Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По степени общественной опасности:




3) Преступления - общественно опасные уголовно наказуемые деяния. Общественная опасность—это явная опасность деяния для общества, для наиболее существенных интересов государства, личности. В качестве преступных деяния закрепляются исключительно законом. Никакие иные нормативные акты этого сделать не могут.

4) Проступки: виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия.

· К административным проступкам относятся деяния, наносящие ущерб отношениям, складывающимся в сфере гос. управления. Общественная вредность их состоит в том, что они мешают осуществлению нормальной исполнительной и распорядительной деятельности государственных и общественных органов и организаций, дестабилизируют ее, посягают на общественный порядок.

· Дисциплинарный проступок - противоправное виновное неисполнение рабочим или служащим своих трудовых обязанностей, нарушающее правила внутреннего трудового распорядка.

· Гражданско-правовые правонарушения (деликты) в отличие от преступлений и административных правонарушений не имеют четко закрепленной в законодательстве дефиниции. Это противоправные деяния, наносящие вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным неимущественным отношениям.

· Экологические

По субъективной стороне: 1) Умышленные; 2) Неосторожные

По количеству участников: 1) Индивидуальные; 2) Групповые

По объективной стороне: 1) С материальным составом (обязат. признак – наступление общ. опасных последствий); 2) С формальным составом (последствия подразумеваются, т.е. их установление не обязат.)

По объекту: 1) Против личности; 2) Экономич.; 3) Политические; 4) Против порядка управления и т.д.

Иногда в литературе выделяют еще 2 вида правонарушений (Парфенов):

3) процессуальные (связаны с нарушениями гражданина, гос. органами интересов правосудия или процессуальных прав сторон, с которой правонарушитель состоит в правонарушении)

4) международные правонарушения (противоречащее нормам международного права действие или бездействие субъекта международного права, причиняющие ущерб другому субъекту или группе субъектов международного права или всему международному сообществу).

 

!!!!Причины правонарушений – то, что непосредственно рождает следствие, а!!! условия – то, что помогает или препятствует совершению. Но есть и мотивы (т.е. побудители к действию).

Проблема причин правонарушений решается в настоящее время в соответствии с философской теорией причинности, которая применительно к данному вопросу выражается в следующем.

1) В объективном характере причина порождает следствие в реальной действительности, а не в сознании людей.

2) Причинная связь предполагает взаимодействие явлений, находящихся в такой связи, взаимодействие причины и следствия может носить различный характер (механический, физический, психологический), но так как правонарушение является виновным поведением людей, то действительные причины носят социально-психологический характер, т.е. воздействие соответствующих факторов, явлений, процессов на сознание людей.

Условия классифицируются на: а) формирующие – связанные с противоречиями в обществе (на уровне групп, индивидуальное сознание); б) другие – способствуют проявлению правонарушений (пробелы и ошибки в системе профилактики правонарушений).

В литературе среди условий, вызывающих причины совершения правонарушений, обычно называют:

а) низкий уровень материальной жизни населения;

б) невысокий уровень общей культуры и правовой культуры;

в) несовершенство законодательства;

г) неэффективную работу правоохранительных органов.

 

Причины правонарушения всегда носят соц. характер, т.е. они коренятся в самом обществе, это как результат взаимодействия общественных, социальных факторов; хотя иногда предлагается при объяснении природы и причины правонарушения раскрывать и биологические факторы

!!!!Виды причин и условий правонарушений:

5) Содержащиеся в особенностях самой личности: в её психобиологических чертах (неуравновешенность, нетерпимость); в социальных свойствах (зависть, стремление к власти, эгоизм).

Причины и условия правонарушений необходимо рассматривать на индивидуальном уровне, по отношению к отдельному правонарушениию, совершенным конкретным лицом.

6) Составляющие особенность соц. групп окружающих правонарушителей (коллективы людей, в котором формируется личность правонарушителя или указанная социальная группа является социальной средой, где возникает конфликт, лежащий в основе правонарушения). Это отношения в семье, на работе, учебе и т.д.

7) Территориальные факторы – это городская среда, географическое положение местности. Например, высокая миграция населения в отдельных городах способствуют росту правонарушения. Особенность портовых городов (хулиганство, изнасилование и т.д. –много жаждущих моряков).

