№ 25. Тест- урок. . № 26. «круглый стол».
№ 25. ТЕСТ- УРОК.
Форма проверочного урока, урока испытания. Тесты могут быть различного назначения: тесты на наблюдательность, на знание текста, разминочные тесты... Тест может быть компонентом урока, а может составлять весь урок. Попытаемся расшифровать тот и другой варианты. 1. Тест-разминка. Чаще всего предлагается перед началом изучения, например, литературного произведения. Главное - составить его умело изанимательно. В этом случае он не только заинтригует, станет побудительным импульсом к дальнейшему чтению. А также вывести на основную идею произведения в целом. 2. Зачётный тест-урок, где обязательно уже соревнование по командам, предоставление очков, баллов и присуждение главного приза «Знатоку... ».
№ 26. «КРУГЛЫЙ СТОЛ».
На уроке литературного чтения необходимо вообразить «круглый стол». Так как за круглым столом легче решать все проблемы. Зачем же дело стало? Тему, разумеется, лучше выбирать обобщающую, всеобъемлющую, способную обнажить все возможности беседующих. Причём важно помнить, что «круглый стол» не обязательно подразумевает спор, дискуссию (хотя и это было бы неплохо). Напротив, приятно просто побеседовать, посмотреть друг другу в глаза, почитать стихи... Темы для обсуждения можно выбирать и более сложные, зачётного или экзаменационного характера. Разберём подробно тему, например, такую: «Мир природы в русской поэзии». Пейзажная лирика обычно пропускается в школе, а если разобраться в ней профессионально, то она оказывается совсем не скучной. «Изучая природу в поэзии, мы учимся постигать поэзию в природе», - писал М. Энштейн в книге «Природа, мир, тайник Вселенной». Вслушаемся в шелест осеннего леса, взглянем на вечернее гаснущее небо... Книга природы развернёт перед нами свои страницы, отчасти, уже исписанные знакомыми строками. Страница за страницей можно перелистывать сады и поля, дороги и реки, части суток и времена года - и с каждой нам отзываются знакомые голоса.
«И голос Пушкина был над листвою слышен. И птицы Хлебникова пели у воды... » - писал Н. Заболоцкий. Цель такого обсуждения - ввести учеников через стихи в собеседование с самой природой. Куда бы мы ни пошли, нас сопровождает Слово. Таинство светлой ночи, пронизанной мириадами дрожащих небесных огней, обнаружит присутствие Фета; тихая водная гладь, мерцающая закатными лучами, напомнит о Жуковском; закат растёт, охватывает полнеба, наливается кровью - эта багрово-сумрачная страница написана Блоком; в грохоте весенней грозы, в завывании ночного ветра прозвучат слова Тютчева, волны ветра, бегущие по пшеничному полю, или мокрые копны сена под свинцово -серым небом отзовутся строками Некрасова... Разумеется, это не только вступление, а тема столь необъятна, что проще для начала её сузить. Например, до такого предела - «Звёздные» русские поэты. Поглядите на звёздное небо - сколько здесь сверкающих имён! Одинокие и недостижимо высокие лермонтовские звёзды. Резко очерченные, неподвижные, путеводные созвездия Бунина. Строго вперяются в глубь души зрячие звёзды Тютчева. Трепещут и переливаются голубыми сполохами звёзды Фета. Срываются с тверди, закруженные метелью звёзды Блока. Застыли, как неумолимый приговор, крупные, ясные, слепо-беспощадные звёзды Мандельштама. Звёздное небо над нашими головами сияет не только космическим светом, но и поэтической славой. Итак, круг «звёздных» поэтов очерчен. Осталось толькодать будущим участникам «круглого стола» задания, подобрать и стихи. М. Лермонтов - «ночное светило русской поэзии», внёс в русский поэтический пейзаж вертикальное измерение - устремлённость ввысь. Почти всегда в его стихах присутствует небо как область мечтаний и стремлений героя.
«Только завидую звёздам прекрасным, Только их место занять бы хотел». («Небо и звёзды», 1831) Лермонтов - первый среди русских поэтов, одержимых звёздами, их властным мерцающим блеском, их высоким недосягаемым строем и согласием. (Стихи: «Звезда», 1830, «Еврейская мелодия», 1830, поэма «Демон»). И. А Бунин. В его лирике звёзды - это прежде всего, таинственные письмена, предшествующие, земные судьбы (Стихи: «Плеяды», 1898, «Ночь», 1901, «Сириус», 1922) Ф. Тютчев и А. Фет - певцы ночи, но в отличие от тютчевской фетовская ночь «сияет», трепещет лунным и звёздным сиянием. По ночам и звёздам, по количеству, посвящённых им стихотворениям, Фет не имеет равных врусской поэзии (каждое 6-7-е в его богатом поэтическом наследии); по лунным образам его опережает только Есенин. (Стихи: «Тихая звёздная ночь», «Благовонная ночь, благодатная ночь... », «Среди звёзд», «Море и звёзды»). Ещё один самый «звёздный» поэт - А. Блок. Но у него звёзды не стоят неподвижно в небе (как у Бунина, О. Мандельштама), а срываются с места, смешиваются со снежным прахом («Настигнутый метелью», «Неизбежное»). Так означается всевластие ветра в природе, а звёзды - самое высокое, вечное - несутся одна за другой, закручиваются метелью в «вихри звёздные». Такие краткие установки помогут в разработке заданий по этой теме, остальное, уже зависит от глубины и анализа учащихся. «Звёздные» русские поэты - это лишь один аспект огромной темы «Мир природы русской поэзии». Разумеется, поворотов у этой темы множество. Назовём ещё некоторые. Например, «Городской пейзаж в русской поэзии» или просто более конкретно - «Петербург глазами русских поэтов». И проанализировать тему за «круглым столом», начав с Некрасова, основоположника городского пейзажа, впервые передавшего душный запах городского воздуха, природу в месте её гибельного сплетения с цивилизацией («Несчастные», «О погоде», ч. 1 и 2, 1859-1865). А дальше - произвольный выбор (Блок, Пастернак, Ахматова и т. д. ). Такой разговор даст возможность проследить, как менялась петербургская тема в зависимости от «бега времени». Ещё один поворот: «Поэтические страницы зимы» (Пушкин, Вяземский и другие). Короче говоря, вариантов может возникнуть очень и очень много. Остановимся на том, что, на уроке литературы обязательно должен быть «круглый стол» при прохождении некоторых тем, или хотя бы его вообразить...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|