Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к 1й стадии правоприменения:




1. полнота сбора доказательств;

2. всестороннее глубокое исследование доказательств;

3. выяснение истинных обстоятельств дела;

4. законность при сборе доказательств и правильность их процессуального оформления.

2 стадия. Установление юр. основы дела (подбор и анализ правовых норм, подлежащих применению). На практике часто 1 и 2 стадия совпадают по времени. Правоприменитель осущ-ляет юр. квалификацию обстоятельств дела. Это сводится к оценке обстоятельств дела с т.з. соответствия их условиям действия правовой нормы, ктрые изложены в гипотезе. Провести юр. квалификацию – значит показать, что, исходя из собранных доказательств, в данном деле необходимо применять именно выбранную норму права.

Элементы:

1) Отыскание нужной нормы в массе нормативного материала.

2) Проверка: действует ли данная норма в настоящее время, на данном пространстве и на какую группу лиц она распространяется, не отменена ли, не противоречит ли вышестоящим НПА.

3) Проверка правильности текста нормы, т.к. в сборниках законодательства возможны описки, ошибки (поэтому проверяется в официальных источниках)

4) Толкование нормы права, т.е. уяснение ее смысла и содержания

3 стадия. Принятие решения по рассмотренному делу ( разрешение дела по существу, вынесение и оформление правоприменительного решения). На этой стадии реализуется диспозиция/санкция нормы права. Это деят-сть закл. в окончательной юр. квалификации, и определении для сторон или виновного юр. последствий (прав и обязанностей сторон, меры отв-сти виновного).

Решение по делу сопровождается одновременно совершением полномочным органом (письменно или в иной форме) индивидуально-правового акта (акта применения права), являющегося юр. фактом и служащим основой для возникновения правоотношения. Решение доводится до заинтересованных лиц.

4 стадияконтроль за исполнением принятого решения. Правоприменительное решение – документ, ктрый является непосредственным основанием для использования гос-ных принудительных мер.

Требования к акту применения: а) законность, обоснованность, справедливость – по содержанию;

б) должно соотв-вовать установленным в законе требованиям по форме док-та: вводная часть (кто, что, где, когда), фабула дела, мотивировочная часть, резолютивная часть.

Акт применения права – это официальное решение компетентного органа по конкретному юр. делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на регулирование общественных отношений (Григорьев, Черкасов).

 

Дополнение!

Классификация правоприменения:

1. по форме: а) административное – наложение штрафа; б) предварительное расследование в форме дознания и следствия; в) правосудие – в форме уголовного, гражданского, арбитражного процесса;

2. по субъектам правоприменения: а) представительные органы власти; б) исполнительно-распорядительные; в) судейские;

3. по составу: коллегиальные (решения Госдумы) и единоличные.

4. по видам применяемых норм: а) регулятивных и охранительных норм; б) материальных и процессуальных норм; в) норм различных отраслей права.

Правоприменительный процесс должен соответствовать принципам:

1) Законности: процесс правоприменения д.б. построен и урегулирован специальными и процессуальными нормами. Лица, субъекты правоприменения д.б. компетентны совершать такие действия (выносить акты). Законность проявляется в праве граждан на защиту от незаконных действий граждан.

2) Обоснованности: Правоприменение должно производиться на основе тщательное собранных доказательств и правильно произведенной квалификации. Обоснованность может быть проверена также в ходе апеляционного и кассационного рассмотрения в суде.

3) Беспристрастности: Рассмотрение дела без личной заинтересованности лица, это проявляется в независимости лица, совершающего правоприменение. Презумпция невиновности в уголовном процессе.

4) Профессионализма (компетентности): Имеет 2 смысла: - разрешение дела с применением профессиональных знаний, навыков, полученных в процессе приобретения образования и опыта работы;

- принятие решения лицом, осуществляющим свою деятельность на профессиональной основе

5) Оптимальности: Рассмотрение дела с наименьшим количеством затрат времени и т. п.

6) Целесообразности: т.е. не формально подходить к делу, а стремиться реализовать цели, поставленные законодателем. Действовать в интересах общества и лиц, чьи отношения подвергаются регулированию. Цели права закреплены в нормах-принципах, закрепленных в К РФ.

7) Оперативности: Разрешение дела должно протекать быстро, без волокиты.

8) Демократизма: Дела, за некоторым исключением, должны рассматриваться гласно; мотивы принятия решения должны доводиться до сведения граждан. Правоприменение осуществляется на началах равенства сторон и состязательности. Находит проявление в использовании национального языка в процессе разбирательства и право переводчика для лица, которое не владеет языком, на котором ведется производство. Также доступность правосудия для человека, независимо от его социального положения.

9) Справедливости: наказание должно соответствовать вине правонарушителя, размеру вреда, степени раскаяния в содеянном.


71.Акты применения права и их виды. Соотношение нормативного акта, акта толкования и акта применения

Правоприменение – особая форма реализации, выражающаяся в деят-сти компетентных органов, должностных лиц, ктрая закл-ся в вынесении на основании общих указаний нормы права обязательных для исполнения индивидуальных предписаний, устанавливающих права и обязанности S’ов общ-ных отношений

!!!Акт применения права – это прав. акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юр. делу, и обеспеченный мерами гос. принуждения.