8) Причины, содержащиеся в общественном строе в целом. В экономике – отношения собственности, порядок распределения общественных благ (нищета/богатство). В политике и организации управления – борьба соц. групп, межнациональные конфликты, борьба за власть в гос. аппарате + невысокий профессионализм кадров и т.п.. В идеологии – идеология личного успеха, достигаемого любыми средствами, правовой нигилизм, отсутствие ценностей, совпадающих с правовыми ориентирами. П сихологические особенности, темперамент народа. Особенности правовой системы – несправедливость права, низкий уровень правового сознания, отсутствие режима законности в стране, слабость правоохранительных органов.

Таким образом, основная причина правонарушения человека связана с противоречиями социальной среды и индивида.

Комаров считает, что на общесоциальном уровне при анализе причин правонарушений следует использовать различные подходы:

1. философский (на этом уровне формируется общая концепция причин и условий, порождающих социальные отклонения. Расхождение между нормой права и поведением правонарушителя объясняется несовпадением, различием интересов и целей, закрепленных в норме права, с одной стороны, и преследуемых целей – с другой. В свою очередь несовпадение интересов обусловлено объективными различиями в социальном положении классов, групп, индивидов, существующими в обществе противоречиями).

2. социологический подход (предполагает изучение социальных отклонений на более конкретном уровне. Важным является изучение образа жизни различных социальных, профессиональных, возрастных групп населения. Социологические и криминологические исследования показывают, что деформации в образе жизни человека могут отрицательно повлиять на его поведение: оказаться источником конфликтов и др.)

3. психологический подход (при всей важности объективных социально-экономических условий значимым для формирования нормативных установок являются психофизиологические и биологические особенности правонарушителя).

82.Понятие и основания юридической ответственности. Юридическая ответственность и меры государственного принуждения, их соотношение.

Алексеев С.С.: юр. ответ-ть — это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юр. нормы мер гос. принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущ. характера.

Нерсесянц В.С.: юр. ответ-ть – это предусмотренная правовыми нормами обязанность S’та права претерпевать неблагоприятные для него последствия правонарушения.

Признаки:

1. юр. ответ-ть предполагает гос. принуждение, при этом гос. принуждение шире юр. отв-ти.

Парфенов: Юр ответственность является государственным принуждением, однако, далеко не всякая принудительная мера государства является юр. ответственностью. В числе мер гос. принуждения, не связанных с реализацией юридической ответственности, можно назвать: Меры защиты; Меры восстановления; Меры пресечения (не все относят); Превентивные меры (обыск, выемка, изъятие – процессуального); Принудительные меры воспитательного/мед. характера

Они охватывают понятием санкция. Санкции – категория, характеризующая всю систему средств правового принуждения. Санкции являются необходимым элементом содержания всех охранительных правоотношений. Основанием юр. ответственности явл правонарушение, а для применения мер защиты достаточно объективно противоправного действия.

2. юр. ответ-ть связана с правонарушением, следует за ним и обращена на правонарушителя;

3. ответ-ть влечет за собой негативные последствия (лишения, претерпевания) для правонарушителя, ктр м.б.: а ) личного характера (лишение права занимать опред. должность, обязанность принести публичные извинения за распространение ложных, позорящих сведений о другом лице; выговор;); б) имущественного характера (конфискация, штраф; взыскание неустойки; матер. ответственность); в) организационного характера (лишение свободы). (Парфенов)

4. характер и объем лишений установлены в санкции юр. нормы;

5. возложение лишений, применение гос.-принудительных мер осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными гос. органами в строго определенных законом порядке и формах. Вне процессуальной формы юр. ответ-ть невозможна.

Основания ответ-ти — это те обстоятельства (фактич. явления), наличие которых делает ответ-ть возможной (необходимой), а отсутствие их ее исключает.

В юр. литературе нет единства мнения по поводу основания возникновения юридической ответ-ть. Чаще можно встретить мнение, что ответ-ть возникает с момента совершения правонарушения (основания – наличие состава правонарушения); другие - что нужен еще и правоприменительный акт, которые конкретизируют конкретный вид и меру юридической ответ-ть.

