Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вклад символических интеракционистов в развитие социологии




ВКЛАД СИМВОЛИЧЕСКИХ ИНТЕРАКЦИОНИСТОВ В РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ

o Попытка вычленить «специфически человеческое» в поведении человека;

o Анализ личности как продукта социального взаимодействия;

o Открытие теоретико-социологического значения проблемы коммуникации;

o Трактовка социальной реальности как непрерывно творимого продукта повседневных взаимодействий и смысловых интерпретаций.

 

 

После смерти Мида Символический интеракционизм получил распространение в Айовской и Чикагской школах.

ЧИКАГСКАЯ И АЙОВСКАЯ ШКОЛЫ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА

  Чикагская Айовская
Место Чикагский университет Айовский университет
Глава Герберт Блумер Мэнфорд Кум
Задачи Продолжение подхода Мида Стремление рассмотреть взаимодействие в рамках макроанализа
Представители Т. Шибутани А. Стросс У. Колб Т. Партленд Б. Мельцер Л. Рейпольде
Основные различия:

1. Определение понятий

2. Методы исследования

3. Трактовка структуры личности и детерминированность её поведения

4. Подходы к ролевому поведению

 

42. Социальное действие и его механизмы в концепции Дж. Мида. Жест и его виды.  

БИОГРАФИЯ

Дж. Г. Мид (1863-1931). Биографическая справка. 1879-1883гг. - учеба в Колледже г. Оберлин (штат Огайо); 1887г. - принят на философский факультет Гарвардского университета; 1889-1891гг. - обучение в Германии в университете Лейпцига под руководством Вундта, затем перевелся в университет Берлина; 1890г. - начал читать вводный курс по социальной психологии; 1894-1931гг. - работал на факультете философии и психологии Чикагского университета.   Основные труды Дж. Г. Мида При жизни опубликовал более 120 статей и обзоров. Научные монографии Дж. Г. Мида, отразившие зрелый и ранний этапы его творчества, были изданы после смерти ученого: • «Философия настоящего», 1932 • «Разум, Я и общество», 1934 • «Движения мысли в XIX веке», 1936 • «Филсоофия действия», 1938 • «Индивид и социальное Я: неизданный труд Джорджа Герберта Мида», 1999 • «Эссе по социальной психологии», 2001

ДЕЙСТВИЕ КАК ЕДИНИЦА АНАЛИЗА

Инстинкты, которыми раньше объясняли поведение, утратили жестком и способность измениться в рамках общества. Даже природа животного — не просто набор инстинктов, а организации, внутри которой врожденные привычки функционируют с целью исполнения определенных сложных действий, которые являются результатом работы видоизменивших друг друг инстинктов.

o Социальное действие это основополагающий акт социальной деятельности, предполагающий определенные ожидания и реакцию других людей. С позиций философии прагматизма Мид рассматривал реальность как совокупность ситуаций, в которых действует субъект.

o Социальная жизнь — основа данного типа поведения.

o Совместные действия живых существ — это всегда социальные действия.

 

Социальное действие относится к классу действий, которые подразумевают сотрудничество двух и более индивидов в отношении социального объекта.

 

Поведение живых организмом берет свое начало в отношении типа «стимул-реакция».

 

Единица анализа - «действие».

 

Принципиальное отличие человека от животного — способность откладывать действие.

Четыре фазы (элемента) действия, характерные для человека:

o «Импульс» На этой фазе некий импульс (раздражитель или " непосредственный чувственный стимул" ), который может исходить из окр. среды, внутреннего состояния актора или комбинации этих факторов, вызывает у него отклик – побуждение что-либо сделать или " ответить". Актор может немедленно отреагировать на этот импульс, но человек скорее всего, в отличие от животного, сначала обдумает подобающую реакцию, и при этом будет учитывать не только ситуацию, но и прошлый опыт и ожидаемые результаты действия. Пример импульса – голод.

