Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Форма государства зависит от множества различных факторов, их можно разделить на внутренние и внешние.




Внутренние факторы:

1) Внутренние территориальные факторы — размеры территории государства в первую очередь будут указывать на форму государственного устройства. Если территория государства относительно не большая, то вероятно, что государство будет унитарным.

Если государство занимает большую площадь — вероятно, что оно будет по форме устройства сложным: федеративным или конфедеративным.

Наличие на территории государства крупных географических объектов (например, крупных горных хребтов) с большей степенью вероятности дает основания полагать, что это государство будет сложным по форме государственного устройства (Швейцария).

2) Географическое положение государства

Н. Макиавелли отмечал, что для северных народов в силу холодного климата характерен спокойный темперамент, следовательно, северным государствам в большей степени присуща монархическая форма правления. Для южных же народов в силу жаркого климата характерна «горячая кровь», взрывной темперамент, следовательно, этим народам в большей степени присуща республика.

3) континентальное или островное расположение государства; выход к морю, наличие на его территории полезных ископаемых и т. д.

4) Внутриэкономические факторы:

• Уровень развития экономики (чем выше уровень экономического развития, тем более демократичным будет государство).

• Тип экономики (обменный или распределительный). Обменный тип предполагает большую степень экономической свободы, т. е. государство будет более либеральным.

• Распределительный тип предполагает жесткий экономический контроль и возможно тоталитарный режим.

4) Социальные факторы:

- Национальный состав населения. В полинациональном государстве с большей долей вероятности можно вести речь о сложной (федеративной) форме государственного устройства. Мононациональное будет по форме устройства унитарным.

5) Исторические условия развития общества. Традиции, обычаи, культура общества (ментальность народа).Во многих современных монархических государствах сохранение монархии — это дань традиции.

6) Внутриполитические факторы

- Расстановка политических сил внутри. Это в первую очередь будет влиять на форму правления.

- Уровень политического сознания и политической культуры общества и, как следствие, степень политической активности населения будет оказывать влияние, в первую очередь, на форму правления и на режим государства.

Внешние факторы:

1)Внешнеполитическое окружение показывает, в каких отношениях с соседями находится государство. Это будет оказывать влияние на политико-правовой режим.

2) Внешнеполитическое заимствование предполагает, что государства постоянно заимодействуют друг с другом и в процессе такого взаимодействия воспринимают друг у друга удобные для себя элементы формы.

3)Внешнеполитическое давление предполагает, что одни государства (на данный момент более сильные в политическом отношении) навязывают более слабым государствам выгодные для себя элементы формы.

1. Внешние факторы:

а. Навязывание другими государствами своей воли;

б. Угроза других государств влечет отход от демократических начал;

в. Внешнеполитическое заимствование;

2. Исторические условия становления государства.

13.Формы территориально-госуд.устройства,понятие и виды.

Форма государственного устройства – это национально-территориальная организация государственной власти, показывающая на какие составные части поделена территория государства и каково взаимоотношение этих частей между собой и каждой отдельной части с государственным целым в лице своих центральных и местных органов.

Т.е. если форма государства рассматривает высшие органы, то форма гос.устройства – власть территориальная, как власть организуется на территории.

Все государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные).

Унитарные государства – это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняется центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство

Унитарное государство – единое слитное образование, состоящее в своей основе из административно-территориальных единиц, в разных государствах они называются по-разному (провинции, воеводства или иные образования). Унитарное государство представляет собой самую высокую степень централизации государственной власти. Как правило, такая форма территориально-государственного устройства присуща государству с одной господствующей нацией или народом. Там могут быть представлены и другие народы, но они в заметном меньшинстве.

Автономные образования – места, где есть определенная концентрации других народов, но государство не перестает быть унитарным. Это, например, Крым в составе Украины, Аланские острова в Финляндии, остров Корсика во Франции. Все эти автономные образования выделяются территориальной обособленностью, своеобразием населения. Унитарные государства с такими образованиями называются сложными. Унитарные государства, не имеющие подобных образований, - простые (Польша, государства Прибалтики, Болгария, Турция и др.).

Автономия – это самоуправление определенной части территории государства, отличающейся определенными историческими, географическими условиями, а населению присущи определенное национально-исторические особенности.

Различают два вида автономии:

· Политическая – обладает более широкими правами (например, издание собственного законодательства). Это, например, Гренландия Дании, Аланские острова Финляндии, уйгуры, монголы, тибетцы в Китае.

· Культурно-административная (административная) – в школах предметы ведутся на национальном языке или диалекте, издание газет, книг на национальном языке (этими правами обладает и политическая автономия).

Признаки унитарного государства:

· Административно-территориальная единица не имеет право иметь собственное законодательство;

· Единая правовая система, конституция, высшие органы власти;

· Составные части государства не обладают суверенитетом.

· В зависимости от порядка формирования местных органов государственной власти и порядка решения этими органами вопросов местного значения унитарные государства подразделяются на:

· В централизованном унитарном государстве местные органы власти формируются центральными органами (чиновники на местах назначаются правительством). Примерами централизованных государств являются Индонезия, Таиланд.

· В децентрализованном унитарном государстве местные органы власти избираются непосредственно местным населением и наделяются правом самостоятельного решения вопросов местного значения (например, Италия).

· В относительно-децентрализованном унитарном государстве правительство путем назначения формирует органы среднего звена (в провинциях, департаментах). Органы же управления на местах (в районах и городских общинах) избираются местным населением. Примером относительно-децентрализованного государства может служить Франция.

