№ 21. Спортивные уроки. №22. Урок- эстафета. № 23. «охота на лис». . № 24. Урок в форме шахматной партии.
№ 21. СПОРТИВНЫЕ УРОКИ. Уроки, строящиеся по спортивным законам: старт, препятствия, финиш, команды... Естественно, и вся атрибутика подобного урока спортивная: свисток, секундомер, а можно романтичнее - песочные часы. На таких занятиях разрешено «болеть», ведётся таблица очков, баллов, есть штрафники и соответственно - скамья штрафников и т. д. Спортивный интерес будет поддерживать и спортивная терминология. Опрос - это «вызов на ковёр», «на татами», «на ринг» (математический, литературный и др. ). Причём «на ринге» или«на ковре» учащемуся можно задавать любые вопросы по пройденному материалу. Ответивший, в таком случае получает высшую оценку сразу за четверть, полугодие, год. Разумеется, не каждый подвергнет себя ринговым испытаниям, поэтому рискнувших обязательно нужно поощрять. Также награждать оценками и тех, кто задал интересные вопросы, которые повергли отвечающего, в нокаут. На спортивных уроках может действовать судейская коллегия, арбитры, которые будут не только следить за ходом игры, нои определять победителей. В основе спортивного урока может быть любая спортивная игра: пинг-понг (отвечает тот, кому брошен теннисный мячик), ориентирование, эстафета, шахматы и др.
№22. УРОК- ЭСТАФЕТА.
Эстафета зачастую используется как фрагмент урока, когда внимание учащихся уже начало рассеиваться и требуется какая-либо встряска. К примеру, на уроках русского языка, когда однотипные задания, упражнения просто-таки усыпляют. Допустим, необходимо распределить по склонениям, по родам, по числам, по частям речи данные в упражнении слова. Самое лучшее здесь использование эстафеты в качестве методического приёма. Вместо эстафетной палочки - передача мела. Включается секундомер (или песочные часы), и представители рядов, вариантов или ещё каких-либо подразделений одновременно начинают выписывать слова на доску (1 ряд существительные 1-го склонения, 2 ряд - 2-го склонения, 3 ряд - 3-го склонения или 1 вариант существительные единственного числа, а 2 вариант множественного числа и так далее). Если допущена ошибка, то её исправляет следующий участник, и так до тех пор, пока задание не будет выполнено. В итоге подсчитывается количество и качество выполнения задания. Побеждает естественно, та команда, которая выполнила всё это более качественно, без ошибок и в большем объёме.
Чтобы в пылу спортивного зала не возникло излишнего шума, ведётся таблица штрафных очков, в которуюпроставляются баллы за дисциплину. Команда, получившая 3 штрафных замечания за поведение, либо лишается очередного хода, либо «награждается» дополнительным заданием по усмотрению судейской коллегии. Подобная игра уместна во многих ситуациях: устныйи письменный счёт по математике, при решении задач. Сверхзадача игры: кто лучше и кто скорее? Главная особенность таких уроков в том, что за короткий срокопрашивается один за другим большое количество учеников, а азарт не даёт возможности расслабиться, отвлечься. Да и к тому ж коллективная ответственность: «один за всех и все за одного». Нарушившие правила игры, не игравшиеотправляются на скамейку штрафников делать дополнительные задания.
№ 23. «ОХОТА НА ЛИС».
Самая популярная спортивная игра, суть которой в ориентировании по условным сигналам. А почему бы, не использовать эту игру в педагогике?! Вспомните хотя бы «условные сигналы» Шаталова. Вам необходимо по сигналам, опознавательным знакам найти «лису в лесу». Естественно, «лиса» в каждом случае будет различная. Допустим, на уроках математики даётся какая-то часть решения уравнения или задачи, по которой нужно восстановить всё остальное. «Охота на лис» может происходить и на уроках русского языка, к примеру, при выполнении таких рядовых и обыденных заданий как расстановка знаков препинания (ведь в тексте имеются опознавательные признаки, по которым мы ориентируемся) или правописания слов. А на занятиях литературой техника этой игры может эффективно использоваться на зачётах по тексту. Допустим, учащимся раздают задания (или разыгрываются, как в лотерее), в которых есть какие-то внешние черты героя, особенно приметы персонажа, фрагменты какого-либо события и т. д. Задача состоит в том, что этим признакам нужно определить либо персонаж литературного произведения, либо событие, о котором намекается, либо по фрагменту определить название произведения и т. д.
№ 24. УРОК В ФОРМЕ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.
Урок разыгрывается по принципу «Следующий ход - ваш! ». Первый ход учителя, затем «ходят» ученики. Соответственен антураж, шахматные часы (можно и песочные) для фиксации времени на обдумывание (решение) хода. Шахматная терминология - дебют, рокировка, атака и т. д. Разыгрывается партия, в которой за спинами двух противников целый класс. Техника может быть выстроена по-разному. Допустим, класс условно поделён на «чёрные» и «белые». На доске - шахматные клеточки, в каждой из которой определённая задача. Происходит жеребьёвка: чей ход первый. Затем включаются шахматные часы, и игра началась. Таким образом, можно организовать урок по математике. Одно условие, задания должны подбираться такие, решения которых потребуют комбинационного мышления. Аналогичным может быть и урок литературного чтения, посвящённый, например, стихосложению. Учитель предлагает первую строчку, дальше «ходят» ученики. Время на обдумывание строчки - 1 минута. Так, получится «ни минуты без строчки». Каждая строчка записывается на доску в шахматную клетку. Проигрывает та команда, которая не даст ответ в положенное время. Учитель может делать неожиданные ходы (нетрадиционное решение задачи, оригинальная рифма, заманчивый поворот сюжета), ученики и на это должны отреагировать и не растеряться. Такая форма не только внешне эффективна, занимательна, в ней есть азарт, поиск, возможность комбинирования, импровизирования, творчества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|