№ 11. Живописный урок. № 13. Детективный урок. . № 14. «вокруг смеха» за один урок.
№ 11. ЖИВОПИСНЫЙ УРОК. Ещё один «чувственный» урок, но уже из серии словесного видования. Урок - видение, когда воображаемая кисть набрасывает штрихи будущей картины. Тема, жанр, стиль, манера - по выбору. Урок, естественно, для сведущих в искусстве. Это может быть урок - эскиз. Эскиз пейзажа литературного произведения. Эскиз к портрету персонажа. Набросок к большому полотну, на котором мозаично представлены фрагменты литературных произведений, исторических событий, лиц и т. д. Говоря о литературе в искусствоведческом ракурсе, можно включить задания такого рода. Например, какие зрительные ассоциации возникают при чтении того или иного произведения. В этом случае есть возможность гармоничного включения в ткань урока литературы произведений искусства, выбор которых может оказаться чрезвычайно интересным. А можно попытаться найти эстетическую подоплёку изучаемого текста. Так можно выстроить урок эстетических аналогий. Научить видеть, воображать, ассоциативно мыслить, находить аналогичные образы в живописи, скульптуре, графике. Причём такой подход уместен в начальной школе, ведь изучение букв должно проходить исключительно на уровне зрительных ассоциаций! А если искусствоведческий уровень класса позволяет, уроки можно давать в различной манере - импрессионистской (мазками, штрихами воссоздавая изменчивость бытия), кубической (схематизм, геометризм), классической... Каждая манера рождает новые, неповторимые образы, повороты. Например, урок - иллюстративный. На уроке необходимо сделать иллюстрации к заданному тексту. Таким образом, можно отбирать материал к сочинению. Плюс творческий поиск разного рода: что и как изобразить? Как расположить? На каком фоне (причём фон может быть воображаемым)? И так можно сделать серию иллюстраций, а можно даже целый альбом - это даёт возможность видеть за каждой строкой что-то неповторимое.
№ 12. УРОК МИЛОСЕРДИЯ.
Говорить о милосердии - бесполезно. Не говорить вообще - результаты не замедлят сказаться в злобе, жестокости, равнодушии. Как преподносить уроки милосердия, как воспитывать это почти атрофированное чувство? Только игрой, в игре, через игру. И не иначе. А для начала хотя бы выяснить, какие «милосердные» слова известны учащимся? Ведь дефицит чувств, как в зеркале, отразился и в языке. И пусть будет как откровение мысль, что милосердие - это милое сердце, т. е. доброе, «золотое» сердце, способное «болеть». А отсюда, уже - сердобольность, жалость, сожаление, сочувствие, сострадание отзывчивость, чуткость, душевность, благость, милость благодеяние... Какие забытые слова! Какие забытые чувства. Более, пожалуй, поэтические, нежели прозаические. Ну, так и поискать их для начала надо в поэзии, у Пушкина, например, «... Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу, И милость, к падшим, призывал». А как их пробудить? Вот в чём секрет. Уже упоминалось о ситуации, предложенной Дж. Родари в своей книге «Грамматика фантазии», - «Если дедушка вдруг обернётся котом». Ситуация игровая и вместе с тем серьёзная, способная «разбудить» эти нежные, милые чувства.
№ 13. ДЕТЕКТИВНЫЙ УРОК.
Как известно, «кто ищет, тот всегда найдёт». Этот урок подразумевается как урок-поиск, в котором будут гармонично сочетаться интрига, азарт и чисто аналитическое упражнение. Урок-тайна, поэтому должен держать в напряжении (разумеется, интеллектуальном) до самого конца сюжетным потрясением.
Искать можно всё подряд: пропавший математический или пунктуационный знак, исчезнувшего со страниц произведения, героя. В ход пойдут любые методы сыска: словесный портрет (создание устного фоторабота), экспертиза (можно организовать работу целого союза экспертов), психологический и философский анализ, опрос свидетелей и т. д. Не следует забывать и о дедуктивном методе Шерлока Холмса. Хочется отметить, что игра способствует более внимательному прочтению текста, отыскиванию мельчайших деталей, способных создать более полное впечатление. Эта форма урока поможет в развитии наблюдательности, интуиции, логического мышления, аналитических способностей. В конце урока можно каким-то образом поощрять лучших сыщиков, детективов. Результаты непременно скажутся: поиск персонажа сопряжён с великолепным знанием текста, поиск пропавших знаков - со знанием законов пунктуации, математических формул.
