Формирование собственно пространственных представлений
Формирование схемы тела (Серия 1) Эти материалы ориентированы на формирование понятия пространства собственного тела как чрезвычайно важного этапа формирования когнитивной сферы в целом, поскольку является базисным для дальнейшего развития речемыслитель-ной деятельности. Работа над схемой лица, а в дальнейшем и всего тела позволяет овладеть не только пониманием структуры своего тела и словами, обозначающими его отдельные части и их пространственные взаимоотношения, но и перенести эту схему в образный план. На основе схемы собственного тела у ребенка формируются пространственные представления о вертикали: выше, ниже, над, под, между. Помимо этого ребенок закрепляет свои представления не только о таких категориях как части тела, части лица, одежда, но и расширяет свой словарный запас. Схема тела как базисный уровень пространственных представлений ребенка в норме начинает свое формирование на самых ранних этапах развития — первом году жизни. Естественно, что в этом возрасте формирование пространственных представлений этого уровня происходит не с точки зрения языкового развития, а посредством врожденных когнитивных схем (Сергиенко, 2006), дифференцируется и «корректируется» получением различного рода ощущений, идущих от собственного тела и, безусловно, в процессе взаимодействия со взрослым. Нормативно элементарное знание схемы собственного тела, в частности, лица, демонстрируют дети уже к полутора годам в виде показа частей лица и отдельных частей тела в ответ на вопрос взрослого: «Где у нас глазки? » и т. п. Чуть позже ребенок переносит свои знания именно о частях лица на куклу, другого человека, точно также показывая их.
При этом, безусловно, ребенок не вербализует, то есть не называет, где находится та или иная часть лица (тела) — максимум, что он может сказать — это «тут», «вот». То есть формирование представлений о собственном теле в онтогенезе совершенно естественно значительно опережает вербализацию этих представлений (в частности, пространственных предлогов). Однако, нормативно уже ближе к 2, 5 годам в речи ребенка наряду с обобщенными, вмещающими множество объектов, появляются и более «конкретные» единично-пространственные обозначения местонахождения предметов в пространстве: «положи в чашку», «дай в руку», «на ноге», «на столе». Эти обозначения возникают вначале по отношению к самому себе и лишь потом переносятся на «внешние» предметы: «в чашке», «на столе» и т. п. Параллельно с этим (ближе к трем годам) ребенок уже может вербально охарактеризовать относительное расположение двух объектов. Вначале это происходит по отношению к вертикальной оси (плоскости) собственного тела. Например, «носик — выше рта», «животик выше ножек». Вначале ребенок может произвести подобные заключения, если видит свое отражение (в зеркале), и лишь позже — видя какую-либо картинку с изображением человека или куклы. Таким образом, ребенок вначале овладевает наиболее «множественными» пространственными представлениями, а в дальнейшем начинает дифференцировать их как единичные конкретные по отношению к определенному предмету, принятому за своеобразную «точку отсчета» (над бровями, под столом и т. п. ) В соответствии с этой онтогенетически нормативной последовательностью и предлагается работа с дидактическими материалами серии. Материалы серии «Формирование схемы тела» разработаны в качестве развивающих для детей начиная со среднего дошкольного возраста (3, 5-4 года) вплоть до старшего дошколь-
ного возраста (6-6, 5 лет). Но если у ребенка в возрасте 5-5, 5 лет диагностирован дефицит пространственных представлений этого уровня, работа с материалами этой серии может быть и коррек-ционной. Повторим, что в качестве коррекционной помощи материалы этой серии ориентированы на детей с различными вариантами речевого недоразвития (в том числе и парциальными), задержанным вариантом развития, а также для детей с неярко выраженной интеллектуальной недостаточностью. Перед непосредственной работой с дидактическими материалами имеет смысл каждому из них дать имя: Катя, Ваня, Сережа и т. п. Особенно это эффективно при работе с детьми младшего дошкольного возраста. Лист 1. С помощью этого изображения проводится отработка схемы лица. Надо отметить, что начальным этапом является работа с отражением лица ребенка в зеркале. Глядя на себя в зеркало, ребенок определяет вначале, что находится у него посередине лица. А затем по просьбе взрослого начинает движение ладошек вверх или вниз относительно этой «центральной» части лица (как правило, для большинства детей — это нос). После этого возможен перенос таких же движений на рисованную схему относительно любой из прописанных на листе частей лица с опорой на названия этих частей, приведенных сбоку от изображения. Задание может выглядеть примерно так: «Твоя ладошка едет от бровей — вниз»1. При этом перечисляется, мимо каких частей лица «проезжает» ладошка. В случае приведенного примера, она проезжает мимо: глаз, носа (щек), рта, подбородка. После этого, поскольку руки двигались вниз (в зависимости от различных причин, самим ребенком или взрослым), делается закономерный вывод, что все, мимо чего «проезжали» руки, находится ниже бровей. 1 Здесь и далее выделены те слова, которые необходимо выделять в речи интонационно. Аналогичным образом при движении рук вверх относительно, например, рта — вначале с использованием зеркала, а потом и с помощью изображения на листе 1 — формируется представление о том, какие части лица находятся выше рта. При этом также перечисляется, мимо каких частей лица «проезжает» ладошка. В данном случае она проезжает мимо: носа, щек, глаз, переносицы, бровей, лба, волос.
