№ 19. УРОК - СЧИТАЛКА.
Считалка тоже прекрасный строительный материал, особенно для урока математики, да и для другого любого урока, где нужно считать и считаться. С помощью считалки можно организовать и разминку. Как? Очень просто. - Кто пойдёт решать этот пример? Лес рук. - Давайте считаться! А кто знает больше считалок? Считайте! Считалка - самый справедливый судья, помощница в разрешении конфликтов. - Не знаете, как поделить? Считайтесь! И так далее. Ну, а математика без считалки (особенно в начальной школе) - не математика. Первоклассники научились считать до десяти? Давайте посчитаем! Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять. Выплывает белый месяц! Кто до месяца дойдёт, Тот и прятаться пойдёт! А можно с помощью считалки строить задачи на счёт. К примеру, такая задачка: Ехал мужик по дороге, Сломал колесо на пороге. Сколько гвоздей – Говори поскорей! Тот, на кого падает слово «поскорей», должен быстро назвать любое число. Допустим, шесть или пятнадцать. После снова счёт или анализ этого числа. Какое оно? Простое или составное? И так далее. Или можно считать быстро, сколько героев в считалке: На золотом крыльце сидели – Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, Портной... А ты кто такой? Считалки можно проговорить хором - вот и устныйсчет. И вообще, сколько считалок - столько и различных задачек можно придумать. Было бы желание.
№ 20. ЗАГАДОЧНЫЙ УРОК. Загадка - дело мудрёное, но занятное. Это - испытаниемудрости и смекалки, интуиции и плюс ко всему это тайна, постичь, которую дано не каждому. Загадка обогащает образное мышление, учит поэтическому видению мира. Но загадка имеет в добавление ко всем прочим достоинствам ещё и воспитательное назначение, что помогает ей сохранить ценность во все времена. Как тут пройти мимо!
Загадка может быть использована на уроках многообразно. Во-первых, в виде разминки, начинающий урок. Сериязагадок может подвести к теме разговора легко и изящноисразу настроить на тональность урока. Кроме того, на уроке можно организовать «загадочную минутку», преследующую противоположные цели: мобилизующую или расслабляющую, дающую возможность отдохнуть после напряжённого умственного напряжения. Разминка или «загадочная минутка» могут проходить в сказочной манере. Например, пятиминутка, посвящённая путешествию в гости к самой Загадке. Ребята задают вопросы, а Загадка отвечает на них, разумеется, загадкой. - Загадка, где ты живёшь? - А вот в этой «книге-раздвиге» четыре листа, где серёдка пуста. Ребята, отгадав, первую загадку, задают вопросы дальше. - Загадка, разреши нам войти в твой дом? - Проходите там, где «два стоят, два лежат, а один бегает». Так куда же должны пройти гости? - Загадка, почему в твоём доме так светло? - Привела я солнце за своё оконце, к потолку привесила, стало в доме весело! - Загадка, можно присесть? Куда? - Присаживайтесь там, где «стоят четыре брата под крышею одной, предружные ребята ивсе равны длиной». - Загадка, что это у тебя на столе стоит? - Тот, у кого «четыре ноги, два уха, один нос да брюхо». И так далее. В роли Загадки могут быть несколько учащихся. Главное условие, что на все вопросы гостей нужно отвечать загадками. А гости должны отгадывать. Вот такую загадочную игровую разминку можно проводить на уроках иногда.
Во-вторых, урок может быть выстроен в жанре загадки. Допустим, так: учитель даёт какую-либо задачу, проблему и др., которую необходимо разгадать в течение определённого времени. Но отгадка не лежит на поверхности, а находится на странице, число которой нужно вычислить путём нескольких операций (математических, лингвистических и проч. ), или в книге, название которой также зашифровано в загадках. Здесь же можно сделать так, чтобы одна группа ребят занялась расшифровкой отгадки, а другая группа, наоборот пыталась разрешить задачу или что-либо ещё обычным способом. Кто быстрее придёт к ответу? Наконец, урок может быть полностью посвящён самим загадкам. Здесь уместна не просто игра в их разгадывание, что на первом этапе знакомства с этим жанром необходимо, а конструирование, придумывание загадок. Это уже получится урок творчества, сотворчества, ибо участвовать в этом должны все вместе: и учитель, и ученики. Важно только понять, на чём держится загадка, в чём её тайна. А держится она на трёх китах: иносказании, ассоциативности и метафоричности. Плюс недюжинная наблюдательность, дающая возможность «увидеть», заметить, например, что «туда идут - поют, назад идут - плачут» (вёдра с водой). Каждую из трёх ипостатей загадки неплохо бы развить специальными упражнениями на наблюдательность, ассоциативное мышление по типу «что на что похоже», развить способность говорить о предмете, не называя его и т. д. Затем, когда первый этап будет пройден, можно начинать придумывание загадок. Авторы самых интересных загадок непременно должны поощряться либо оценкой, либо публикацией в классном рукописном журнале, либо ещё чем-либо.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|