Монетаристская теория (Фридманн)
Все эти теории признают, что конкурентная экономика должна существовать под воздействием государства. Но границы вмешательства государства в экономику эти теории определяют по разному. Классическая экономическая теория отрицает необходимость какого-либо вмешательства государства в экономику. Ее сторонники абсолютируют способность рыночной экономики к саморегулированию. Эта теория была создана на стадии раннего капитализма и действовала до времени великой экономической депрессии. Постулаты этой теории: государство – это ночной сторож, который должен охранять собственность. Эти постулаты были справедливо поставлены под сомнение и отвергнуты на практике. Эту теорию сменила кейнсианская теория. Центральные положения этой теории заключаются в том, что макроравновесие экономики может быть достигнуто только сочетанием саморегулирования и государственного регулирования. По мнению Дж. Кейнса государства должно осуществлять регулирование экономики как при уже свершившемся нарушении равновесия рынка, так и для предупреждения или блокирования неравновесия. Наиболее целесообразно использование кейнсианской теории является в экономике переходного периода. Монетаристская теория. Она предполагает ограниченное вмешательство государства в функционирование экономики. В соответствии с этим подходом задача государства заключается в том, чтобы установить баланс денежной массы, находящейся в обращении с суммарной стоимостью товарной массы. По мнению специалистов, монетаристская теория наиболее приемлема для стабильной экономики. В условиях рыночной экономики и перехода к рынку отмечают следующие направления использования правовой формы:
1) Определение целей экономического развития 2) Закрепление равноправия всех форм собственности 3) Определение круга субъектов рыночных отношений 4) Вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции 5) Закрепление продуманной налоговой политики 6) Установление юридических санкций за экономические правонарушения Таким образом, соотношение и взаимосвязи права и экономики определяются необходимостью создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики + обеспечение справедливого распределения, перераспределения доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы. Статья 8 К РФ устанавливает, что в России гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. А также признается и защищается равным образом частные, государственные, муниципальные и иные формы собственности. Уровни решения проблемы соотношения права и экономики: (Марченко М.Н.): 1. Общетеоретический уровень – выявление общих закономерностей их развития, взаимосвязи и взаимодействия независимо от типов и характеров. Выявление и изучение свойственных на разных стадиях и этапах истории, тенденций эволюции, решение вопроса о приоритете. Подходы: 1) а) Приоритет государству; б) Приоритет экономике – «марксизм», «экономический материализм»; 2) Паритет между гос-вом и экономикой. 2. Практический (прикладной) уровень – Соотношение нужно прослеживать не только в сфере экономики и политики, но и в др. сферах (социальной, идеологической). Вопрос необходимо рассматривать применительно к различным историческим условиям (для РФ наиболее полезным - США, Великобритания)
38.Право и политика.
Право рассматривается как обусловленная природой человека и общества система общеобязательного формально-определенного нормативного регулирования наиболее значимых общественных отношений на основе дозволений, обязываний и запретов, обеспеченное силой государственного принуждения. Политика: а) борьба за власть, властеотношения по поводу завоевания, использования и удержания власти; б) отношения между различными социальными группами, классами, народами, нациями, государствами; в) участие в делах государства и определение основных направлений его деятельности. Эти политические отношения складываются на основе определенных теорий, взглядов.
Право используется для: а) закрепления полит. власти и её структурной организации; б) руководства хозяйственной, экономической жизнью страны, организации и регулирования производственной деятельности; в) установления порядка распределения и обмена продуктами труда, ценообразования, формирования и распределения нац. дохода; г) регул-я социально-политических и национальных отношений между различными социальными группами; д) борьбы с негативными явлениями в общественной жизни, преступностью; е) упорядочения внешнеполитических отношений. Соотношение права и политики (Баранов): 1) как форма и содержание: право - формоа, а политика – содержание 2) как цель и средство: прав. регулирование - средство, а политика, полит. отн-я – цель Политика шире, больше, а право лежит внутри политики. Политика господствующего класса имеет свое выражение в праве, а политика меньшинств не выражается. Без права, политика не не м.б. реализована и выработана. В праве определяется её часть, которая нуждается в общеобязательной форме и гос. охране. Право не является возведенной в закон волей государства, оно формируется им как органом общенационального представительства. Орудием политики является не право, а закон. В законе сочетаются право и справедливость и политическая сила и целесообразность – с другой стороны. Общность политики и права 1. Единые причины и источники формирования, назначение и цель обеспечения стабильности и развития социальной системы. Политика и право – реакция общества на неравенство людей, ктр является естественным. НО по достижении критической массы соц. неравенство становится препятствием её нормальному, стабильному функционированию. Общество выработало правовые и полит. регуляторы. С их помощью согласовываются наиболее значимые интересы, гарантируется независимость личности, её свобода от посягательств со стороны.
