УДК 159.922.7 ББК 88.8 СЗО. Семаго, Н. Я.. Введение
Стр 1 из 14Следующая ⇒
УДК 159. 922. 7 ББК 88. 8 СЗО Идея, разработка издания принадлежит издательству «Айрис-Дидактика» Серийное оформление А. М. Драгового Семаго, Н. Я. СЗО Методика формирования пространственных представле- ний у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие/ Н. Я. Семаго. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 112 с. — (Библиотека психолога образования). ISBN 978-5-8112-1243-9 Представленная в пособии авторская программа предназначена для работы специалиста по разделу «Формирование пространственных представлений» как в качестве развивающей, так и в качестве коррекцион-ной. Она направлена на усвоение ребенком знаний о пространстве как важнейшем этапе в формировании когнитивной сферы ребенка в целом, базисном для дальнейшего развития его мышления. Помимо этого ребенок расширит словарный запас, уточнит и систематизирует свои представления о пространственных категориях речи. Материалы книги также могут быть использованы в работе по ознакомлению детей с окружающим миром, по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений. Пособие адресовано педагогам-психологам, учителям-логопедам, учи-телям-дефектологам и другим специалистам детского сада и школы. ББК 88. 8 УДК 159. 922. 7 ISBN 978-5-8112-1243-9 Введение В настоящее время отмечается значительный рост числа обращений по поводу тех или иных видов школьной неуспешности или дезадаптации детей младшего школьного возраста, неготовности детей старшего дошкольного возраста к началу школьного обучения. Во многих случаях общая оценка интеллектуального развития подобного контингента детей может и не выходить за пределы средненормативных показателей. В то же время, при более детальном изучении у них обнаруживается специфика двигательного, речевого, когнитивного и эмоционально-аффективного развития, несформированность предпосылок овладения программным материалом.
Следует заметить, что данные проблемы в большей или меньшей степени характерны для любого вида отклоняющегося развития. Это связано с тем, что любая форма дизонтогенеза (отклоняющегося развития) характеризуется, в первую очередь, тем или иным типом дефицитарности базовых предпосылок психической деятельности. По ряду причин экологического, морфофизиологического и социального характера, включая патологические особенности протекания беременности и раннего постнатального развития ребенка, в первую очередь страдает раннее моторное развитие, формирование базисных иерархических механизмов анализа пространства и пространственно-временных отношений, а также функций программирования и контроля и регуляции деятельности. В связи с этим с течением времени все больше расходятся возрастные показатели уровня актуального развития и современные социально-психологические требования к ребенку. Таким образом, в дошкольном возрасте не формируются необходимые психологические предпосылки к школьному обучению. В младшем, школьном возрасте это приводит к феноменам трудностей освоения ребенком базового школьного компонента (чтение, письмо, математические операции), дизадаптации в целом. Предлагаемая в данном методическом пособии «Программа формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста» (программа ФПП) базируется на авторской трехкомпонентной модели развития, представлениях об этапах формирования и структуре такой базовой составляющей психического развития как пространственно-временные репрезентации.
Программа строится с учетом общих закономерностей психического развития ребенка, современных принципов коррек-ционно-развивающей работы. В целом, решаемые с помощью программы задачи в рамках основной цели — формирования собственно пространственных представлений — будут способствовать: • освоению ребенком правильного использования и понимания предлогов, сложных речевых конструкций (сложных грамматических конструкций, в том числе инвертированных, пассивных, пространственно-временных и квазипространственных); • формированию навыков словообразования, расширению словарного запаса и общей осведомленности, объема знаний об окружающем ребенка; • развитию способности к вербальному анализу и вербально-логическому мышлению; • формированию ориентации во временных представлениях, в пространстве времени и его интервалах, овладению ребенком свободным манипулированием временными понятиями и соотношениями временных интервалов; • профилактике трудностей овладения числовым рядом, разрядностью числа, решению математических задач, в том числе так называемых «задач на движение»; • помимо этого, осуществляется коррекция ошибок оптико-пространственного типа, слитного написания предлогов в письменной речи, типичных для детей с лексико-грамма-тическим недоразвитием проблем согласования и склонения окончаний; • в результате коррекционной или развивающей работы у детей растет умение работать со схемами и планами, с тестовыми, бланковыми заданиями; • в целом дети овладевают навыками самостоятельной творческой работы. Использование предначальных программных материалов поможет специалисту повысить эффективность своей работы, в значительной степени мотивирует ребенка, придавая работе живой и красочный характер. Представленная в пособии авторская «Программа формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста» ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста как в качестве развивающей, так и коррекционной. Эта книга является методическим руководством к Комплекту пособий по формированию пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме этого, в Комплект входят серии наглядных демонстрационных материалов с краткими методическими указаниями:
1. Н. Я. Семаго. Формирование представлений о схеме тела. Дошкольный и младший школьный возраст. Демонстрационный материал. 2. Н. Я. Семаго. Элементарные пространственные представления. Дошкольный и младший школьный возраст. Демонстрационный материал. 3. Н. Я. Семаго. Пространственные представления в речи. Дошкольный и младший школьный возраст. Демонстрационный материал. 4. Н. Я. Семаго. Формирование пространственно-временных и элементарных математических представлений. Дошкольный и младший школьный возраст. Демонстрационный материал. 5. Н. Я. Семаго. Пространство языка (лингвистическое пространство). Дошкольный и младший школьный возраст. Демонстрационный материал. Каждая часть Комплекта издана и продается отдельно. В серии демонстрационных материалов иллюстрации представлены в цветном варианте размера А2 или A3. Наглядные пособия и краткие методические рекомендации предлагаемого Комплекта составляют серию дидактических материалов для работы специалиста по программе «Формирование пространственных представлений» как основы когнитивного компонента познавательной деятельности. Все вместе дидактические материалы предлагаемой серии представляют логику формирования пространственных представлений у ребенка в процессе его развития в целом и, соответственно, развития его языко-рече-мыслительной деятельности. Наиболее'специфичной и эффективной представляется кор-рекционная работа с предлагаемыми дидактическими материалами для детей с различными вариантами парциального речевого недоразвития, задержанного развития и интеллектуальной недостаточностью. Дидактические материалы ориентированы на деятельность педагога-психолога в различных образовательных учреждениях, но могут быть использованы в практике учителя начальных классов, педагога дополнительного образования, в работе по развитию речи. В качестве развивающих пособий они найдут применение в деятельности специалистов дошкольных образовательных учреждений, а также могут использоваться родителями под руководством соответствующих специалистов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|