Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые системы современности: понятие, критерии классификации.




Правовая система — это комплекс взаимосвязанных и согласованных юридических средств, предназначенных для регулирования общественных отношений, а также юридических явлений, возникающих вследствие такого регулирования (правовые нормы, правовые принципы, правосознание, законодательство, правовые отношения, юридические учреждения, юридическая техника, правовая культура, состояние законности и ее деформация, правопорядок и др.).

Основные элементы правовой системы:

1. право, как система норм и принципов, ктр устанавливают меру свободы и ответст-ти (система права);

2. законодательство и иные источники права;

3. юр. практика, ядро ктрой – суд. практика, под ктр понимается как сам процесс, так и те решения, ктрые приняты в результате судебной практики;

4. правосознание (правовая идеология).

 

Существуют различные подходы к определению критериев классификации правовых систем. Некоторые авторы считают, что д.б. один критерий формирования правовых систем (простой критерий). В качестве такого, может выступать: общность экономических систем, на базе ктрх возникают и развиваются соотв-ющие им правовые системы; общие исторические традиции и природа сравниваемых правовых систем. Другие, склоняются к мнению о том, что классификация правовых систем должна проводиться на основе нескольких критериев (сложный критерий). К сложным критериям относят такие, как стиль этих систем (историческая природа правовых систем, особенности путей его развития, преобладающая манера правового мышления, основные характеристики правовых институтов, иерархия источников права, доминирующая идеология правовых систем).

выделяет след. критерии классификации правовых систем различных государств:

1. общность генезиса (возникновения и последующего развития); Системы связаны м/у собой исторически, имеют общие гос- правовые корни (произрастают из одного древнего гос-ва, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).

2. общность источников, форм закрепления и выражения норм права; Речь о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, суд. решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.

3. структурное единство, сходство; Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Это находит выражение на микроуровне — на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на макроуровне — на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, др. подразделений).

4. общность принципов регулирования общ-ных отношений; В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в др. — теологические, религиозные начала (н-р, мусульманские страны), в третьих — социалистические, национал-социалистические идеи и т. п.

5. единство терминологии, юр. категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юр. конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.

Правовые семьи современности:

1) Англо - саксонская -система общего права, которая объединяет национально–правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.

Структура:

а) Общее право (сложилось в виде суд. обычаев);

б) Право справедливости (особый порядок апелляции к монарху – «рассмотреть дело по совести, справедливости»);

в) Статутное право;

Основной источник системы общего права – судебный прецедент, а вспомогательные и доп. источники права – статутное право и юр. (правовые) обычаи. Основатель права– суд.

2) Романо – германская - система континентального права. Объединяет правовые системы Германии, Франции, Испании, Австрии.

Основной источник – писаное право, которое выражается в юр. нормах, сформулированных в законодательных актах гос-ва (кодексах), появляются конституции, обладающие высшей юр. силой и возглавляют правовые системы.

3) Мусульманская -возникло как часть шариата. Шариат («прямой путь») – совокупность обращенных к людям обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка Мухаммеда.

Основные источники: Коран – священная книга ислама; Сунна – мусульманское священное предание о высказываниях и жизни пророка; Иджма – соглашение мусульманского сообщества о толковании норм ислама; Кияс – современный комментарий к исламу, ктр восполняет пробелы в религиозных нормах;

4) Традиционная -система обычного права. Объединяет национально–правовые системы некоторых стран Дальнего Востока (Японии, Китая) и Африки. Основной источник – обычай, содержащий семейно–бытовые, религиозные, моральные и юр. требования, которые признаются гос-м и отличаются спецификой конкр. региона.

!! Дополнение по С. С. Алексееву:

В современном мире обычно различают след. правовые массивы:

1. национальные правовые системы;

2. правовые семьи;

3. группы правовых систем.

Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (зак-ва), юр. практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (гос-ва). Национальная правовая система - это элемент того или иного конкретного общ-ва и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. В наст. вр. в мире насчитывается около 200 национальных правовых систем.

Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

Группы правовых систем - это совокупность национальных правовых семей, выделяемая в рамках той или иной правовой семьи и характеризуемая, помимо общих для всей семьи, еще и рядом дополнительных признаков.