Основания:

1. формальное (нарушенная норма права + вступивший в законную силу правоприменительный акт)

2. фактическое основание (состав правонарушения).

Само правонарушение не порождает автоматически возникновения ответ-ть, а является лишь основанием для применения мер государственного принуждения. Для реального осуществления юридической ответ-ть необходим правоприменительный акт – решение компетентного органа, которым возлагается юр. ответ-ть, устанавливаются объем и форма принудительных мер к конкретному лицу (приговор суда, приказ администрации).

Юр. ответ-ть м.б. назначена при наличии определенных правовых и фактических оснований. Такими основаниями являются:

· норма права, предусматривающая возможность применения мер ответ-ти за противоправное деяние;

· «состав правонарушения». Правонарушения является юр. фактом и влечет возникновение правоохранительных отношений;

· правоприменительный акт, которым конкретизируется охранительная норма права, определяется конкретный вид и мера юр. ответ-ти (напр., приговор суда)

!Время возникновения юридической ответ-ть (существуют разные точки зрения):

1. момент совершения правонарушения и появление в этой связи материального охранительного правоотношения (и растягивается до акта правоприменения) (установление объективного факта совершения правонарушения (определение его признаков) соответствующими компетентными органами или должностными лицами

2. привлечение конкретного лица к ответ-ти

3. вынесение судебного решения или приговора

4. реализация гос. принуждения в виде санкции, предусмотренной содержанием соотв. нормы права.

Обстоятельства, исключающие юр. ответ-ть: Невменяемость; Необходимая оборона; Крайняя необходимость; Физ. или психич. принуждение; Исполнение приказа или распоряжения; Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление; Малозначительность правонарушения; Казус (случай)

!Юр. ответственность — прежде всего принуждение. Но юр. ответ-ть не принуждение «вообще», а гос. принуждение. Особенность: то, что оно осуществляется от имени государства гос. органами. Другая особенность этого принуждения — правовой характер, в силу чего оно выступает как правовое принуждение. Правовой характер гос. принуждения заключается в том, что оно реализуется только компетентными органами, в определенных законом формах и на законных основаниях.

!Гос. принуждение сводится исключительно к юр. ответ-ти и всякое принудительное воздействие со стороны государства трактуется как юр. ответ-ть. Юр. ответ-ть не единственная мера гос. принуждения, т.к. гос. принуждение преследует различные цели в процессе правового регулирования. НО не всякая принудительная мера государства является юр. ответ-ю.

!На практике иногда меры государственного принуждения применяются вне зависимости от юридической ответственности (задержание лица по подозрению, избрание меры пресечения).

В числе мер гос. принуждения, не связанных с реализацией юр. ответ-ти, можно назвать следующие:

1. меры защиты субъективных прав - государство применяет принудительные меры в целях восстановления нарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения нарушителя к ответственности (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения (виндикация), принудительное взыскание алиментов на содержание детей и т.д.) Названные меры закреплены не в санкциях юр. норм, а в их диспозициях.

2. меры восстановления

3. меры пресечения. Они применяются для предупреждения, пресечения правонарушения (задержание, обыск, досмотр багажа и т. д.). Они носят правовой характер и осуществляются в порядке и на основаниях, установленных законом.

4. принудительные меры воспитательного воздействия – применяются к несовершеннолетним за совершение общ. опасного деяния.

5. меры медицинского характера — принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости

6. с пецифическая мера гос. принужденияреквизиция — изъятие в экстренных случаях имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости (ст. 242 ГК РФ).

!Все перечисленные меры носят государственно-правовой характер, осуществляются на правовой основе. Они охватываются понятием санкция - категория, характеризующая всю систему средств правового принуждения.

!Между юр. ответственностью и иными мерами принуждения существует различия. Они разграничиваются по основаниям; если основанием юр. ответ-ти - правонарушение, то для применения мер защиты достаточно объективного противоправного действия. Иными словами, вина не входит в фактическое основание мер защиты. Если главная функция юр. ответ-ти – это карательная; то функция меры защиты – восстановительная.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...