№ 14. «ВОКРУГ СМЕХА» ЗА ОДИН УРОК. Чувство юмора уже давно поселилось в ряду других человеческих чувств. Говорят, «шестое чувство». Это о юморе. Если можно научить видеть, слышать, осязать, воспитать эстетический тонкий вкус (такие попытки предпринимались в соответствующих уроках - звуковой, гастрономический, например), то почему бы не обучать юмору, острословию?! Ведь человек, не обладающий этим чувством, просто невыносим и скучен. Разумеется, сделать человека, не обладающего гибким умом, в мгновение ока остроумным невозможно. Не об этом речь. А о том, что с помощью определённых упражнений можно воспитать умение обнаруживать смешную чёрточку там, где, казалось бы, нет ничего смешного, умение выходить из сложностей играючи, с юмором. Смех - это радость. А высшая радость -работа мысли. Осталось только совместить эти две радости в одном уроке. Начать, наверное, лучше с теста. Суть его в том, что в определённую анкету проставляются оценки человеческим качествам. Допустим, «ум» - 5, «остроумие» - 3, «обаяние» - 4 и т. д. Такую же анкету уносит с собой и тот, на кого её заполняют оставшиеся. Он её тоже обязан заполнить и поставить отметки по своему усмотрению. Весь эффект этой игры-теста не в каких-нибудь отгадках, а в степени несовпадения общего мнения с самомнением того, кто вышел. Жестокая игра! Но зато отражающая степень остроумия. «Король юмора» уходит за дверь заполнять листки анкеты, а между тем ему готовится сюрприз. «Королю юмора» общественное мнение выставляет по «чувству юмора» четвёрку. Проверка, дойдёт ли до него юмор этого положения? Не доходит! «Король» обижается! Не хватило, чувства юмора на самоиронию четвёрка, оказывается заслуженной!
Итак, попытаемся предложить некоторые упражнения на этот счёт. Можно, например, организовать «Неделю смеха», в структуре которой все уроки так или иначе должны затрагивать эту область, либо по-смешному строиться, либо о смешном говорить. На русском языке, например, можно заняться сатирической обработкой слова по типу БЭС (бестолковый этимологический словарь). Попробуйте в слове увидеть другой смысл, смешной! Каламбуры! Почему бы не покаламбурить на уроке! Смешные игры со словами могут дать интересные повороты урока. Изучаете части слова? Но ведь и в них бездна смешного, стоит только это заметить! Приставки, например. Что здесь смешного, скажите Вы? А если поискать в словаре смешные приставки, которые могут давать забавные образования. Ну не смешная ли приставка «вице-»? А «анти-», «полу-», «мини-», «макси-», «микро-»? Можно поиграть следующим образом, пишутся в два столбика - приставки и существительные, потом как попало комбинируются. Что получится? Ну, например, «макси-одеяло», которым можно укрыться всем в зимнюю стужу. «Мини-небоскрёб», «вице-пёс» и «замкот», «суперспичка», которой можно зажечь Млечный Путь... Точно такую же смешную операцию можно провести и с суффиксами. А потом все эти новообразования использовать в творческих целях (например, создать «Ералаш», в котором поместить всех этих «замкотов» и «вице-псов»), в сочинениях разных смешных историй. На уроке литературы для юмора огромное поле деятельности. Можно начать с пародии на какое-нибудь произведение и закончить сочинением анекдотов. Вообще, существует целый ряд приёмов остроумия. Конечно, не все, освоив их, станут остроумными, но кому-то это поможет. А это уже важно. Ещё Маяковский пытался вывести «схему смеха» и пришёл к выводу, что можно сознательно освоить приёмы остроумия и даже открыть специальные школы, где будут обучать приёмам, как учат арифметике. Что - эта идея отнюдь не абсурдна. Каковы же приёмы остроумия?
