Правовая культура и правовое воспитание
Правовая культура – обусловленное всем соц., духовным, полит. и эконом. строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юр. актов, правосознания и в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. Т.е. правовая культура — определенное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития. Правовую культуру можно рассматривать в двух аспектах: 1. оценочная категория. Правовая культура общества – качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества. Применительно к личности отдельного гражданина в данном аспекте правовая культура – это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний. 2. содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы овеществленных и идеальных эле ментов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей. Важно подчеркнуть, что правовая культура: 1) включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм деятельности конкретного общества. Другими словами, она характеризует правовые ценности общества, прогрессивные достижения в сфере права; 2) отражает качественное состояние правовой жизни страны, поэтому для каждой страны характерен свой уровень правовой культуры;
3) является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, следовательно, право представляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство (проф. С.С. Алексеев); Иначе говоря, правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества.
Структура правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте соответственно включает следующие наиболее крупные элементы: а) право как система норм, выражающих возведенную в закон государственную волю б) правосознание как система духовного отражения всей правовой действительности в) правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права. г) правовое поведение, деятельность.
Таким образом, правовую культуру можно рассматривать в узком смысле: 1. образ мышления 2. стандарты поведения 3. нормы поведения
Правовая культура в широком смысле: 1. право 2. правовое сознание 3. правомерное поведение 4. правовые отношения 5. правовые учреждения.
!Исходя из того, что правовая культура – это качественное состояние жизни общества, можно выделить элементы правовой культуры: 1. уровень развития правового сознания населения 2. уровень развития правовой деятельности. Деятельность состоит из теоретической – деятельность ученых-юристов, образовательной – деятельность студентов юридических школ, вузов, практической – правотворческой, правореализующей, в том числе правоприменительной деятельности. Правовая культура общества зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Существенно влияет на правовую культуру правоприменение – властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации.
3. уровень развития всей системы юридических актов. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства. Любой юридический акт должен быть правовым (отвечать представлениям о справедливости, равенстве свободе), совершенным с точки зрения его формы (непротиворечивым, по возможности кратким, понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике). При определении качества правовой культуры общества должно учитываться состояние индивидуальных правовых актов. !Уровни правовой культуры: 1. обыденный уровень – ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновениями с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры в том, что она активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения. 2. профессиональный уровень – складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью. При непосредственном соприкосновении с правовыми явлениями у юристов вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблеем, задач, целей, а также правомерного поведения. 3. правовая культура теоретического уровня – научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования. Она вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов.
По субъектному составу правовую культуру делят на: 1. индивидуальная 2. групповая 3. общественная
По содержанию: 1. знание права 2. отношение к праву 3. привычка соблюдать закон 4. правовая активность.
Функции правовой культуры: 1. познавательно-преобразовательная функция связана с деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития.
2. праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом. 3. ценностно-нормативная функция проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках. Указанная функция проявляется при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности. 4. правосоциализаторсккая функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. На этот процесс оказывает существенное влияние правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная работа, мероприятия по организации обучения населения. 5. коммуникативная функция – обеспечивает общение граждан.
!!!!Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм. Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности.
Элементы механизма правового воспитания: 1. формы, конкретные способы организации воспитательного процесса. В современных условиях применяются разнообразные формы правовой работы с населением: правовое обучение, пропаганда права в СМИ, правовоспитательная работа в связи с проведением конституционных мероприятий (референдумы, выборы). 2. методы правовоспитательной работы – приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. К ним относятся конкретные и многообразные приемы педагогического, эмоционального воздействия.
В целях создания системы правового воспитания и правового просвещения граждан следует: 1. рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в Положение о Министерстве юстиции дополнительной функции, в соответствии с которой Минюст должен осуществлять координационное и методическое руководство в области правового воспитания всеми государственными органами и организациями. 2. разработать и принять Указом Президента «Федеральную целевую программу развития правовой культур в РФ», которая должна обеспечить проведение планомерной работы в этом направлении 3. создать Межведомственный координационно-методический совет по правовому воспитанию, который будет заниматься изучением уровня правовой просвещенности граждан, обобщением форм и методов работы по распространению юридических знаний и организации правового воспитания. 4. возродить просветительскую работу общества «Знание» 5. обеспечить разработку и внедрение во всех типах учебных заведений учебных программ по изучению основ российского законодательства. 6. разработать и осуществить конкретные мероприятия по организации пропаганды законодательства и повышению уровня правового сознания населения. 9. обеспечить издание юридической литературы 10. принять меры по улучшению научно-исследовательских работ, обеспечивающих сочетание творческих разработок с повседневной практикой правового воспитания граждан.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|