Конституционная монархия выступает в виде: дуалистической и парламентарной.
Дуалистическая (двойственная) монархия — форма правления, при которой власть монарха формально ограничивается действием конституционных актов. Законодательная власть принадлежит парламенту. Исполнительную власть осуществляет правительство, формируемое монархом независимо от партийного состава парламента. Правительство подотчетно и подконтрольно монарху. монарх обладает правом абсолютного вето, правом роспуска парламента. Признаки: а. Существование представительного органа власти; б. Исполнительная власть в руках монарха, правительство назначается лично монархом; в. Монарх сохраняет в своих руках только 1 ветвь власти – исполнительную. Парламентарная монархия — такая форма правления, которая характеризуется и формальным, и фактическим ограничением власти монарха действием конституционных актов и деятельностью парламента.Законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. Правительство формируется монархом из представителей той политической партии, которая получает большинство депутатских мандатов и главой правительства становится лидер этой партии. Признаки: а. Король является символом государства, иногда представителем; б. Власть короля ограничена или отсутствует во всех трех ветвях власти; в. Правительство формирует не монарх, а как правило парламент; г. Контрасигнатура короля для всех актов парламента; д. Назначение высших должностных лиц или их представление в руках короля.
15.Республика и ее виды. Форма правления - совокупность способов организации верховной государственной власти и ее распределения между центральными органами государства, которые определяют степень и характер участия народа в формировании органов государственной власти (республика/монархия)
Республика – форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Принцип разделения властей - принцип республиканский. Юридические свойства республики: 1. ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных органов конкретным сроком 2. выборность главы государства и других верховных ОГВ 3. ответственность главы государства в случаях, определенных законом 4. коллегиальность правления, позволяющая обеспечивать их взаимное сдерживание от возможного произвола 5. президент представляет интересы государства в международных отношениях 6. обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов 7. преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства. Истории известны различные республиканские формы: президентские и парламентские. Они различаются тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и перед кем правительство несет ответственность. В президентской республике (США, Сирия): 1) Правительство формируется Президентом и ответственно перед ним, 2) Президент - глава государства, глава Правительства, глава исполнительно-распорядительной власти, поэтому обычно здесь нет должности премьер-министра. 3) Президент не вмешивается в законодательную деятельность, не несет политической ответственности перед парламентом, не обладает правом законодательной инициативы, обладает правом отлагательного вето, которое можно преодолеть квалифицированным большинством (2/3 голосов), 4) Президент не имеет права распустить Парламент, законодательная власть контролируется непосредственно населением путем выборов.
5) парламент не вправе отправить в отставку как правительство в целом, так и отдельных его членов. 6) Президент обладает широкими полномочиями: объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, председательствует на заседаниях правительства, назначает членов Верховного суда и др. Парламентская республика (Италия, Германия, Индия): 1) Правительство формируется Парламентом из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте, оно ответственно перед Парламентом, не имеет строго проведенного принципа разделения властей между законодательной и исполнительной властью (например, министр может быть членом Парламента), 2) Президент избирается, как правило, высшей палатой представительного органа, а не народом, как в президентской республике, он является главой государства, но вся его деятельность сводиться к представлению государства на международном уровне, существенного влияния он не играет, так как ни одно его решение не может быть проведено в жизнь без согласия Премьер-министра, министра. 3) главой исполнительной власти является Премьер-министр, 4) Правительство не может распустить парламент, а Парламент может распустить Правительство. 5) Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений развития страны, решение вопросов внешней политики.
Социалистическая республика (Комаров) – это особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, согласно марксистской теории, должна была стать подлинно демократической республикой. Особенности: · Соединение высших и местных органов власти в единую представительную систему · Ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти · Сочетание экономического, социально-политического и культурно-воспитательного руководства общественной жизнью · Создание необходимых условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни
· Отрицание идеи разделения властей 3 разновидности социалистической республиканской формы правления: 1. Парижская коммуна 2. Советская республика 3. народно-демократическая республика.
Смешанная (полупрезидентская) республика (Россия): 1. Правительство формируется Президентом, но принимает участие Госдума при назначении Председателя Правительства (дают согласие на кандидатуру). 2. Президент является главой государства, но не является главой исполнительно-распорядительной власти (Председатель Правительства). Президент имеет право участвовать в заседаниях Правительства в качестве Председателя. Все силовые ведомства непосредственно подчинены Президенту (МВД, МИД). Фактически Президент является и главой исполнительно-распорядительной власти. 3. В президентской республике Парламент не обладает правом выразить недоверие Правительству, а в РФ - имеет такое право и это может привести к отставке Правительства (теоретически). Фактически - у нас сильная президентская республика. 4. Президент имеет право законодательной инициативы, он вмешивается в законодательный процесс, занимается законотворческой деятельностью - может регулировать те отношения, которые не урегулированы Парламентом. Иногда Парламент прямо делегирует свои полномочия Президенту. 16.Унитарное государство и его виды. 3. Форма государственного устройства – это национально-территориальная организация государственной власти, показывающая на какие составные части поделена территория государства и каково взаимоотношение этих частей между собой и каждой отдельной части с государственным целым в лице своих центральных и местных органов. Унитарные государства – это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняется центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Унитарное государство Унитарное государство – единое слитное образование, состоящее в своей основе из административно-территориальных единиц, в разных государствах они называются по-разному (провинции, воеводства или иные образования). Унитарное государство представляет собой самую высокую степень централизации государственной власти. Как правило, такая форма территориально-государственного устройства присуща государству с одной господствующей нацией или народом. Там могут быть представлены и другие народы, но они в заметном меньшинстве.
