Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В отеч. лит-ре структура политической системы рассматривается ч/з характеристику подсистемы.




Подсистемы (у Парфенова - подходы):

1. организационная (институциональная) - включаем те социально-политические институты, которые организуют политическую жизнь общества. Речь о самих субъектах политической системы.

Встаёт вопрос о критериях к S’ам полит. системы. Один из важнейших – организационное единство. Кроме него, учитывается оказание воздействия на полит. процессы, происходящие в общ-ве (участие в полит. системе общ-ва)

К таким S’ам относится:

1) гос-во - единый властвующий S;

2) собственно полит. организации и объединения – организации, ктр создаются для участия в полит. жизни, решения полит. задач, достижения полит. целей. Это полит. партии, др. полит. организации и объединения

3) не собственно политические объединения –объединения, ктрые создаются для решения не полит. задач, но достичь своих уставных целей и задач без участия в полит. деят-сти они не могут (проф. союзы)

4) собственно не политические объединения (объединения с незначительной долей полит. участия) –организации и объединения, ктр создаются для решения не полит. задач, и решают их не полит. методами (общ-во собаководов).

Спорные вопросы: по отнесению к S’ам церкви. В любом общ-ве, церковь – влиятельный институт. Она может оказывать опосредованное влияние на полит. процесс. Т.о., церковь можно отнести к S.

Отнесение ОМС к числу S’ов – их нужно включать, т.к. они тесно взаимодействуют с гос-вом и с общ-вом. Их следует отнести ко 2й группе субъектов (собственно политические организации). Относить личность к S’ам полит. системы - не следует.

2. нормативная подсистема – правовые и соц. нормы, на основании ктрх регулируется сама полит. жизнь общества, и регламентируются полит. процессы, происходящие в общ-ве. Следует говорить о правовых нормах, в 1-ю очередь – о конституционных, ктрые опосредуют полит. жизнь общ-ва. Можно говорить о иных НПА”. (нормы Закона “О полит. партиях”, “Об общ-ных объединениях).

Действуют и иные собственно полит. нормы – ктрые непосредственно не имеют полит. хар-ра, но влияют на полит. систему (Программы полит. партий, полит. акты гос-ва – Ежегодное послание Президента Фед. Собранию). Можно говорить о неписаных полит. нормах – о полит. событиях и традициях, ктрые сущ-ют в обществе (наличие оппозиции). Корпоративные нормы ( внутриорганизационные), находятся в Уставах полит. партий и полит. объединений.

+ религиозные нормы и моральные.

3. функциональная подсистема – функции, ктрые система призвана выполнять в общ-ве. Они определяются назначением полит. системы.

Функции полит. системы – основные направления воздействия полит. системы на общ-ва и основные направления действия самих S’ов на общ-во. В лит-ре нет единого подхода к пониманию системы ф-ций полит. системы.

1) ф-ция легитимации гос. власти; 2) интегративная ф-ция и консолидирующая (консолидационная) ф-ция; 3) ф-ция целеполагания; 4) экстракционно-распределительная ф-ция; 5) мобилизационная ф-ция; 6) функция политического рекультивирования; 7) идеологическая ф-ция; 8) коммуникативная ф-ция;9)воспитательная ф-ция; 10) политическая символизация; 11) нектрые выделяют сигнализационную функцию полит. системы

4. коммуникативная подсистема – полит. взаимосвязи и взаимодействия м/у субъектами политю системы; характеризует эффективность функциональной, т.к. в процессах управления основная нагрузка падает на обеспечение коммуникативных связей, при которых не просто совершается оборот политической и правовой информации, а осуществляется передача смыслов.

5. идеологическая подсистема – идеология, которая существует в обществе. Вкл. Индивидуальные идеи и взгляды; воззрения соц. групп (в т.ч. и классовые); общечеловеческие представления (межклассовые и межгрупповые); Уровни: эмпирический (полит. психология) проявляется в эмоциях, мнении, традициях и теоретический (полит. идеология) проявляется в лозунгах, теориях, концепциях.

Основные компоненты политической системы:

1. политические и правовые нормы – это сложившиеся или установленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конституций, кодексов, уставов, программ партий, политических традиций и процедур.

2. политическая структура – совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает стабильную сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей можно свести к двум основным типам

а) действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами

б) учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они создаются.

3. политическая деятельность – разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы осуществления политической власти в обществе.

4. политическое сознание и политическая культура.

Политическое сознание – многообразие проявлений духовности, отражающих деятельность механизмов политической власти и направляющих поведение людей в сфере политических отношений. 2 уровня организации политического сознания:

а) концептуальный (политические теории, доктрины, программы, учения)

б) обыденный (несистематизированные представления о политике, нормах поведения)

Политическая культура – это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для восстановления, развития их деятельности и отношений.

 

28.Функции политической системы общества.

Политическая система – система полит. отношений, возникающих и реализующихся на основе правовых и иных соц. норм, регулирующих полит. жизнь общ-ва, ктрые сущ-ют м/у гос-вом и иными собственно и не собственно полит. организациями, существующим в этом общ-ве.

