46. Айовская школа символического интеракционизма. Основные представители и направления исследований.
46. Айовская школа символического интеракционизма. Основные представители и направления исследований. ЧИКАГСКАЯ И АЙОВСКАЯ ШКОЛЫ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА (По лекции)
47. Драматургический подход Ирвинга Гофмана. Основные положения и понятийный аппарат. (По лекции) Ирвинг Гофман (1922-1982). Факты из биографии: 11 июня 1922 г. – родился в г. Манвилл, Альберта, Канада 1945г. — получил высшее социологическое образование в Университете Торонто. 1954г. — защитил докторскую диссертацию «Коммуникативное поведение в островной общине». 1954г. — переехал в Вашингтон. 1954-1957гг. — занимал должность приходящего сотрудника Национального института психического здоровья. 1958г. — поступил на работу в качестве старшего преподавателя факультета социологии Калифорнийского университета Беркли; 1962г. — занял должность профессора; Был 73-м президентом Американской социологической ассоциации; 19 ноября 1982 г. – умер в г. Филадельфия, США
Основные труды: «Представления себя другим в повседневной жизни», 1959г. «Враждебные столкновения: два исследования по социальной интеракции», 1961г. «Поведение в публичных местах: заметки по социальной организации собраний», 1963г.
«Стигма», 1963г. «Ритуал взаимодействия: очерки поведения лицом-к-лицу», 1967г. «Публичные отношения: микроанализ общественного порядка», 1971г. «Стратегическое взаимодействие», 1972г. «Анализ фреймов: организация повседневного опыта», 1974г.
Основные положения драматургического подхода: Драматургический подход изучает любое социальное образование с точки зрения управления впечатлениями. В рамках драматургического подхода: Проводится аналогия между театральной игрой и взаимодействие людей в повседневной реальной жизни; Реальные участники повседневных взаимодействий рассматриваются как актеры, задействованные в театральном представлении; «Технологии» поведения участников межличностного взаимодействия в фокусе анализа; Особое внимание обознается на символические формы взаимодействия. Исходная посылка драматургического подхода: человек в процессе социальной интеграции способен не только посмотреть на себя глазами партнера по взаимодействию, но и скорректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого. Это необходимо, чтобы создать о себе наиболее благоприятное впечатление и добиться наибольшей выгоды от этого взаимодействия. Ключевые понятия: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — взаимное влияние индивидов на действия друг друга в условиях непосредственного физического присутствия всех участников. ИСПОЛНЕНИЕ — все проявления деятельности данного участника в данном эпизоде, которые любым образом влияют на любых других участников взаимодействия. ПАРТИЯ (РУТИНА) — предустановленный образец действия, который раскрывается в ходе какого-нибудь исполнения и который может быть исполнен или сыгран и в других случаях. ПЕРЕДНИЙ ПЛАН (АВАНСЦЕНА) — часть индивидуального исполнения, которая регулярно проявляется в обобщенной и устойчивой форме, определяя ситуацию для лиц, наблюдающих это исполнение.
Обстановка (мебель, декорации, физ расположение участников и др элементы фона); Личный передний план (составляющие авансцены, которые наиболее тесно связаны с самим исполнителем и которые сопровождают его всюду). АСПЕКТЫ ДРАМАТУРГИИ НА АВАНСЦЕНЕ: поддержание экспрессивного контроля, ложные представления и мистификации. ЗАКУЛИСНАЯ ЗОНА — зона, где могут проявиться скрываемые на переднем плане факты или различного рода неформальные действия. КОМАНДА — любая группа индивидов, которые сотрудничают в постановке определенного рутинного житейского взаимодействия.
Гофман был сосредоточен на структуре социальных контактов, непосредственных взаимодействиях между людьми — на структуре тех явлений в общественной жизни, которые возникают всякий раз, когда какие-либо лица физически присутствуют в пространстве взаимодействия. Ключевой фактор в этой структуре — поддержание какого-то ужиного определения ситуации, причем это определение должно быть выражено до конца вопреки множеству срывов и потрясений. Драматургическая социология (с сайта): ««Я» и роль Драматургической социологию Гофмана называют еще и потому, что он указывал на драматический характер переживаний людьми своей раздвоенности: своего «Я», некоего подлинного начала каждого из нас, и своей роли-маски, которую мы должны носить в обществе, на людях. Гофман рассматривает человека в двух ипостасях: как исполнителя, загнанного жизнью и втянутого «в общечеловеческую задачу сценической постановки своего исполнения»; «и как сценический персонаж-характер…, дух, жизненную силу и другие качества которого исполнение этого индивида целенаправленно вызывает из небытия». В конечном итоге исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности. Мы приходим в этот мир индивидуумами, создаем свой характер и становимся личностями. В конечном итоге исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности. Мы приходим в этот мир индивидуумами, создаем свой характер и становимся личностями». Под исполнением роли, Гофман понимает поведение, которое человек демонстрирует перед другими, представляя себя, и которое влияет на других людей, причем, по замыслу ролеисполнителя, характер этого влияния должен соответствовать его индивидуальным интересам. Исполняемое «Я» рассматривается Гофманом как некоторый образ, обычно похвально-положительный, который сценически, в соответствующем персонаже-характере успешно пытается возбудить и закрепить в сознании других действующий индивид в отношении себя. Гофман отмечал, что бывают исполнители, которые полностью увлечены исполнением роли и не сомневаются в том, что она и есть подлинная реальность. Бывают, однако, и такие «актеры», которые совершенно не верят в свою роль и при ее исполнении впадают чуть ли ни в цинизм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|