Федерация

Федеративное (союзное) государство – сложное образование, которое состоит или из государств самостоятельных, или состоит из государственных образований – субъектов федерации. Эти субъекты в разных федерациях имеют разные названия – в США – штаты, в ФРГ – земли, в РФ – разные названия (области, края, автономные республики).

Федерация образуется двумя путями:

а. Снизу - на основе союза ранее самостоятельных государств, когда несколько государств объединяются, заключают федеративный договор и делегируют свои полномочия, а также суверенитет, новосозданному государству. Например, США – сначала объединилось 12 штатов (1773 год), также СССР – на основе договора.

б. Федерации образованные сверху – актами государственных органов (чаще всего, это Конституция). Такие федерации называют конституционными. Например, РФ, Мексика имеют конституционно-правовую договорную основу. В РФ – договор между центром и большинством республик: Татарстан, Башкирия, Чувашия и др. Такие договоры ставят субъекты федерации в неравное положение, когда каждая республика «выторговывает» свои права. В США каждый штат равноправен, хоть и имеет свое законодательство, в РФ же заранее различные полномочия и компетенция субъектов.

Иногда говорят еще о смешанных – которые созданы, к примеру, сверху, но в составе имеются и те, которые впоследствии присоединились. Классический пример – РФ. РФ была образована в качестве федерации при принятии Конституции РФ, но некоторые субъекты РФ присоединились впоследствии мартовскими Федеративными договорами 1992 г.

Признаки Федерации:

а. Составные части государства – субъекты федерации;

б. Все субъекты имеют свои собственные законодательные и исполнительные органы;

в. Законодательство двух уровней;

г. Разделение предметов ведения федеральных органов и органов субъектов;

д. Как правило представительный законодательный орган состоит из 2 палат, где в одну включаются представители субъектов;

е. Двухканальное налогооблажение;

ж. Двойное гражданство – двойное условно, потому как на самом деле здесь одно гражданство конкретного государства и если оно прекратится, то прекратится и гражданство в соответствующем субъекте.

Различают федерации образованные по:

Национально-территориальная федерация строится по национальному принципу. Каждый субъект федерации — территория преимущественного проживания лиц одной национальности (СССР, Чехословакия, Югославия, в современном мире Канада и Бельгия).

Административно-территориальная федерация строится по административному принципу. Все субъекты федерации представляют собой административно-территориальные образования (штаты в США).

В смешанной федерации есть и национально-территориальные, и административно-территориальные субъекты. Примером может служить Российская Федерация (республики, автономная область и автономные округа сформированы по национально-территориальному принципу, края, области города федерального значения — по административно-территориальному).

Различают симметричные и ассиметричные федерации:

1. Симметричные – права субъектов равны;

2. Ассиметричные – права субъектов не равны.

Ни одна современная федерация не закрепляет за субъектами права на сецессию. Единственная федерация которая это закрепляла – СССР. Отсутствие у субъектов права на сецессию не означает, что субъекты из состава федерации выйти не могут. Это возможно, но только на основе референдума, согласования, договора. В частности, выход Гамбии из состава Сенегала в 1982 году.

Конфедерация – временный союз государств, создаваемый для достижения конкретных политических, экономических или каких-либо других целей. В связи с их временным характером, то по достижении целей конфедерация либо распадается (Сенегамбия распалась на Сенегал и Гамбию), либо преобразуется в федерацию (Германский союз в 1871 г. преобразовался в Германскую империю).

Признаки Конфедерации:

а. Отсутствие суверенитета в рамках конфедерации вследствие отсутствия единого государственного аппарата;

б. Отсутствует единая система законодательства;

в. Могут создаваться союзные межгосударственные органы, но только для решения проблем, по которым государства объединились;

г. Субъекты конфедерации обладают правом свободного выхода.

Существовали также и другие формы, например империи и протектораты.

Империя – государство, обладающие большой территорией и объединяющие в себе представителей самых различных этносов. Основным признаком является наличие мощной центральной власти, а также ассиметричное политическое и правовое положение у центральных районов и периферии.

Протекторат – форма государственных объединений, где одно государство признает над собой верховенство другого, при этом оно теряет свои полномочия в международных отношениях, но сохраняет внутреннюю династию и возможно управления внутри государства.

14.Монархия и ее виды.

Форма правления - совокупность способов организации верховной государственной власти и ее распределения между центральными органами государства, которые определяют степень и характер участия народа в формировании органов государственной власти (республика/монархия)

Монархи я — это такая форма правленая, при которой вся полнота верховной государственной власти формально или фактически сосредоточена в руках одного лица, монарха, который осуществляет эту власть, как правило, на основе принципов наследуемости и несменяемости.

В зависимости от характера полномочий монарха:

1. Абсолютная монархия — это такая монархия, при которой вся полнота верховной государственной власти и формально, и фактически сосредоточена в руках монарха.

Признаки:

а. Наличие единоличного правителя;

б. Все три ветви власти в руках монарха;

в. Наличие мощной армии или полиции как средства контроля общества;

г. Отсутствие представительных органов;

д. Мощный чиновничий аппарат.

Ограниченная монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха формально или фактически ограничивается деятельностью представительных органов или действием конституционных актов.

Виды ограниченной монархии: и сословно-представительная и конституционная.

Сословно-представительная монархия - при такой форме правления власть монарха формально ограничивается деятельностью сословно-представительного органа, который формируется либо из привилегированных сословий, либо из представителей всех свободных сословий. Деятельность такого органа носит законосовещательный характер.

Конституционная монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха формально или фактически ограничивается деятельностью парламента либо действием конституционных актов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...