Н-р, в рамках романо-германской правовой семьи выделяют:

1) группу романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Швейцарии, Португалии, Румынии, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право);

2) группу германского права (правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др.).

Внутри англо-саксонской правовой семьи выделяют также две группы:

- группа английского и американского права (Англия, США);

- группа правовых систем бывших англоязычных колоний Великобритании.

В рамках славянской правовой семьи выделяют:

- группу российского права (Россия и ее субъекты);

- группа западнославянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия).

 

Нем. ученый Конрад Цвайгерт выдвигает как критерий классификации понятия “правовой стиль”. “Стиль права” определяется 5ю факторами:

1. историческим происхождением и развитием правовой системы;

2. господствующей доктриной юр. мышления и ее спецификой;

3. своеобразными правовыми институтами;

4. правовыми источниками и методами их толкования;

5. идеологическими факторами.

 

34.Проблемы формирования правового и социального государства в РФ.

 

Правовое государство – организационно-правовая форма организации и деят-сти публичной власти, характеризующей взаимоотношения государства с личностью и институтами гражданского общества (Парфенов).

Правовое государство – разновидность государства, обладающее демократической формой, где позитивное право имеет особый характер. Еще оно характеризуется тем, что отчуждение аппарата правового государства от общества минимально по причине усиления самого общества (формирование гражданского общества).

Признаки правового гос-ва:

1. Верховенство закона (господства права). Право и закон - не одно и то же. Право отождествляется с мерилом нашей свободы, равенства, справедливостью. Право - нормативно закрепленная справедливость. Закон м.б. несправедливым. Право - объективная категория, которая должна быть выражением основных закономерностей развития общества, только тогда законы могут отражать высшую справедливость. Право должно соответствовать господствующим в обществе нормам морали и нравственности.

Закон должен соответствовать потребностям общественного развития и иметь особую моральную основу, т.е. соответствовать социальной справедливости.

Ни один ГО, д.л., коллектив, государственная или общественная организация, человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону. Необходимо реальное господство закона во всех сферах жизни общества, расширение его прямого воздействия на общественные отношения.

Верховенство закона выступает как способ ограничения политической власти. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не м.б. отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается самим народом, либо депутатами, которые являются представителями народа и выражают общественные интересы.

2. Взаимные обязанность и ответственность гос-ва и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношении между государством и гражданином. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства обеспечивать справедливость в своих отношениях с гражданином и другими субъектами права. Государство определяет правовые меры ответственности своих официальных представителей за их действия, совершаемые от имени государства.

3. Принцип разделения властей. Власть не должна сосредотачиваться в руках одного лица или ГО. Это разделение необходимо на трех уровнях: функциональном, институциональном и персональном.

В наст. время правовое гос-во д.б. социальным, а социальное гос-во не может не быть правовым.

Условиями существования соц. гос-ва и его характерными признаками являются (В. Н. Протасов):

1. демократическая организация гос. власти;

2. высокий нравственный уровень граждан и д.л.;

3. высокий уровень экономического развития страны, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя положения собственников.

4. социально ориентированная структура экономики;.

5. правовое развитие государства.

6. формирование гражданского общества;.

7. социальная направленность политики гос-ва, обеспечение каждому гражданину: достойных условий существования; соц. защищенности; равных стартовых возможностей для самореализации личности.

Специфические направления деят-сти соц. гос-ва ( функции):

• поддержка социально незащищенных категорий населения;

• охрана труда и здоровья людей;

• поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

• сглаживание соц. неравенства путем перераспределения доходов м/у различными соц. слоями ч/з налогообложение, гос. бюджет, спец. соц. программы;

 

все важное!!!!!!!!Если говорить о России, то в Конституции РФ закреплено, что "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" (ч. 1 ст. 1). Процесс становления правовой государственности совершается вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий.