2. Единая система природных (географическая среда, климатические условия) и социальных (экономических, идеологических, национально-культурных) факторов объективного и субъективного порядка. В различных полит. и правовых системах набор этих факторов отличаются нац. спецификой. 3. Политика и право являются нормативными регуляторами, устанавливающими правила поведения через определение прав и обязанностей. Различия политики и права 1. В целевой направленности действий их участников: политика направлена на завоевание и использование полит. власти, а право - на справедливое удовлетворение интересов различных субъектов. Политика идет от общества к государству, право – наоборот. 2. По субъектам, формирующим содержание: политика вырабатывается в процессе деятельности больших социально-организованных групп (классы, нации). Право формируется системой представительных и исполнительных ГО, и реже, населением на референдуме. 3. По содержанию: состав политики разнообразен: а)отношения между классами по поводу власти в обществе; б)совокупность классовых отн-й, полит. сознание, нормы, полит. орг-ии и учреждения (субъекты); в)полит. идеология, нормы, отн-я и деят-ть по поводу овладения и использования полит. власти (Матузов); Содержание права: правовые нормы, так как через них реализуется существующая правовая идеология и фиксируется юридическое содержание регулируемых отношений. 4. По сфере правовой и политической деятельности: политика, затрагивает все сферы человеческой жизни, включая мораль, религию. Сфера действия политики широка и некоторые ученные предполагают, что право - часть политики, но это не так, ибо не все нормы носят полит.характер.
5. По способности быстро реагировать на изменения в общественных потребностях и интересах: политика более подвижна и это вызвано связью с экономикой, культурой и др. Право отличается консерватизмом. 6. По формам внешнего выражения. Политика: а) идеологические концепции; б) выступления политиков; в) политически значимые действия (митинги, демонстрации, забастовки); г) политические документы (декларации, программы); и др. Формы выражения права характеризуются документальной определенностью, четкостью зафиксированных в них правил поведения, непосредственной связью с государством. 7. По формам и методам обеспечения реализации решений: политика обеспечивается силой и возможностями полит. объединений, доверием народа, отражением интересов населения в их решениях. Реализация правовых решений обеспечивается деятельностью всего государственного аппарата, привлечением для этого всех многообразных возможностей общества, в т.ч. силой гос. принуждения. 39.Частное и публичное право. Публичное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенное властными полномочиями. Частное право — часть системы права [1], функционально-структурная подсистема права[2], совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения между частными лицами, основой которых является частная собственность[3]. Тем самым частное право - это совокупность норм права, защищающих интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами[4]. Деление права на частное и публичное предпринималось еще древнеримскими юристами. Суть указанного деления состоит в том, что в праве есть комплексы норм, призванные преимущественно обеспечить либо общественный, публичный интерес (конституционное, уголовное, административное,финансовое и другие отрасли права), либо интересы частных лиц (гражданское, семейное, торговое и иные отрасли права). Публичное право образуют нормы, регламентирующие порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц. Однако это не означает, что государство или органы, его представляющие, не могут быть участниками частноправовых отношений.
. Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием частной собственности. Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию римского права. Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семей но-брачного, трудового права, а публичное — из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных. Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений. Для публичного права характерны: § одностороннее волеизъявление; § субординация субъектов и правовых актов; § преобладание императивных норм; § ориентация на удовлетворение общественного интереса. Для частного права характерны: § свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования; § равенство сторон; § преобладание диспозитивных норм; § ориентация на удовлетворение частных интересов. В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву: § интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные); § предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные); § метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации); § субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством, либо между государственными органами). В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности 40.Соотношение права и морали. В современном обществе право является важнейшим социальным регулятором, но не единственным. Наряду с правом существуют и другие системы соционормативного регулирования. !Право рассматривается как обусловленная природой человека и общества система общеобязательного формально-определенного нормативного регулирования наиболее значимых общественных отношений на основе дозволений, обязываний и запретов, обеспеченное силой государственного принуждения !Моральная норма – сложившееся в силу господствующих в обществе представлений о добре, зле, справедливости, чести, достоинстве, правило поведения общего характера, реализация которого гарантируется силой внутреннего убеждения и общественного мнения. Критерии сравнения права и морали: 1. сходства; 1) право и мораль являются соц. регуляторами, выступают средством регулирования общественных отношений; носят общий характер, т.е. отсутствует персонифицированный адресат и они рассчитаны на неоднократность действия; 2) являются нормативными регуляторами; 3) Право и мораль имеют общий источник формирования, которым выступает общественное сознание; они д.б. пропущены через сознание общества; различия; 1) право – внешне социальный регулятор, а мораль – внутренний; право может воздействовать на те общественные отношения, которые поддаются внешнему упорядочивающему воздействию, а мораль – внутреннему; 2) право – универсальный социальный регулятор (устанавливает единую меру поведения для всех и каждого; мораль – у каждого своя; 3) право исходит от государства; мораль – от общества; в позитивном праве находит своё отражение властная гос. воля, а в морали - нравственные установки отдельного субъекта, так и общества в целом; 4) у права и морали различные критерии оценки поведения людей; Право оценивает законно-незаконно; правомерно – неправомерно; а мораль, с точки зрения хорошо – плохо; добро – зло. 5) право – государственно-властный регулятор, является общеобязательным социальным регулятором; т.е. властные требования, выраженные в праве, являются безусловно необходимыми для соблюдения всеми без исключения членами общества; Соблюдение требований морали является необязательным, это определяется совестью человека. 6) позитивное право всегда формализовано, т.е. имеет строго определённую, чёткую форму своего внешнего выражения и закрепления. Такая формализация происходит в НПА и иных, формально признаваемых источниках права. Мораль не формализована, не имеет определённой внешней нормы выражения. Моральные требования формируются, существуют и закрепляются в сознании общества. 7) действие права обеспечивается силой гос. принуждения; а действие морали - силой обществ. мнения; 2) взаимодействие; 1) У права и морали одна и та же сфера общественных отношений – те, которые одновременно поддаются и внешнему, и внутреннему воздействию (их большинство). 2) Отношения из сферы сугубо морального регулирования могут переходить в сферу правового регулирования. Это возможно, если они приобретают особую социальную значимость и требуют внутренний регламентации и внешнего упорядочивания (категория «особая жестокость»). 3) возможные противоречия: два момента: 1) правомерно, но аморально; 2) морально, но противоправно. !!Регулятивное взаимодействие права и морали отчетливо отражено в юридических текстах; так в законодательных, нормативных актах используются оценочные понятия нравственного характера (недостойное поведение, честь). Это свидетельствует о том, что моральные нормы могут выполнять функции оснований юридической оценки, а с др. стороны нарушение моральных принципов общества является достаточным для наступления правовых последствий. 41.Формы (источники) права. Право рассматривается как обусловленная природой человека и общества система общеобязательного формально-определенного нормативного регулирования наиболее значимых общественных отношений на основе дозволений, обязываний и запретов, обеспеченное силой государственного принуждения