Назовём некоторые. 1. Буквализация метафоры, фразеологизма. Предложите такое задание ученикам, пусть освоят эту несложную операцию. Например, предложите оживить фразеологизм «из глаз искры сыплются». И пусть получится история, рассказывающая об одном короле, который очень любил смотреть на звёзды. До того любил, что не мог пережить день, когда звёзд не было видно. Придворный врач посоветовал воспользоваться молотком. Ударил себя король по ноге... и действительно увидел звёзды в глазах. А что дальше? В одном сочинении ученика была следующая фраза: «Жили-были два брата. Один был на все руки мастер, а другой звёзд с неба не хватал»... Тоже своеобразная буквализация. Но истинный смысл этой фразы, её комизм ученики поняли сразу. Смеху было! 2. Ошибка, ошибочные персонажи, ошибочные движения. «Некто отправляется к сапожнику и заказывает пару башмаков для... рук. Дело в том, что этот человек ходит на руках. А ногами он ест и играет. Это «человек - наоборот». Он и говорит всё наоборот. Воду называет хлебом, а свечи - леденцами... » «Лошади захотелось научиться печатать на пишущей машинке. Несколько дюжин машинок она испортила своими копытами. Пришлось соорудить ей пишущую машинку величиною с дом, и она теперь печатает, скача галопом» Задание: придумать историю, в которой была бы путаница понятий, предметов, движений. 3. Доведение до абсурда. Предложите учащимся написать рецензию на какое-нибудь литературное произведение, используя приём: взять тезис и довести его до крайних выводов путём преувеличения. Приёмов этих гораздо больше. Каждый их них может дать импульс для зарождения интересного урока, задания. По жанрам уроки тоже могут быть разнообразны. Урок - шутка. Урок - иллюзия (когда всё изъясняются намёками). Урок - буфф (комический, построенный на смешных положениях и т. д. ).
№ 15. ЛОТО. Лото, лотерея - это только форма для любого содержания зачётного характера. Организовать такой урок очень просто. Крутится барабан (или нечто похожее), в котором находятся карточки с заданиями по литературе, русскому языку, математике и др. Каждый из учеников вытягивает первую попавшуюся карточку. И тут дело случая - может попасться пустая (повезло! ), может попасться карточка с лёгким заданием (и то хорошо! ), а может, и с очень трудным, (что ж, такова жизнь! ), а есть и такие задания, решение которых даст возможность получить сразу четвертную оценку (риск - благородное дело). Чем хорош этот способ? Элемент случайности создаёт азарт и не даёт возможности быть неготовым к уроку.
В качестве своеобразных лотерейных карточек могут быть и лотошные бочонки, номера которых соответствуют номеру билета, карточки. Кстати, их можно использовать и на зачёте. Называются номера бочонков, ребята сверяют их с номерами своих карточек. Чей ход, тот и отвечает. Можно сделать и совсем как в настоящем лото: у ребят на руках карточки с некоторыми вопросами, каждый из которых пронумерован. Учитель называет номера бочонков, ребята отвечают. Но награждается оценкой тот, кто сумеет ответить на все вопросы карточки, для чего нужно, чтобы были заполнены все номера. Возможно, всё это покажется кому-нибудь излишне громоздким, лишним, куда проще провести традиционный опрос по принципу вопрос - ответ.
№ 16. УРОК - ДОМИНО. Домино само по себе увлекательная игра, а как форма урока и подавно. Организация такого урока несложна. Заранее придумывается какая-нибудь ситуация. Например, следующая: ветер, ворвавшись в открытое окно, разметал листы рукописи. Каждый из учеников поднял по листу. Задача - собрать их в единое целое в определённой последовательности. Если это рукопись по литературному чтению, то последовательность может быть предложена сюжетная или фабульная (сюжет - это художественное, авторское расположение материала, а фабула - хронологическая последовательность событий, описанных в сюжете). Если же рукопись по математике, листки будут располагаться в логической связи (фрагменты доказательства теоремы, решения задачи и др. ).
