Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Символический интеракционизм как социологическое направление




Символический интеракционизм как социологическое направление

Отправной пункт анализа — социальный процесс — процесс взаимодействия индивидов в группе и в обществе.

Ключевой тезис — «личность человека всегда социальна», то есть «не может формироваться вне общества».

Исходит не из принципа воздействия системы объектовых отношений на формирование личности, а выводись из анализа процесса межличностной коммуникации, в которой существенную роль играют символы. Общество играет «рамочную» роль.

Р. Коллинз считает, что Символический Интеракционизм - один из аспектов в интерпретативную традицию.

«Символический интеракционизм» — самостоятельное направление социологии, однако, границы направления довольно размыты.

Критерии выделения направления:

• Собственные теоретические источники

• Оригинальный понятийный аппарат

• Наличие собственной проблематики исследований

Теоретическая база — концепции Ч. Х. Кули и Дж. Г. Мида, то есть виднейших американских теоретиков. Несмотря на то, что они жили в одно и то же время, Ч. Кули скорее предшественник данного направления, а Дж. Г. Мид - основатель.

Предшественниками теории символического интеракционизма были американские социологи Ч. X. Кули (1864-1929) и У. Томас (1863-1947). Как считал Кули, социальная природа «вырабатывается в человеке при помощи простых форм интимного взаимодействия, или первичных групп, особенно семейных или соседских, которые существуют везде и всегда воздействуют на индивида одинаково». У. Томас особенно рельефно выразил роль намерений в высказывании, которое сейчас называют «теоремой Томаса»: «Если ситуация определяется как реальная, то она реальна по своим последствиям».

Однако основоположником символического интеракционизма считается американский ученый Джордж Герберт Мид (1863-1931), также работавший еще в «классическую» эпоху. Мид испытал влияние американских философов-прагматиков У. Джеймса, Дж. Дьюи, Ч. Пирса и психолога Дж. Уотсона. Сам Дж. Мид называл свою теорию «социальным бихевиоризмом», т. е. ставил во главу угла анализ реакции человека на действие внешних стимулов, зависимости социального поведения от окружающей среды. Однако по сравнению с биопсихологическим бихевиоризмом, трактующим человека как пассивный объект, в теории Мида рассматривается активный и разумный субъект, действия которого определяются не только внешними стимулами, но и его собственной духовной активностью.

Основные идеи Кули:

• Приоритет социального

• Коммуникация как важнейший фактор социальной жизни

• Природа социального или зеркального «Я»

 

Основные положения прагматизма, лежащие в основе Интеракционизма:

1. Среда, особенно социальная, включает в себя другие активные организмы, и человек, становится человеком в процессе взаимодействия с этой активной средой;

2. Общество можно понять через анализ взаимодействия и взаимовлияния индивидов.

Идеи бихевиоризма (с которыми полемизировали):

1. Бихевиористы интересовались только наблюдаемым поведением индивидов и фокусировались на стимулах, которые вызывают рассматриваемые реакции, или поведение;

2. Символические интеракционисты, признавая важность наблюдаемого поведения, считали, что все же существуют скрытые аспекты поведения;

3. Бихевиористы рассматривали человека как «животный организм», бездумно реагирующий на стимулы внешней среды;

4. Символические интеракционисты стали рассматривать индивида как активного участника взаимодействия, который сам выбирает, оценивает и регулирует свое поведение посредством символической коммуникации;

5. Ключевой момент для символических интеракционистов — наличие у людей умственных способностей, позволяющих им использовать между стимулом и реакций язык, для того чтобы решить, как реагировать.

«Символический интеракционизм» (1969) три постулата, на основе которых строится описание и объяснение социальных явлений как процессов интеракции:

1) люди действуют в отношении объектов на основе значений, придаваемых этим объектам;

2) значение объектов для индивида возникает в социальном взаимодействии, в котором он (она) участвует;

3) значения используются и видоизменяются индивидом в процессе интерпретации объектов, с которыми он (она) имеет дело.

Развернутая характеристика социального мира по Блумеру: «Человеческие существа живут в мире значимых объектов, а не в среде, состоящей из символов и самоконституирующихся сущностей. Этот мир имеет социальное происхождение, ибо значения возникают в процессе социального взаимодействия. Так, различные группы вырабатывают различные миры, и эти миры меняются, если объекты, их составляющие, меняют свои значения... Для того чтобы идентифицировать и понять жизнь группы, необходимо идентифицировать мир ее объектов; идентификация должна осуществляться в терминах значений, которые имеют объекты в глазах членов группы».

ВКЛАД СИМВОЛИЧЕСКИХ ИНТЕРАКЦИОНИСТОВ В
РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ
(По лекции)

- Попытка вычленить «специфически человеческое» в поведении человека;

- Анализ личности как продукта социального взаимодействия;

- Открытие теоретико-социологического значения проблемы коммуникации;

 

Трактовка социальной реальности как непрерывно творимого продукта повседневных взаимодействий и смысловых интерпретаций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...