Источник права — исходящие от гос-ва или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юр., общеобязательного значения. 3 основных понятия источников права - 1. то, откуда возникает право (обычай; судебное решение; правосознание; объективная реальность: экон., политические, духовные источники права; в т.ч. воля народа, государства, отдельных индивидов); 2. процесс гос. деятельности по созданию норм права; 3. (в юридическом смысле) способ выражения, оформления, закрепления норм права. Иные подходы к пониманию источника права: 1. в материальном аспекте, т.е. источники права - материальные условия жизни общества, уровень этого экон. общества, тип и характер экономики, характер производственных и общественных отношений, т.е. всё то, что материально обусловливает существование права. 2. в идеальном (духовном) аспекте; Источник права - общественное сознание, срезом с ктр будет правосознание. 3. в идеологическом аспекте; Источник права – система взглядов, идей, представлений о праве - которые во многом моделируют позитивное право, определяют, каким оно должно быть. 4. политический аспект; Источник права – гос. власть, как сила, творящая право. 5. в социологическом смысле; Источник права - сами общественные отношения, для регулирования которых необходимо право. 6. в историческом аспекте; Источник права - “памятники права”, т.к. одним из важнейших принципов является преемственность права. 7. в формально-юридическом аспекте; Источник права - формы внешнего выражения права, т.е. н.п.а. и иные формы, признаваемые источниками права. !!!!4 вида источников права: 1. правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения людей и коллективов в обществе, которое передаётся из поколения в поколение и является привычным. Не любой обычай является правовым. Правовым обычаем м.б. только то исторически-сложившееся правило поведения, которое признаётся государством в качестве средства правого регулирования. Санкционирование обычая будет зависеть от правовой системы, в которой данный правовой обычай существует. В романо-германской правовой семье - санкционирование происходит путём ссылки на него в ведомости НПА. В англо-саксонской - путём ссылки в мотивировочной части судебного решения. В этих случаях, ссылка означает, что такой обычай существует и он м.б. использован при разрешении того или иного спора. 2. правовой прецедент -решение суда или юрисдикционного органа, по конкретному юр. делу, которое в дальнейшем является конкретной моделью или образцом для решения юр. органами конкретных дел. 2 разновидности: судебный прецедент и административный прецедент. Мы должны различать понятия прецедента и судебной практики.(судебная практика — это та сторона применения правовых норм, которая связана с образованием в процессе этого применения какого-либо устоявшегося положения, конкретизирующего правовую норму, совокупность аналогичных решений по аналогичным делам, своеобразная форма правоприменительной деятельности.,!не является источником права. 3. Нормативный договор – соглашение 2х или более сторон по определённым вопросам, содержащее правила общего характера, обязательные для субъектов, которые этот договор заключили и для третьих лиц. Виды: 1. союзные договоры – договоры о создании федеративного государства (об образовании СССР - 30.12.1922); 2. федеративные договоры – это договоры, определяющие модель федеративного государства; 3. компетенционные договоры – это договоры о взаимном делегировании полномочий; 4. локальные договоры между работодателем и профсоюзными организациями. Свойства договора с нормативным содержанием: содержит норму общего характера; добровольность заключения; общность интереса; равенство сторон; согласие участников по всем существенным аспектам договора;взаимная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств и др. 4.нормативно-правовой акт -является центральным основным источником права. Нормативно-правовой акт – принимаемый в установленном государством порядке официальный юр. документ, устанавливающий изменяющий или отменяющий нормы права, действие которого обеспечивается силой государственного принуждения. Признаки НПА: 1. НПА это всегда документ; 2. этот документ всегда исходит от гос-ва;Гос-во в виде своих органов само принимает документ, либо делегирует своё властное право другим субъектам; 3. это документ всегда носит гос. властно-волевой характер; 4. носит общеобязательный характер – обязателен для исполнения всеми субъектами; 5. этот документ всегда формализован; 6. он нормативен – т.е. содержит правила общего характера; 7. этот документ создаёт, изменяет или отменяет нормы права; 8. НПА всегда обладает юр-кой силой. Юр. сила – степень способности НПА быть регулятором общественных отношений.
Виды: · Законы; · Указы; · Постановления и т.д. Закон – это нормативно-правовой акт, изданный высшим представительным органом власти (из чего высшая юридическая сила) в установленном законом порядке регулирует наиболее важные общественные отношения.
Классификация по юридической силе: Конституция; ФКЗ, принятый в порядке референдума; ФКЗ; ФЗ, законы субъектов РФ Президент не может налагать вето на ФКЗ.
В литературе и самом законодательстве у нас используется как минимум три термина для обозначения: нормативно-правовой акт; нормативный акт; правовой акт. Эти термины не тождественны, хотя они и близки друг к другу. Нормативный акт - документ, содержащий правила общего характера, т.е. документ, в котором находят своё закрепление общесоц. нормы (Устав). Правовой акт - документ, который содержит определённые юр. предписание. Но это предписание не обязательно будет иметь нормативный характер (Указ Президента РФ “О назначении на должность Председателя Правительства РФ”; Приказ Ректора “Об отчислении из числа студентов”). Принципы права, религиозные тексты, правовая, научная доктрина -В отечественной юр. науке данные источники не являются традиционными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|