№ 17. УРОК - ПАРАФРАЗ. Зачастую многие страдают неумением пересказывать. Дело действительно непростое: рассказчиками не рождаются. Как этому научиться? Организовать специальные занятия, тренинг. Пусть такой урок будет называться «парафразом», ибо парафраз в определённом смысле и есть пересказ. Вариантов такого урока может получиться несколько. 1. После чтения того или иного произведения художественной литературы можно на конкурсной основе организовать пересказ своими словами сюжета этого произведения. Причём каждому из конкурсантов даётся спецзадание, одному сделать пересказ для детей, другому - сатирический пересказ, третьему - художественный, четвёртому сокращённый и т. д. В конце концов, заслушав все разновидности пересказов, художественный совет из числа самих же учащихся оценит, чей пересказ наиболее точно соответствует заданию, а главное - более близок первоисточнику. Может получиться и весело и поучительно. Да и к тому же выяснятся склонности учащихся: кто-то, окажется мастером иронического пересказа, кто-то, наоборот, всё переводит на серьёзные рельсы. 2. В качестве парафраистической разминки можно предложить и такое задание: поупражняться в пересказе большого произведения (повести, рассказа) в объёме 2-3 фраз. У каждого должно быть своё понимание, и это задание поможет это понимание обобщить, сформулировать ёмко и просто. 3. А можно пойти ещё дальше и заняться рекламой. Как разрекламировать произведение, чтобы все бросились со всехног его читать? Очень полезное занятие. Причём эти задания могут даваться в качестве домашних мини-сочинений, которые будут оцениваться двумя оценками - за оригинальность и лаконизм и за степень проникновения в суть прочитанного произведения. Заданий на пересказ того или иного рода может быть ещё больше. И чем больше их будет, тем более будет повышаться мастерство учащихся как рассказчиков.
№ 18. СКАЗОЧНЫЙ УРОК. Помните пушкинское? «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»... Какой урок - это зависит от фантазии учителя, так как сказка может решить все проблемы: и учебные и воспитательные. К примеру, урок русского языка в младших и средних классах будет очень выгодно отличаться, если будет сотворен в жанре сказки. Допустим, вы изучаете знаки препинания. Что ж, надо непременно сочинять сказку под названием «Приключения Точки и Запятой». Это можно делать вместе с учащимися, они с удовольствием включаться в сотворчество. «Итак, жили-были две подружки - Точка и Запятая. Точка была принципиальная особа строгих правил, не терпела никаких недоговорённостей. Запятая же была с легкомысленным хвостиком и вообще, большая оригиналка... ». Что дальше? Пусть сочиняют по данной завязке: что с ними произойдёт, как себя будут вести герои сказки и т. д.? Может быть, Точка рассердилась и ушла. Что произойдёт тогда? Люди сами не могли остановиться в своих разговорах, не могли ставить точку в своих рассуждениях... Таким образом, в лёгкой сказочной манере идёт рассказ о знаках препинания, об их важности. Причём надо повернуть рассказ так, чтобы стало ясно: все знаки препинания необходимы, ибо без них читать будет невозможно - текст превратиться в дремучий, непроходимый лес, в котором совершенно не будет смысла. О чём ещё могут быть сказки? О чём угодно! Сказка о падеже, например: «Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать Именительным. Родился - стал Родительным. И это имя ему понравилось. Первое слово, которое он выучил, было «на», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел. И его стали называть Дательным. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили. И он стал Винительным. Но потом он подрос, начал творить большие и добрые дела, и называться стал Творительным. Он также стал предлагать всем свою помощь, о нём заговорили и стали называть Предложным. Используя сказочную манеру, можно не только объяснять новый материал, но и проводить опрос, давать обобщающие уроки. Сказка - вещь замечательная, притягательная и сама по себе, а если к её созданию будут причастны учащиеся - что тут говорить! Это - обучение творчеством, а, следовательно, самое необходимое. Сказка не только обучает, но и воспитывает, с её помощью легко разрешаются конфликты, ибо она имеет очищающее воздействие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|