Функции полит. системы – основные направления воздействия полит. системы на общ-ва и основные направления действия самих S’ов на общ-во.

Интегральная функция. Происходит политическое объединение субъектов в рамках единой системы. Она обеспечивает взаимосвязь и единство в действиях различных компонентах ее структуры. Интеграция предполагает наличие развитых способностей политической системы, разными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, разрешать социальные конфликты.

Распределительная функция. Распределяется политическая власть. В рамках политических систем происходит распределение политической власти.

Функция выявления и учета интересов различных социальных групп. Так как цель политической системы – наиболее эффективное управление социальными процессами. После того, как мы определили интересы, нужно определить основные направления.

Функция определения основных направлений развития политической системы. В н.в. это создание правового государства.

Воспитательная функция. Наибольшее влияние оказывает общественная организация. Цель – сформировать активную личность, располагающую знаниями, умениями и опытом; возможность консолидировать с другими гражданами. Ведь все те реформы, которые намечаются, хорошие или плохие, не будет найдена какая-то мотивация, то они останутся зародышем, основным элементом остается человек.

Поэтому воспитательная функция – важнейшая функция.

функция легитимации гос. власти;

Легитимность власти означает общественное признание власти, доверие и поддержку, ктрые оказывают ей общество, народ, а не только правовое, юр-кое закрепление полит. власти в соотв-ющих гос-ных документах.

1) консолидирующая (консолидационная) функция – объединение и укрупнение политических интересов;

2) функция целеполагания – речь о выработки целей и задач развития общества;

Выполняют эту ф-цию все S’ы полит. системы в равной степени. Но ведущая роль возложена на полит. партии. Соотношение роли партий и гос-ва в полит. системе.

3) мобилизационная функция – мобилизация соц. ресурсов, их аккумулирование и накопление для решения задач, ктрые стоят перед общ-вом.

7) функция политического рекультивирования - привлечения полит. сторонников;

8) идеологическая функция – ф-ция формирования, выражения концепций и т.д. Полит. система д.б. всегда идеологизирована.

9) коммуникативная функция – ведет к установлению, определению и формированию взаимосвязей и взаимодействий полит. отношений в обществе.

10) политическая символизация - выражается в формировании лозунгов, правил, символов, направляющих поведение людей в политике.

29.Место и роль государства в политической системе общества

Политическая система – система полит. отношений, возникающих и реализующихся на основе правовых и иных соц. норм, регулирующих полит. жизнь общ-ва, ктрые сущ-ют м/у гос-вом и иными собственно и не собственно полит. организациями, существующим в этом общ-ве.

 

Государство выступает как особое звено в структуре политической системы общества. Его место и роль в этой системе не отождествляется с ролью и местом иных звеньев политической системы. Государство не просто массовое политическое объединение граждан, а объединение всех без исключения граждан, всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством.

Место и роль государства в политической системе общества.

Зависит от:

1. тип политической системы.

2. форма правления.

 

Особенность - государство играет роль основного орудия, так как обладает такими средствами, которыми не обладают другие субъекты. Место и роль государства в политической системе общества определяются следующими моментами:

 

1. Государство выступает в качестве официального представителя всего общества, выступает организацией всех граждан. Только государством и от имени государства принимаются властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения каждым. Государство является носителем власти, юрисдикция которого распространяется на всю территорию страны.

2. Государство наделено правом издавать общеобязательные нормативно-правовые акты, осуществляет правотворчество. На основе издаваемых законов осуществляется управление обществом, регламентация собственной деятельности государства.

3. Государство имеет возможность применения организованного принуждения, для этого оно располагает разветвленной системой юридических средств. Государство активно использует санкции поощрения и наказания за соблюдение или нарушение установленных им норм, правил организации общественных отношений.

4. Государство обладает материальными, финансовыми, людскими и иными ресурсами, которые не идут в сравнение с ресурсами любого другого субъекта политической жизни.

6. Государство – важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество.

7. Государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.

8. государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

 

Эти свойства дают государству возможность оказывать влияние на общественную жизнь путем:

· проведения государственную регистрацию объединений и учреждений, составляющих политическую систему;

· возможности их привлечения для решения стоящих перед обществом задач;

· осуществления надзора за соблюдением законности в деятельности всех остальных субъектов политической системы;

· только государство способно применять меры государственного принуждения (юридической ответственности) к ним за нарушение действующего законодательства.

Эти характеристики делают государство основным звеном, средством решения стоящих перед обществом задач.

Современное государство в политической системе обычно существует в форме правового государства. В нашей Конституции имеется статья, которая провозглашает РФ социальным и правовым государством. Формирование правового государства - одно из направлений развития нашей политической системы.

 

30.Место партий в политической системе общества.

Политическая система – система полит. отношений, возникающих и реализующихся на основе правовых и иных соц. норм, регулирующих полит. жизнь общ-ва, ктрые сущ-ют м/у гос-вом и иными собственно и не собственно полит. организациями, существующим в этом общ-ве.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в ОГВ и ОМС. (ФЗ «О политических партиях»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...