43. Представления Дж. Мида о мышлении и основных категориях мыслительного процесса (интеллект, разум, сознание, значение и т.п.)
Человек, в отличие от животных, обладающих «неразумным интеллектом», обладает разумным или «рефлексивным интеллектом». Его особенностью является то, что люди могут сдерживать действие, откладывать реакции на стимул. Отложенная реакция – это необходимый элемент интеллектуального действия. Благодаря способности откладывать реакции люди могут создавать в уме набор возможных реакций на ситуацию. В уме люди имеют альтернативные способы совершения действия. Также люди могут мысленно могут опробовать различные варианты действия. Именно присутствие альтернативных возможностей будущей реакции в определении настоящего поведения в любой заданной извне ситуации и их прорабатывание с помощью центральной нервной системы решающим образом разграничивает интеллектуальное поведение и поведение, основанное на рефлексе, инстинкте и привычке. Сознание появляется и существует как выбор между целым рядом возможных реакций на воспринятый стимул. Сознание – функциональная необходимость для человеческого действия, которое содержит в себе как явные, так и скрытые аспекты человеческого поведения. Это действие становится социальным, если человек включается в сообщество себе подобных. Человек отличается от других животных, так как он может быть объектом для самого себя. Мид считает, что эта рефлективность, а не какая-то сверхъестественная сущность вроде души, дает человеку особую человечность. Это я, которое может быть объектом для самого себя, возникает только в социальном опыте. После того, как человек приобретает эту социальную точку зрения, он может и в одиночку продолжать свои внутренние мысли, но никак не до этого.
Мысль — это разговор жестов, который идет с самим собой. Но даже разговор с другими несет на себе это качество самоотсылки. Мы можем думать о том, какие слова мы собираемся сказать, потому что мы принимаем точку зрения другого и оцениваем реакцию другого на то, что мы до сих пор сказали. Это также относится к интернализированному разговору, который конституирует мысль: мы должны постоянно наблюдать за собой как внутренними собеседниками, принимая точку зрения внутренней аудитории так, чтобы мы могли направлять поток последующих частей наших мыслей.
+ Что-то по лекции, вроде по теме, но не уверена (Это концепция действия): Базовый механизм социального взаимодействия — жесть. Глубинные корни коммуникации лежат в бессознательном общении жестами, автоматические реакции на раздражители (как у животных, так у людей). Это бессознательное общение жестами и поддерживаемая таким образом коммуникация может быть и у людей, если один из участников коммуникации, не осознает смысла взаимодействия. Основная функция жестов для людей — делать возможным приспособление к среде себе подобных. Данная функция может быть реализована только в сознательном общении жестами, в соответствии с которым участники взаимодействия осознают смысл общения. Жест имеет место тогда, когда действие одного живого существа вызывает реакцию у другого. Бессознательное общение жестами — автоматические реакции на стимулы. Сознательное общение жестами — возникает в процессе приспособления индивидов друг к другу. Основные фактором подобного приспособление является значение. Если какой-то жест возвещает другому организму последующее поведение данного организма, то он обладает значением — является значащим. Жесты становятся значимы тогда, когда они начинают нести для индивидов, определенные смысли или значения. Голосовой жест для человека имеет иное значение, нежели для животного, так как для человека голосовой жесть — значащий жест.
Значащий символ — жест, который опирается на некоторую идею и одновременно побуждает её (идею) же в сознании другого человека, то есть воспринимается всеми участниками одинаково. Конструирование одинаково понимаемых значимы символов осуществляется посредством языка Символическое взаимодействие — взаимодействие посредством одинаково понимаемых значимых символов. Конституирование одинаково понимаемых значимых символов люди осуществляю посредством языка. Язык — голосовой жест, который имеет тенденцию пробуждать в говорящем индивиду ту установку, которую он побуждает в других. Мыслить — взаимодействовать / разговаривать с другими людьми. Разум наделяет человека способностью к мышлению. Способность быть объектом для самого себя предполагает накопление определенного социального опыта, связанного с генезисом «Самости».
44. Понятие «самости» у Дж. Мида. Генезис и развитие самости у детей. «I» и «me» как два аспекта «самости». Стадии развития самости. (По лекции) СУЩНОСТЬ, АСПЕКТЫ И ГЕНЕЗИС САМОСТИ Самость («Self») — диалектически связанная с разумом способность человека быть одновременно субъектов и объектом. Карл Густав Юнг говорил о том, что сознательно и бессознательно не обязатально противостоят друг другу, а скорее дополняют друг друга, отображаются в виде Самости. Аспекты самости: 1. — непредсказуемый и креативный аспект самости, реакция человека на непосредственно возникающую в его жизни ситуацию, которая не носит определённого характера. Индивидуальное «Я», индивидуалистическая апостасия личности. 2. — организованный набор установок других, принимаемый человеком для себя. «Me» — производное от «I», которое рефлективно возникает только после того, как человек совершил активные жесты в отношении других людей. СТАДИИ РАЗВИТИЯ САМОСТИ: I. — самость индивида конституирется просто организацией отдельных установок других индивидов по отношению к нему самому и друг к другу в рамках специфических социальных действий, в которых он вместе с ними участвует. В процессе игры человек учится быть и субъектом, и объектом, происходит процесс усвоения социальных ролей. Отклик исходит от самого индивида.
В соревновании человек принимает на себя установки других. Отклик исходит от других. I. — «обобщенного другого». Стадия полного развития самости. Человек, обладающий развитой самостью, становится участником одного или нескольких сообществ. Самость достигает своего полного развития посредством организации индивидуальных установок других в организованные социальные или групповые установки. Обобщенный другой — основа сложной кооперации, которая создает общество.
45. Чикагская школа символического интеракционизма. Основные представители и направления исследований. (По лекции) Символические интеракционизм — теоретико-методологическое направление в социологии, представители которого в центр своих исследований ставят анализ социальны взаимодействий людей, поимущественно в их символическом содержании. Название образовано из дух терминов: «Интеракция» (от англ. Interaction) — взаимодействие «Символический» (от сущ. Символ / Знак) Что вместе обозначает коммуникацию между людьми посредством символов. В научный оборот данное словосочетание ввел в 1937г. Герберт Блумер
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|