o Восприятие. На этой фазе актор реагирует на стимулы, связанные с импульсом, а также определяет доступные способы его удовлетворения. У животных неразумный интеллект, у человека – разумный и есть " способность восприятия на расстоянии". Восприятие включает поступающие стимулы, а также порождаемые ими в уме образы. Люди не просто немедленно реагируют на внешние стимулы, а скорее обдумывают и оценивают их с помощью мысленных образов. Они оценивают свойства стимула, выбирают, какому из них оказать внимание, а каким пренебречь. Именно акт восприятия стимула делает его объектом для человека. Восприятие и объект диалектически взаимосвязаны.

o Манипуляция. На этой фазе (после того, как импульс обнаружен и объект воспринят), актор манипулирует с этим объектом, т. е. предпринимает в отношении него определенные действия. Помимо разумного (рефлексивного) интеллекта люди обладают еще одним преимуществом перед животными – руками. Т. е. человек может, например, исследовать найденную пищу более детально. Человек руководствуется прошлым опытом обращения с этой едой.

o Поступок (реакция). т. е. совершение того действия, которое удовлетворяет потребность ответить на первоначальный импульс.

 

«…Все происходит в теле действия. Это действие может быть отложенным, не не существует ничего, что было бы само по себе просто физиологическим состоянием, неподвижным, остановившимся. Мироздание всегда находится в постоянном движении, ибо жизнь, как мы уже усвоили, — это процесс жизни, поиск».

Дж. Г. Мид

 

Люди, в зависимости от животны, обладают разумным / рефлективным интеллектом. Именно поэтому люди включены не просто в социальное действие, но в социальное взаимодействие, основной способ адаптации к социальному миру и адаптации в нем.

1. Социальное взаимодействие — социальный процесс, в ходе которого участники социального взаимодействия «находят общий язык»

2. Основа социального взаимодействие — абстрактное мышление (использование символов, влияющие на развитие личности и формирование зачатков социальной организации)

3. Социальное взаимодействие — основной способ адаптации, потому что:

o Присуще только людям

o Основано на наличии у людей абстрактного мышления

o Предполагает способность использовать символы

Базовый механизм социального взаимодействия — жест.

 

Глубинные корни коммуникации лежат в бессознательном общении жестами, автоматические реакции на раздражители (как у животных, так у людей). Это бессознательное общение жестами и поддерживаемая таким образом коммуникация может быть и у людей, если один из участников коммуникации, не осознает смысла взаимодействия.

 

Основная функция жестов для людей — делать возможным приспособление к среде себе подобных. Данная функция может быть реализована только в сознательном общении жестами, в соответствии с которым участники взаимодействия осознают смысл общения.

Жест имеет место тогда, когда действие одного живого существа вызывает реакцию у другого.

Бессознательное общение жестами — автоматические реакции на стимулы.

Сознательное общение жестами — возникает в процессе приспособления индивидов друг к другу. Основные фактором подобного приспособление является значение.

Если какой-то жест возвещает другому организму последующее поведение данного организма, то он обладает значением — является значащим.

 

Жесты становятся значимы тогда, когда они начинают нести для индивидов определенные смысли или значения.

Голосовой жест для человека имеет иное значение, нежели для животного, так как для человека голосовой жесть — значащий жест.

Значащий символ — жест, который опирается на некоторую идею и одновременно побуждает её (идею) же в сознании другого человека, то есть воспринимается всеми участниками одинаково.

Конструирование одинаково понимаемых значимы символов осуществляется посредством языка

Символическое взаимодействие — взаимодействие посредством одинаково понимаемых значимых символов.

Конституирование одинаково понимаемых значимых символов люди осуществляю посредством языка.

Язык — голосовой жест, который имеет тенденцию пробуждать в говорящем индивиду ту установку, которую он побуждает в других.

Мыслить — взаимодействовать / разговаривать с другими людьми. Разум наделяет человека способностью к мышлению.

 

Способность быть объектом для самого себя предполагает накопление определенного социального опыта, связанного с генезисом «Самости».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...