Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение права и государства.




Право рассматривается как обусловленная природой человека и общества система общеобязательного формально-определенного нормативного регулирования наиболее значимых общественных отношений на основе дозволений, обязываний и запретов, обеспеченное силой государственного принуждения.

!!!!!Государство – политическая,суверенная организация публичной власти,имеющая аппарат принуждения и управления,навязывает свою волю общ-ву применяя при этом общеобязат. Правовые нормы в отношении всего общ-ва.

единство государства и права:

И государство и право возникают одновременно и в силу одних и тех же социально-экономических и политических причин(например необходимость совершенствования управления обществом; необходимость организации крупных общественных работ; необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых;.необходимость поддержания в обществе порядка;

1) И государство и право обладают непосредственно социально-политическим содержанием, т.е. они выступают как орудие политического господства, у которых единые цели и задачи, стоящие перед государством и правом

2) Государство и право взаимосвязаны, т.е. они взаимообусловлены и взаимопроникающие явления.

. В литературе сложилось несколько подходов по данной проблеме:

1) Этатический подход

Право подчинено государство – основной постулат

2) Естественно-правовой подход

Право первично, а государство – вторично.

3) Функциональный подход

Между государством и правом существует функциональная связь, взаимное влияние

4) Позитивистский подход

Идея самоограничения государства

5) Либерально-демократический

Исходит из принципов связанности государства правом.

Этатический подход

Абсолютизация роли государства в общественной жизни. Государство во благо индивидов для осуществления своей функции вмешивается во все сферы жизни, в том числе и в частную. Государство предшествует праву и порождает его. Право – это инструмент руководства обществом, а источником права является государственная власть, основанная на силе.

Общество не может существовать без государства, которое должно защищать социальные права граждан, способствовать развитию культуры, образования. Однако, есть объективные пределы вмешательства, что не учитывается авторами данной теории. Такой взгляд на проблему выводит государство за пределы зоны влияния права и снимает вопрос о правомерности самой государственной власти.

Такой подход на практике приводит к образованию тоталитарных режимов.

Естественно-правовой подход

Государство должно быть ограничено правом. Это вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных прав индивида. Право – это не результат деятельности государства, а порождение идеального правопорядка.

Государство – это продукт права, учреждается юридическими способами, предшествующими правопорядку. А само государство возникает из потребности функционирования права, как принципиально новый системы нормативного регулирования.

Дуалистический (функциональный) подход

Связь между государством и правом не носит столь однозначного причинно-следственного характера. Эта связь носит характер двусторонней зависимости, так как государство и право не может существовать друг без друга. Это объясняется тем, что функции, государство и право подчинены единым целям и задачам. Реализация функций одного невозможна без функционирования другого.

 

Позитивистский подход

Этот подход основан на идее самоограничения государства правом. Границы самоограничения определяются законом. Однако здесь не трудно заметить, что государство ограничено правом лишь постольку, поскольку оно по своей воле того желает. Так как государство ограничивается правом, но по своему усмотрению.

 

Либерально-демократический подход

В современной юридической отечественной литературе исследуется данный подход в аспекте проблем правового государства. Государство здесь выступает в 2 противоположных ипостасях – как гарант прав человека и как их потенциально-опасный противник.

Государству жизненно важно право, без него оно не в силах функционировать, так как отказ от использования права всегда влечет экономические последствия, ослабляет государственную власть и создает предпосылки для революционной смены существующего строя.

Этот подход исходит из того, что право связывает государство в интересах личности, ограничивая его от произвола. В современных условиях отмечается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей степени оно связывает государство. Активность государства при этом не подавляется, а расходуется рационально в интересах личности. Любое государство связано правом, мерой его цивилизованности и развитости.

Наиболее приемлемым подходом, который соответствует либерально-демократической идее – это функциональный подход.

Государство влияет на право:

1) Государство создает это права в процессе своей деятельности.

2) Государство создает условия для реализации права

3) Государство также гарантирует применение права силой своего принуждения

Право влияет на государство:

1) Само государство, как система органов, образуется в строгом соответствии с действующим законодательством

2) Эти государственные органы наделяются при помощи права соответствующей компетенцией

3) Существование права заставляет государственные органы и должностные лица придерживаться установленных законодательством правил в отношениях с другими субъектами права.

 

37.Право и экономика.

 

Право рассматривается как обусловленная природой человека и общества система общеобязательного формально-определенного нормативного регулирования наиболее значимых общественных отношений на основе дозволений, обязываний и запретов, обеспеченное силой государственного принуждения.

Экономика - совокупность общественных отношений, возникающих в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Вопрос о соотношении права и экономики тесным образом связан с вопросом о пределах вмешательства государства в экономическую деятельность. Исторически ответы на поставленный вопрос нашли свое отражение в различных подходах, теориях. Специалисты выделяют 3 теории государственного регулирования экономики:

Классическая экономическая теория (Сель)

Кейнсианская экономическая теория (Дж.Кейнс)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...