Для сегодняшней России, пожалуй, самая сложная проблема: как создать правовое государство и сильную демократическую власть, где власть не деспотична, где она не над правом, не над народом, а подчиняется праву. Какие-то шаги сделаны последнее десятилетие. Например, первое лицо в государстве стало объектом публичной критики. Это очень важно, потому что в правовом государстве к нему должны относиться не как к святому, который Богом дан, а как к нанятому чиновнику, который должен хорошо выполнять свои функции, и, если он плохо их выполняет, надо его критиковать.

Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п. Вместе с тем вряд ли чисто механическое заимствование западных идей (а идея правового государства - западного происхождения) привнесет в Россию согласие, порядок, демократию. Главное в итоге — какое место занимает человек в системе ценностей того или иного государственного или общественного строя, какие реальные возможности ему предоставлены обществом, какими правами он пользуется, какое качество жизни ему обеспечивается. Именно данные критерии определяют преимущества и перспективы той или иной социально-политической системы. Это особенно актуально в современных условиях изменяющегося с космической скоростью мира, когда в нашем обществе в процессе его обновления все более остро встает проблема гуманизации системы общественно- политических отношений.

А для реализации идеи правового государства должна существовать более высокая ступень развития системы социально-экономических отношений, только это даст возможность в полной мере реализовать положения, заложенные в концепции правового государства. И тогда, преодолевая различные трудности и препятствия, Россия постепенно создаст свой образ правового государства, который будет адекватен ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.

 

Проблемы в формировании соц. гос-ва:

1) В России еще не создан средний класс, средний слой собственников, ибо подавляющему большинству населения ничего не досталось от приватизации, ктрая у нас произошла;

2) отсутствует мощный экон. потенциал, позволяющий осуществить меры по перераспределению доходов;

3) не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что ведет к отсутствию свободной конкуренции

4) отсутствуют развитое зрелое гражд. общ-во

5) полит. партии не имеют четких соц. программ и представлений о путях реформирования общества;

Высокая соц. роль нашей российской государственности. В кризисе гос-во оставило человека в условиях свободного рынка один на один со стихией. Но несмотря на трудности, ктрые нужно решить, та направленность ведет к тому, что нам ничего не дано, как предпринимать все усилия к построению соц. гос-ва.

Основной социально-экономической предпосылкой гражданского и социального гос-ва явл-ся гражд. общество. Но это общество м.б. ничем иным как социальным по сущности, а по форме – правовым.

Типы соц. гос-ва по Г.Риттеру (таблица Баранова): а) Позитивное гос-во; б) Собственно соц. гос-во; в) Гос-во благоденствия.

35.Основные признаки позитивного права и его определение.

 

Позитивное право — часть социальных норм, которая выражена в официальных документах, исходящих от государства и гарантированных государством.

Когда мы говорим о праве в юр. смысле, мы можем говорить о нем в нескольких аспектах: В объективном: право – определенная система социо-нормативного регулирования. В субъективном: право – определенные пределы возможного поведения определённых субъектов.!!!!Нас интересует право в объективном смысле.Когда появляются отношения, требующие внешнего воздействия, и нет возможности урегулировать их изнутри появляется необходимость в Позитивном праве. Но эти отношения д.б. значимы для гос-ва и общества, в силу их конфликтности.

Само слово«позитивное (положительное)»имеет тот смысл, что именно это право, эти законы являются действительными, истинными для населения государства. Истинность здесь понимается в том смысле, что истиной м.б. только то, что познается через опыт, а записываемые нормы права в законах - соответствуют этому критерию, т.к. норму можно использовать для решения конкретных житейских ситуаций - на практике. Позитивное право всегда конкретно, для него неприемлемы абстрактные формулы.

!!Признаки (свойства) позитивного права:

1) Нормативность права - право скла­дывается из норм как правил поведения, имеющих общий характер, рассчитанных не на единичные случаи, отношения а на все отношения определенного вида.

3 аспекта нормативности:

1)право состоит из норм, т.е. определённых правил, определяющих поведение людей в пределах обществ

2)эти правила поведения являются по сути дела предельными;

3)правильность с точки зрения общества и государства поведения;

2) Общий характер (универсальность) -свойство, которое роднит право с другими социальными регуляторами. Общий характер означает: неперсонифицированность – т.е. обезличенность правил, составляющих содержание прав, отсутствие у них конкретного изначально определенного адресата; а также многократность действия этих правил.