Точно также, поскольку руки двигались вверх, делается вывод, что все, мимо чего «проезжали» руки, находится выше рта. Далее может следовать целая серия заданий (игр), целью которых служит собственно перечисление и запоминание того, что находится ниже или выше той или иной части лица. Например: «Что у девочки ниже, чем рот? Что выше, чем нос? Кто назовет больше частей лица, которые выше, чем нос? » и т. п. Очень цолезно, если в процессе выполнения подобного задания отвечающий ребенок не только покажет это на рисунке, но и продемонстрирует на собственном лице. В дальнейшем необходимость в движении руки (вверх или вниз) отпадает и задача ребенка — визуально выполнить задания, пример одного из которых приведен ниже. «Я задумала часть лица: она находится выше, чем брови, но ниже, чем волосы. О какой части лица я говорю? » Ответ может быть как фронтальным, когда все дети показывают «ответ» на себе, либо индивидуальным — устный ответ, либо индивидуальный показ на листе 1. Подобные задания могут быть крайне разнообразны и могут задаваться вначале взрослым, а потом и самими детьми. Вопросы и задания, формулируемые самими детьми, являются очень важным этапом отработки формируемого навыка — пространственных представлений схемы лица, поскольку таким образом происходит «введение» этих представлений в активную речь. Довольно часто уже на этом этапе работы с листом 1 возникает слово между. Подобная ситуация возникает, как правило, когда дети начинают сами придумывать задания или отвечать на соответствующие вопросы взрослого. Очень часто вместо правильного по- 2 Методика формирования , 33 нятия между возникает несколько иное в пространственном смысле понятие — посередине. Специалист, безусловно, должен объяснить различие между этими понятиями. Вслед за этим аналогичным образом отрабатываются представления над и под в качестве единичных. Если глаза, щеки, нос, подбородок — ниже бровей, то под бровями могут находиться только глаза. Надо ртом — только нос, а все остальное (переносица, глаза, брови, лоб) будут выше.
Дальнейшая отработка всех этих представлений возможна с использованием листа 2, на котором отсутствуют названия частей лица, то есть подсказки-опоры, облегчающие работу ребенка. Примечание. С детьми дошкольного возраста и с нечитающи-ми детьми имеет смысл сразу начинать работу с листом 2. Помимо заданий, уже описанных при работе с листом 1, возможен и анализ расположения частей лица по параметрам: «Что на лице выше всего...? Что на лице ниже всего...? Что на лице выше, чем... ? Что на лице ниже, чем...? » И т. п. В сопоставлении с этими представлениями даются задания с использованием в ответах детей предлогов: над, под, между. Примеры заданий: «Я задумала часть лица. Она находится над. ... Какую часть лица я задумала? » «У Вани чернильное пятно под. ... Где у Вани чернильное пятно? » Чрезвычайно важно, чтобы на этом этапе работы дети сами активно придумывали задания, работали в парах. Возможны самые разнообразные игры и задания подобного типа с опорой на изображение лица. Например, «Волшебный карандаш» — когда карандаш «рисует» какую-либо часть лица, например, брови, а дети должны сформулировать, где по отношению к другим частям лица находятся брови. Или, наоборот, «волшебный карандаш» оставляет какую-либо часть лица «невидимой». Другие игры, с помощью которых в игровой и интересной для детей форме закрепляются представления о схеме лица, а в дальнейшем и тела: «Ветрянка» — дети по очереди изображают где появляются болячки ветрянки на лице, рисуют их на доске, или прикрепляют цветные магнитики на дидактические листы, а потом снимают те, о которых говорит взрослый или другие дети. Например: «Вначале появились две болячки — под носом и над бровью», и для другого ребенка: «А потом три — подо ртом и одна под челкой» и т. п. Схожим образом играют в игры: «Недостающая деталь», «Путалки», «Все наоборот», «Нарисуем личико», «Грязнуля», «Как Сережа умывался» и т. п. С помощью листа 3 продолжается работа над формирова- L листах 1 и 2, работа проводится вначале по вертикальной оси, Щ сначала перед зеркалом, далее через этап движений — прощу-I пывания (на уровне тактильных и проприоцептивных ощуще-■ ний) — наблюдая свое изображение в зеркале, а затем — через движения с прощупыванием, но уже с закрытыми глазами. После этих важных этапов, которые можно рассматривать как предварительные, проводится непосредственная работа в образном плане с изображениями листов 5 и 6.
