41. Символический интеракционизм как направление в социологии ХХ века. Основные представители и методологические посылки.
41. Символический интеракционизм как направление в социологии ХХ века. Основные представители и методологические посылки. Символические интеракционизм — теоретико-методологическое направление в социологии, представители которого в центр своих исследований ставят анализ социальны взаимодействий людей, поимущественно в их символическом содержании.
Его главной особенностью является анализ социальных взаимодействий между людьми на основе того символического содержания, которое они вкладывают в свои конкретные действия. (вытекает из определения) Название образовано из дух терминов: • «Интеракция» (от англ. Interaction) — взаимодействие • «Символический» (от сущ. Символ / Знак) Что вместе обозначает коммуникацию между людьми посредством символов. В научный оборот данное словосочетание ввел в 1937г. Герберт Блумер
Символический интеракционизм в известной степени противостоит структурному функционализму. o Если представители последнего шли от структуры социального процесса к поведению людей, o то сторонники символического интеракционизма идут от действующей личности к социальной структуре.
Отправной пункт анализа — социальный процесс — процесс взаимодействия индивидов в группе и в обществе. Ключевой тезис — «личность человека всегда социальна», то есть «не может формироваться вне общества». Исходит не из принципа воздействия системы объектовых отношений на формирование личности, а выводись из анализа процесса межличностной коммуникации, в которой существенную роль играют символы. Общество играет «рамочную» роль.
Р. Коллинз считает, что Символический Интеракционизм - один из аспектов в интерпретативную традицию.
«Символический интеракционизм» — самостоятельное направление социологии, однако, границы направления довольно размыты. Символический интеракционизм характеризуется преимущественно эмпирическим вектором. Его важная особенность состоит в изучении конкретных коммуникативных форм символического взаимодействия между людьми, средств связи между ними, в первую очередь языка. Критерии выделения направления: o Собственные теоретические источники o Оригинальный понятийный аппарат o Наличие собственной проблематики исследований Теоретическая база — концепции Ч. Х. Кули и Дж. Г. Мида, то есть виднейших американских теоретиков. Несмотря на то, что они жили в одно и то же время, Ч. Кули скорее предшественник данного направления, а Дж. Г. Мид - основатель. Основные идеи Кули: o Приоритет социального o Коммуникация как важнейший фактор социальной жизни o Природа социального или зеркального «Я» Основные положения прагматизма, лежащие в основе Интеракционизма: 1. Среда, особенно социальная, включает в себя другие активные организмы, и человек, становится человеком в процессе взаимодействия с этой активной средой; 2. Общество можно понять через анализ взаимодействия и взаимовлияния индивидов. Идеи бихевиоризма (с которыми полемизировали): 1. Бихевиористы интересовались только наблюдаемым поведением индивидов и фокусировались на стимулах, которые вызывают рассматриваемые реакции, или поведение; 2. Символические интеракционисты, признавая важность наблюдаемого поведения, считали, что все же существуют скрытые аспекты поведения; 3. Бихевиористы рассматривали человека как «животный организм», бездумно реагирующий на стимулы внешней среды; 4. Символические интеракционисты стали рассматривать индивида как активного участника взаимодействия, который сам выбирает, оценивает и регулирует свое поведение посредством символической коммуникации;
5. Ключевой момент для символических интеракционистов — наличие у людей умственных способностей, позволяющих им использовать между стимулом и реакций язык, для того чтобы решить, как реагировать.
Методологические принципы символического интеракционизма 1. Люди, в отличие от животных, наделены способностью к мышлению. 2. Способность людей мыслить формируется социальным взаимодействием. 3. В социальном взаимодействии люди усваивают значения и символы, позволяющие им осуществлять специфическую особенность человека мыслить. 4. Значения и символы позволяют людям осуществлять характерные для человека действия и взаимодействия. 5. Люди способны модифицировать или изменять значения и символы, используемые ими в действии и взаимодействии, на основе своей интерпретации ситуации. 6. Люди способны осуществлять эти модификации и изменения, отчасти благодаря способности взаимодействовать. Это позволяет им исследовать возможные направления действия, оценивать свои сравнительные преимущества и издержки, и затем выбирать один из путей. 7. Смешанные примеры действия и взаимодействия образуют группы и сообщества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|