяжким испытанием на право самостоятельного существования. Вся территория их расселения была разделена между улусными владениями и практически превратилась в кочевья ордынских царевичей и их ближайшего окружения. В результате башкирские племена лишились прежних лучших земельных владений и были насильственно расселены на новых, но уже худших землях. Помимо выплаты налогов, монгольское иго сопровождалось массовым истреблением людских ресурсов и грабежом скота. Все это привело к заметному разрушению производительных сил и общему обнищанию трудовых масс башкирского народа. Башкиры в этих условиях вели упорную борьбу за свое освобождение, они не раз поднимали восстания.

3. Начало золотоордынского времени (XIII в.) для Башкортостана было ознаменовано вторжением кочевых племен, пришедших вместе с монголо-татарами. Как показывают источники, они принесли сюда абсолютно новую, государственную культуру Золотой Орды, его идеологию, поставили в бесправное положение башкир, отняв у них земельные угодья. Создалась угроза полной ассимиляции пришельцами башкир как самостоятельного этноса, но этого не произошло. Наоборот, в результате постепенного оседания в крае, совместного с башкирами проживания и общения пришлые племена сами становились башкирами, сохранив, однако, свое собственное имя. Так могло случиться только в одном случае: башкиры имели более развитую экономику и общественно-политическую и культурную среду, хорошо приспособленную к местным физико-географическим особенностям южно-уральского региона. Только такой народ способен впитать в себя новые этнокультурные компоненты, что является важным условием развития любого этноса.

С деятельностью золотоордынского хана Узбека (1312–1342 гг.) связан переход башкир к мусульманской религии. Вместе с арабским письмом в 14–15 вв. в Башкортостане появляются повсюду кирпичные и каменные архитектурные сооружения – мавзолеи (кэшэнэ) над могилами выдающихся людей. Два мавзолея – Хусейн-бека и Турахана – были сооружены на территории Чишминского района, один – мавзолей Бэндэбикэ у дер. Максютово в Кугарчинском районе. Они строились в полном соответствии с канонами исламской культуры, и их массовое распространение в стране башкир объясняется результатом проводимой жесткой государственной политики Золотой Орды по полному утверждению ислама.

Следует сказать, что именно к этому времени относится распространение в Башкортостане надмогильных камней с арабской надписью с традиционным изречением из «Корана» и указанием имени и года смерти умершего.

Письменная культура, вероятно, была достоянием самой привилегированной части общества. Эпосы, исторические легенды и другие жанры представляют собой поэтическую форму изложения истории народа. В этом плане золотоордынская эпоха в истории культуры башкирского народа обогатилась новыми замечательными памятниками – эпосами «Идукай и Мурадым», «Заятуляк и Хыухылу», а также «Алдар и Зухра».

Таким образом, процесс культурного и этнического развития башкир в золотоордынский период не был прерван, а обогатился, наследовав культуру этого государства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...