Игровые сюжеты. Почему бы, например, урок математики не назвать «Детский банк». № 1. УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ.
Игровые сюжеты... Их можно вообразить сколько угодно - фантазия беспредельна! Сколько игр - столько и сюжетов. А игрой может быть абсолютно всё, что нас окружает. Помните «Что наша жизнь? Игра! » (слова Германа из оперы «Пиковая дама). Действительно, сколько нам каждый день приходится играть ролей! С утра мы папы или мамы, потом работники производства, служащие, пассажиры общественного транспорта, любящие и любимые... Да мало ли, кто мы? И от того, как мы играем эти роли, зависит вся жизнь. Так и с уроками: хорошая игра - хороший урок и наоборот. Можно разработать их множество. Это и урок – путешествие, урок - прогноз, урок - фантазия, урок - гипотеза, это и звуковой, юбилейный, музыкальный, гастрономический, живописный, урок - иллюзион, милосердия, урок ошибок, «Поле чудес», «Умники и умницы», «Брейн - ринг», урок - перевёртыш, детективный, медицинский, урок - суд и т. д. Где же брать сюжеты для уроков? В окружающей действительности. Это ещё не конец списка игровых сюжетов, их можно увеличить вдвое, втрое, стоит только захотеть. Значит, сюжеты уроков можно брать из окружающей действительности. Видим, например, сбербанк. Прекрасно! Почему бы, например, урок математики не назвать «Детский банк». И вот, как по мгновению волшебной палочки, начинается ролевая игра, (а дети, заметьте, играть очень любят): вокруг уже не девочки и мальчики, а кассиры, вкладчики; и в руках у них не простые тетради по математике, а чековые книжки, лицевые счета и т. д. И озабочены юные бизнесмены увеличением капитала, банковскими операциями и прочими финансовыми премудростями. На таком уроке и деньги могут иметь вращение, валюта (местного изготовления). Вот идея! Осталось только выстроить ход урока.
Также можно провести урок - кроссворд по русскому языку и литературному чтению, а потом, провести таким образом зачёт. А дальше можно создавать урок - лабиринт, во время которого можно заставить учеников поплутать в дебрях информации, формул и других научных премудростей, до тех пор, пока они сами не отыщут верный путь. Сколько ещё можно вообразить сюжетов? Не счесть! Я предлагаю Вам игровые технологии уроков, может быть пока немного, но и они пригодятся Вам когда-нибудь, они обязательно дождутся своего часа, ибо для каждой идеи - своё время! А идей может оказаться столько, сколько всего вокруг! И последнее. Предлагаемые сюжеты игровых уроков могут показаться кому-то спорными и более того - неприемлемыми. Что ж, пусть они тогда станут импульсом к дальнейшему творчеству, темой для размышлений... Удачи Вам в этом увлекательном поиске - поиске не столько игровых идей, сколько своего «Я»! Ищите, творите и оставляйте всё это на полях специального блокнота, где в скором времени окажется, может быть, не только 20, не только 50, а во много раз больше игровых идей!
ИГРОВЫЕ СЮЖЕТЫ
№ 1. УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ. Путешествовать можно куда угодно, на чём угодно и по какому угодно поводу. А куда? «Из Костаная в Астану», «За три моря», «По городам Казахстана», в «страну невыученных уроков» и т. д., при этом остроумно описывая их содержимое. А путешествие в Зазеркалье, где всё наоборот? А путешествие в будущее, при помощи машины времени? Но ведь странствовать можно и в собственном воображении, не выходя из своей комнаты и даже не сходя с дивана... На чём? Здесь тоже все средства хороши: от поезда до пушечного ядра барона Мюнхаузена. По какому поводу? Судите сами: один остроумный человек насчитал 506 поводов для странствий. А, в сущности, путешествовать можно и без повода. Просто так. Из интереса! А остальное ваша фантазия, ибо путешествие - жанр, не знающий границ, свободный, живой, изменчивый. Например, у вас урок литературного чтения? Но ведь литературное чтение - это тоже путешествие, только в компании с героями произведения. Поставьте себя рядом с ними, пройдите с персонажами все их жизненные перипетии, выскажите своё мнение, а как бы вы поступили на их месте?
Урок русского языка? Пожалуйте в страну Морфологию или в Объединённое Королевство Синтаксиса и Пунктуации, в гости к Существительному... Такие путешествия могут сопровождаться путевыми заметками (записками), в которых излагаются правила, определения и прочие подробности и премудрости. В начальной школе в такой форме можно преподносить изучение частей речи, тем более, что для младшеклассников эти темы и есть «езда в незнаемое». Причём фантазийно можно описывать всё, что встретится на пути. В гости к Существительному? Поехали! На чём? (Идёт перечисление существительных - на автобусе, на воздушном шаре, на поезде, в межгалактическом метро). Что возьмём с собой? А кто такой Существительное? Или кто такая? Или кто такое? Где живёт? Как выглядит? Как одевается (вернее, во что)? С кем дружит? (Опять разговор только на уровне существительных). Любимое блюдо? Цветок? Есть ли друзья? Конечно, есть! Род, Число, Падежи! Съездим и к ним в гости? Следующая остановка у Чисел. Единственное Число - одиноко живёт в домике, где всё в единственном экземпляре - одна ложка, одна вилка, один стул, поэтому оно (он или она) гостей не любит и пребывает в гордом одиночестве. А прямо напротив, роскошные апартаменты Множественного Числа, у которого наоборот, всегда множество гостей, много угощения, и в доме полно (назвать существительные, употребляемые только во множественном числе). Одно плохо: Множественное Число никогда не бывает одно, некогда подумать, отдохнуть. И так дальше. Путешествие продолжается с многочисленными остановками, во время которых в лёгкой, игровой форме выясняется суть каждой категории. На уроках математики - то же самое. Путешествие, например, в города Минус и Плюс. В первом живут противоположные, разные герои (числа), которые всё критикуют, ничему не верят, ничего не хотят... А во втором, наоборот, - оптимисты, позитивисты, не умеющие говорить «нет». Где бы вы остались жить? Почему? На уроках рисования - путешествия по залам, выставкам, галереям (разумеется, заочные).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|