Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отличие политической партии от общественной организации




Основное назначение партии - завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство - орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Обществ. Организации- не ставят перед собой политических целей. общественное объединение представляют собой добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности и интересов для реализации общих целей, указанных в уставных документах.(ОБЩЕСТ.ФОНДЫ,ДВИЖЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИИ).

!!!В политической системе современного российского обще­ства политические партий играют всевозрастающую роль, ста­новясь структурообразующими элементами демократической системы. Они реализуют свои цели, охватывая своей деятель­ностью многие сферы общественной жизни: стимулируют ак­тивное участие граждан в политике; оказывают влияние на формирование общественного мнения; развивают политичес­кую культуру граждан и содействуют их политическому об­разованию; выявляют и обосновывают интересы больших со­циальных групп; обеспечивают постоянную связь между граж­данским обществом и государством; выдвигают кандидатов в органы власти и оказывают им всяческую поддержку; участву­ют в деятельности выборных органов власти, правительства, администрации; готовят и выдвигают кадры для государствен­ных и общественных организаций; оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения, на позицию граждан, становятся своеобразными катализаторами соци­альных процессов, деятельности властных политических струк­тур.

 

Цели создания политических партий:

а. Формирование общественного мнения.

б. Политическое образование и воспитание граждан. Для этого создаются различные кружки, проводятся мероприятия и др.

в. Выдвижение кандидатов в депутаты, участие в различных выборах, в случае победы – работа в представительных органах.

г. Овладение государственной властью. Она всегда была очень лакомым куском.

Функции политических партий:

• Выявление, формулирование и удовлетворение интересов соц. групп (больших соц. групп)

• Активизация и интеграция определенной части людей

• Борьба за политическую власть, её использование, определение форм, методов и средств борьбы в зависимости от меняющейся обстановки

• Формирование высших и местных органов власти (выдвижение своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью)

• Разработка партийной идеологи, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды, формирование общественного мнения

• Политическое воспитание общества или его части

• Подготовка и выдвижение кадров для партии, гос. аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

 

Типы политических партий:

• классовые (представляют интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений, например, предпринимательские, рабочие)

• национальные, религиозные (выражают на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставят задачу обеспечения их приоритета в государстве, например, партия исламского возрождения)

• проблемные (подчиняют свою деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, например, экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы)

• государственно-патриотические (ориентированы на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства)

• формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки

 

• революционные

• реформистские

 

 

• правящие,

• оппозиционные;

 

• правые,

• левые,

• центристские;

 

• авангардного типа,

• парламентского типа;

 

 

Партия авангардного типа - компартия в период СССР. Ведущая роль закреплена законодательно, однопартийная система, не терпит политического плюрализма, ее идеология поддерживается государственным принуждением. Четко фиксированное членство, взносы. Строится на основе производственно-территориального принципа (Указ Ельцина отменил этот принцип), что позволяет охватывать все производственные отношения через трудовые коллективы, все общественные объединения и т.д. Охватывала все сферы жизни общества.

Партия парламентского типа: основное назначение - выборные кампании в представительный орган, завоевание власти через получение большинства мест в парламенте. Активизируются в период выборной кампании.

Место и роль партии зависит не только от типа партии, но и от типа политической системы, в которой она функционирует.

Место и роль партии зависит от:

1. тип политической системы.

2. тип партии.

3. форма правления.

31. Государство и религиозные объединения: правовые формы их взаимодействия.(достаточно много,сокращаем)

Государство – политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, располагающая аппаратом управления и принуждения, при помощи которого может навязывать свою волю посредством общеобязательных правовых норм всем членам общества.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками.

 

В тоталитарно-распредилительных системах происходит фактическое вмешательство государства в дела церкви. Такие политические системы пытались использовать церковь для своих целей. В обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, напротив, религиозные организации оказывали воздействие на функционирование государственных институтов. В этих обществах взаимоотношения государства и религиозных образований весьма противоречивы:

от полного подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до периодических конфликтов государства. В целом, церковь во многих обществах – это практически и фактически важный элемент политической системы общества, хотя в либерально-демократических системах такое положение открыто не признается, а конституционно даже отвергается.

ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Статья 4. Государство и религиозные объединения

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

· не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

· обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

· создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;

· не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

· не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

· не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

6. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

7. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Церковь – это;

1) союз людей, исповедующих одну веру;


2) религиозная организация, целью которой является обеспечение регулярных взаимоотношений между ее членами и структурными подразделениями, а также установление и поддержание связи со светскими организациями.


Взаимодействие государства и церкви детерминируется ее двояким значением: как нравственно-религиозного и как юридического союза. В зависимости от того, какие права предоставляются церкви, во взаимоотношениях ее с государством можно определить следующие четыре типа систем: 1) теократия, или приоритет церкви перед государством; 2) господствующая церковь; 3) признанные церкви; 4) церкви терпимые. По отношению к разным вероисповеданиям государство может применять различные системы.
В зависимости от отношения к религии в современном мире выделяют:
1. Теократическое государство – это государство, в котором глава государства выполняет функции верховного священнослужителя, в стране установлена государственная религия, а государственная власть принадлежит церкви. В теократическом государстве основным источником права являются религиозные нормы. Сегодня такими государствами являются Ватикан, Иран, Пакистан и др.
Признаки теократического государства: 1) установление государственной религии, обязательной для всех; 2) включение религиозных организаций в политическую систему; 3) сращивание государственного аппарата и религиозных объединений; 4) религиозный лидер возглавляет органы государственной власти и обладает полномочиями политической государственной власти; 5) участие религиозных организаций в деятельности государственных органов, оказание влияния на их деятельность.
2. Светское государство – это государство, в котором отсутствует официальная религия, все религиозные объединения отделены от государственной власти и равны между собой (Российская Федерация, Франция и др.).


Признаки светского государства:

1. отсутствие какой-либо обязательной (государственной) религии;
2) невмешательство церкви в государственные функции;
3) выполнение церковью исключительно духовной функции, направленной на удовлетворение религиозных нужд общества;
4) отсутствие контроля об отношении граждан к религии;

Основной признак светского государства — отграничение религиозных организаций от государства. В светском государстве на религиозные объединения не возложено выполнение функций органов государственной власти. В то же время религиозные объединения не должны участвовать в политической жизни государства. Данный признак предусмотрен в Конституции РФ, в программных документах Русской Православной церкви, российских мусульманских, иудаистских и протестантских религиозных организаций.
3. Клерикальное государствогосударство, где власть сливается с церковью, однако, в отличие от теократического государства в стране не запрещаются другие, кроме государственной религии. Государственная религия пользуется определенными льготами, в частности, налоговыми, получает субсидии. В настоящее время клерикальными являются Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль.
4. Атеистическое государство — это государство, в котором любая религия запрещена, а религиозные объединения преследуются по закону. В атеистических государствах запрещается издание и распространение любой религиозной литературы, проповедование и агитация. Церковь лишена имущества, священнослужители привлекаются к ответственности. Таким государством был бывший СССР.

Государство и церковь

Виды государств:

1) Светские

2) Теократические

3) Клериальные

4) Атеистический

Светское государство

В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства. Они не вправе выполнять не политические, не юридические функции и не могут вмешиваться в государственные дела. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерна следующая особенность:

1) Государственные органы не вправе контролировать отношения своих граждан к религии

2) Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность

3) Государство не оказывает не одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-иной помощи.

4) Религиозные организации не выполняют поручения государства

5) Конфессии не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозной потребности населения.

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений; гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом

Многие страны именно таковы: Германия, Франция, Россия, страны СНГ

Клерикальное государство

Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной. Данная религия занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественной жизни.

Для статуса государственной религии характерно:

1) В сфере экономических отношений – это признание права собственности на широкий круг объектов

2) Церковь получает от государства различные субсидии, материальную помощь, налоговые льготы

3) Церковь вправе участвовать в политической жизни страны и нередко иметь свое представительство в государственных органах

4) Церковь наделяется рядом юридических полномочий

Церковь может осуществлять такие полномочия, как регистрация актов гражданского состояния (венчание приравнивается к гос.регистрации).

5) Церковь осуществляет контроль в области образования и воспитания, ведет религиозную цензуру – печатной продукции, кино, телевидения.

Но в клерикальном государстве несмотря на сильные позиции церкви, слияния государства и церкви не происходит. Объявления той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа.

К ним относятся такие государства, как: Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...