+ А иакже изданный на основании юр. фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юр. ответ- ти конкретных лиц.

Признаки акта применения права:

1. Издаются компетентными органами или долж. Лицами (органы гос-ва или их долж. Лица). Но гос.-властные полномочия нередко осущ-ся негос. организациями (ОМС)

2. Они строго индивидуальны, т. е. адресованы поименно опред. лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером.

3. Направлены на реализацию требований юр. норм.

4. Их реализация обеспечена гос. принуждением. Акт применения права — документ, который является непосредственным основанием для использования гос. принудительных мер.

5.Иимеет определенную, строго установленную законом форму

Виды правоприменительных актов (Баранов):

1. По форме выражения: устные, письменные, конклюдентные

2. По выполняемым функциям: а) Регулятивные акты - обеспечивают реализацию диспозиций регулятивных норм и властно подтверждают или определяют права и обязанности сторон; б) Охранительные — реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности.

3. По назначению: основные - содержат завершенное решение по юридическому делу (решение по гр. делу), дополнительные (вспомогательные) - содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (постановление о назначении экспертизы).

4. По субъектам вынесения: Акты ОИВ; суд. органов; контрольно-надзорных органов; уполномоченных негос. S’ов

5. По способу принятия: коллегиально и единолично.

!!!!Правоприменительный акт нужно отличать от НПА и актов толкования.

НПА – офиц. письм. документ (акт правотворчества), принятый в определенном процессуальном порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Акт толкования (интерпритационный)– вид правовых актов, офиц. юр. значимые документы, направленные на установление действительного смысла и содержания толкуемых норм права, не содержащие общеобязательных правил поведения (норм права), не имеющие самостоятельного значения и действующие в единстве с теми НПА, в которых содержатся толкуемые юр. нормы. Короче (Алексеев): Акт толкования – правовые акты компетентных гос. органов, содержащие результат офиц. толкования

Нормативные акты - первичны, а акты толкования и правоприменительные акты - производны от н.а. В начале появляется (издаётся) нормативный акт, затем акты его толкования и применения.

Нормативные акты - разновидность источников (форм) права, акты толкования и применения права такого официального статуса не имеют. Нормативные акты содержат нормы права. Акты толкования права содержат разъяснения соответствующих норм права, т.е. в них растолковывается (объясняется) как надо правильно понимать смысл тех или иных норм права. Правоприменительный акт - индивидуальное (персонифицированное) властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом (лицом) в результате решения им конкретного юридического дела. Акт применения должен быть законным, обоснованным и справедливым.

Соотношение акта применения и НПА:

1) НПА носит общий хар-р, регулирует опред. вид общ. отн-й, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят.

Акт применения права носит индивидуальный хар-р, регулирует конкретное общ-ное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай.

2) НПА устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регулирования.

Акт применения права претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям.

Особенности актов толкования права: не содержат общеобязательных правил поведения (норм права); не имеют самостоят. значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в зависимости от нормативных актов, обслуживают их.

Акты толкования права

Особенности актов толкования:

1. не содержат общеобязательных правил поведения (норм права)

2. не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в зависимости от нормативных актов, обслуживают их.

Акт толкования можно рассматривать как действие и как юридический документ.

Акт толкования – это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права.

Акты толкования можно классифицировать по различным основаниям:

72.Пробелы в праве и способы их преодоления. Аналогия закона и аналогия права. Субсидиарное применение права.

 

Пробел в праве – это отсутствие конкретного нормативного предписания в отношения фактических обстоятельств в сфере правового регулирования (т.е. отсутствие нормы права для урегулирования какого-либо вида общественных отношений).

Виды пробелов:

1. пробел в позитивном праве (нет ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента)

2. пробел в законодательстве (отсутствие закона как акта высшего органа власти)

3. пробел в законе (неполное урегулирование вопроса в данном законе).

+ 4. пробел в нормативно-правовом регулировании (отсутствие норм закона и норм подзаконных актов)

Нельзя путать пробелы в законодательстве с так называемым «квалифицированным молчанием законодателя», когда намерено оставляется вопрос закрытым и воздерживается от принятия нормы, показывая нежелание принимать его и отнесение решения в законодательную сферу. Состояние пробельности в законе отличается от тех случаев, когда законодатель отдает решение вопросов на усмотрение правоприменителя; когда он рассчитывает, что его законодательная воля будет конкретизирована иными подзаконными актами.

Недопустимо смешение пробела с «ошибкой в праве», которая означает неверную оценку объективно существующих условий и проявление на этой основе не той законодательной воли, какую следовало бы отразить в нормативных актах.

«Ошибка в праве» имеет место, когда нормотворческий орган:

а) ошибочно считает какие-либо отношения не подлежащими юридическому воздействию;

б) ошибочно полагает возможным обойтись конкретизацией права в ходе его применения;

в) ошибочно передает решение вопроса на усмотрение правоприменителя;

г) издает норму, в которой нет необходимости;

В пунктах а, б, в «ошибка вправе» не отрицает, а предполагает наличие пробелов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...