Автономные образования – места, где есть определенная концентрации других народов, но государство не перестает быть унитарным. Это, например, Крым в составе Украины, Аланские острова в Финляндии, остров Корсика во Франции. Все эти автономные образования выделяются территориальной обособленностью, своеобразием населения. Унитарные государства с такими образованиями называются сложными. Унитарные государства, не имеющие подобных образований, - простые (Польша, государства Прибалтики, Болгария, Турция и др.). Автономия – это самоуправление определенной части территории государства, отличающейся определенными историческими, географическими условиями, а населению присущи определенное национально-исторические особенности. Различают два вида автономии: · Политическая – обладает более широкими правами (например, издание собственного законодательства). Это, например, Гренландия Дании, Аланские острова Финляндии, уйгуры, монголы, тибетцы в Китае. · Культурно-административная (административная) – в школах предметы ведутся на национальном языке или диалекте, издание газет, книг на национальном языке (этими правами обладает и политическая автономия). Признаки унитарного государства: Административно-территориальная единица не имеет право иметь собственное законодательство; Единая правовая система, конституция, высшие органы власти; Составные части государства не обладают суверенитетом. В зависимости от порядка формирования местных органов государственной власти и порядка решения этими органами вопросов местного значения унитарные государства подразделяются на: -В централизованном унитарном государстве местные органы власти формируются центральными органами (чиновники на местах назначаются правительством). Примерами централизованных государств являются Индонезия, Таиланд. · В децентрализованном унитарном государстве местные органы власти избираются непосредственно местным населением и наделяются правом самостоятельного решения вопросов местного значения (например, Италия). · В относительно-децентрализованном унитарном государстве правительство путем назначения формирует органы среднего звена (в провинциях, департаментах). Органы же управления на местах (в районах и городских общинах) избираются местным населением. Примером относительно-децентрализованного государства может служить Франция.
17.Федеративная форма государственного устройства: понятие, принципы формирования, виды. Форма государственного устройства – это национально-территориальная организация государственной власти, показывающая на какие составные части поделена территория государства и каково взаимоотношение этих частей между собой и каждой отдельной части с государственным целым в лице своих центральных и местных органов. Федеративное (союзное) государство – сложное образование, которое состоит или из государств самостоятельных, или состоит из государственных образований – субъектов федерации. Эти субъекты в разных федерациях имеют разные названия – в США – штаты, в ФРГ – земли, в РФ – разные названия (области, края, автономные республики). Федерация образуется двумя путями: в. Снизу - на основе союза ранее самостоятельных государств, когда несколько государств объединяются, заключают федеративный договор и делегируют свои полномочия, а также суверенитет, новосозданному государству. Например, США – сначала объединилось 12 штатов (1773 год), также СССР – на основе договора. г. Федерации образованные сверху – актами государственных органов (чаще всего, это Конституция). Такие федерации называют конституционными. Например, РФ, Мексика имеют конституционно-правовую договорную основу. В РФ – договор между центром и большинством республик: Татарстан, Башкирия, Чувашия и др. Такие договоры ставят субъекты федерации в неравное положение, когда каждая республика «выторговывает» свои права. В США каждый штат равноправен, хоть и имеет свое законодательство, в РФ же заранее различные полномочия и компетенция субъектов. Иногда говорят еще о смешанных – которые созданы, к примеру, сверху, но в составе имеются и те, которые впоследствии присоединились. Классический пример – РФ. РФ была образована в качестве федерации при принятии Конституции РФ, но некоторые субъекты РФ присоединились впоследствии мартовскими Федеративными договорами 1992 г. Признаки Федерации: з. Составные части государства – субъекты федерации; и. Все субъекты имеют свои собственные законодательные и исполнительные органы; к. Законодательство двух уровней; л. Разделение предметов ведения федеральных органов и органов субъектов; м. Как правило представительный законодательный орган состоит из 2 палат, где в одну включаются представители субъектов; н. Двухканальное налогооблажение; о. Двойное гражданство – двойное условно, потому как на самом деле здесь одно гражданство конкретного государства и если оно прекратится, то прекратится и гражданство в соответствующем субъекте. Различают федерации образованные по: Национально-территориальная федерация строится по национальному принципу. Каждый субъект федерации — территория преимущественного проживания лиц одной национальности (СССР, Чехословакия, Югославия, в современном мире Канада и Бельгия). Административно-территориальная федерация строится по административному принципу. Все субъекты федерации представляют собой административно-территориальные образования (штаты в США). В смешанной федерации есть и национально-территориальные, и административно-территориальные субъекты. Примером может служить Российская Федерация (республики, автономная область и автономные округа сформированы по национально-территориальному принципу, края, области города федерального значения — по административно-территориальному). Различают симметричные и ассиметричные федерации: 3. Симметричные – права субъектов равны; 4. Ассиметричные – права субъектов не равны. Ни одна современная федерация не закрепляет за субъектами права на сецессию. Единственная федерация которая это закрепляла – СССР. Отсутствие у субъектов права на сецессию не означает, что субъекты из состава федерации выйти не могут. Это возможно, но только на основе референдума, согласования, договора. В частности, выход Гамбии из состава Сенегала в 1982 году. Конфедерация – временный союз государств, создаваемый для достижения конкретных политических, экономических или каких-либо других целей. В связи с их временным характером, то по достижении целей конфедерация либо распадается (Сенегамбия распалась на Сенегал и Гамбию), либо преобразуется в федерацию (Германский союз в 1871 г. преобразовался в Германскую империю). Признаки Конфедерации: д. Отсутствие суверенитета в рамках конфедерации вследствие отсутствия единого государственного аппарата; е. Отсутствует единая система законодательства; ж. Могут создаваться союзные межгосударственные органы, но только для решения проблем, по которым государства объединились; з. Субъекты конфедерации обладают правом свободного выхода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|