3) Общеобязательность - нормы пра­ва имеют не только общий, но обязательный характер для адресатов (субъектов), к которым эти нормы обращены. Те или иные субъекты права (граж­данин, должностное лицо) могут оценивать нормы права от­рицательно, считать их нецелесообразными, несправедливы­ми и т. д. Однако такое отношение к нормам права не лишает последние обязательности и для данных субъектов. Все они в равной мере обязаны эти нормы соблюдать, ис­полнять и применять.

4) Формальная определенность права - нормы права, их содержание формальны, точно определены. В нормах права точно указывается, на какие факты, обсто­ятельства, субъектов они распространяются, какие юридиче­ские последствия влекут. Формальная определенность на­ходит свое выражение и во внешних формах существования норм права — нормативных актах.

5) Властно -Волевой характер права. В праве находит своё закрепление властная государственная воля. Функциональная связь права с государством проявляется в принудительности права, обеспеченности возможностью государственного при­нуждения. Опора права на силу госу­дарства, призвана обеспечить общеобязательность права. Право – формализованное сконцентрированное выражение властной государственной воли.

В правовом государстве принуждение как средство обес­печения права носит государственно-организован­ный характер и д.б. правовым, т.е. могут применяться только те меры принуждения и только в тех случаях, которые предус­мотрены законом; эти меры могут применяться только уполномоченным на то органом; меры могут применяться только с соблюдением определенной про­цедуры, установленной правом. Любое другое принуждение со стороны государства рассматривается как нарушение за­конности, превышение власти.

6) Как социальный регулятор; Право призвано регулировать, упорядочивать отношения в обществе. Право будет регулировать такие отношения, которые поддаются внешнему воздействию.

7) Системность права - право - не просто совокупность норм, а строй­ная их система. Право как система норм складывается из та­ких элементов (частей), как отрасли и институты права – это самостоятельные подразделения, ктр со­ставляют единое явление — право, и в этом качестве они взаимосвязаны и взаимодействуют. Ни одна норма права не регулирует общественные отношения самостоятельно, изолированно, а только во взаимодействии с другими нормами.

Мы можем рассматривать данный признак в двух аспектах:

1. внутренняя системность права – мы рассматриваем право исключительно в позитивном смысле; мы говорим о взаимосвязи и взаимообусловленности норм позитивного права;

2. внешняя - мы пониманием взаимосвязь права естественного, права позитивного и права субъективного.

Правовые школы:

1. Нормативная. Право – это нормативные акты, закрепляющие поведение людей;

2. Социологическая. Право – это сложившиеся в обществе отношения;

3. Идеологическая. Право – это определенные гуманные идеи, принципы.

Нормативная школа.

Исходит из совпадения права и закона, опирается на приоритет государственной власти в обществе: все что создает государство – это правильно, верно. Эта теория является основой сильного государства, жесткой власти и в периоды преодоления раздробленности может сыграть свою позитивную роль. Эта теория не учитывает содержание деятельности и направленности сильной власти. Эта теория исключает плюрализм в обществе, сводит на нет разделение властей, что может привести к тоталитаризму.

Социальная школа.

Отдает приоритет общественным отношениям. Считается что правоотношения предшествуют нормам. Право – это, что делает судья. Эта теория хорошо согласуется с ослабленной ролью директивы государства, со слабым вмешательством в экономику, децентрализацией управления. Если не поставить пределы децентрализации, то общество может быть поражено развитием разнонаправленных тенденций. Хорошо проглядывается антитоталитарный импульс.

Идеологическая школа.

Исходит из различия права и закона. Право концентрирует прогрессивные демократические идеи: справедливость, равенство, свобода. Правовое начало является началом для законодателя, для функционирования публичной власти.

Претворение в жизнь этой концепции означает достижение демократии во всех сферах общественной жизни, но грозит нестабильностью изменчивостью социальных институтов. Эта теория свойственна идеологически здоровому государству, с высокой правовой культурой.

 

Главное на современном этапе видеть в праве не только институт подавления, но и институт достижения компромисса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...