При работе с листами 3, 4 смысловая опора делается на названиях частей тела (приведенных рядом с изображением для детей, умеющих читать). По аналогии с отработкой схемы лица, на изображении вначале выделяется какая-то одна часть тела (на листе 3 удобнее всего использовать живот, который находится ближе всего к середине тела по его вертикальной оси). После этого определяется местоположение самых разнообразных частей тела по отношению к животу. Например: «Бедро; ■ ' (грудь) выше или ниже чем живот? Шея выше или ниже, чем грудь? Голень над или под ступней? » Также возможны задания по типу «Я задумал»: «Я задумал часть тела. Она находится между животом и коленкой. Что я задумал? » Интересны задания с анализом расположения частей тела у ребенка, который принимает разные позы сам или по инструкции: «Подними руку. Локоть выше или ниже плеча? », «Сделай так, чтобы ладони были ниже колен» (ребенок наклоняется или приседает на корточки). Следует сразу же отметить, что ни в изображении человека, ни в анализе схемы тела не акцентируется область половых органов. Однако, особенно среди детей среднего дошкольного возраста, часты ответы, по-детски обозначающие половые органы. Взрослому не стоит не замечать подобные ответы, но и не стоит заострять на них внимание детей. Дальнейшая отработка схемы тела проводится на листе 4, где ребенок изображен сзади. На этом листе также приведены названия частей тела, видимые со спины. Очевидно, что работа по построению пространственных представлений, относящихся к спине, возможна только в образном плане — с изображением листа 4. С детьми до 5-ти лет работать с этим изображением не показано. С изображениями листов 3, 4 возможны задания по анализу расположения различных частей тела: рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо), туловища (шея, плечи, грудь, спина, живот), ног (стопа, голень, колено, бедро) и т. п. С этими же изображения, как и с изображениями на листах 1, 2, возможны и уже описанные игры: «Волшебный карандаш», «Ветрянка», «Все наоборот», «Нарисуем человечка», «Мой до дыр», «Как Сережа отмывался», «Дождливая погода». В последней игре, как и в игре «Ветрянка», дети ставят на одежду и тело изображенного человека «пятнышки» грязи, взрослый же говорит, где эти пятна появляются, и какие из них и где высыхают. Дети соответственно стирают или убирают с изображения магнитные «пятнышки», и т. п. Листы 5, 6 ориентированы на те же типы заданий, что и при работе с листом 3 и, отчасти, листом 4. Основное внимание в играх и заданиях уделяется здесь, соответственно, не частям тела, а соотнесенными с ними элементами одежды. Такая ра- бота способствует расширению словарного запаса такой понятийной категории как одежда. Так ребенок должен соотнести запястье и манжету, шею и воротничок, застежку и грудь и другие части тела и элементы одежды, ориентируясь на соответствующее изображение на листах 5 и 6. Имеет смысл использовать не только часто встречающиеся названия предметов одежды (брюки, юбка, ботинки, носки, рубашка и т. п. ), но и редко употребляемые названия деталей одежды и обуви. Такие например, как застежка, манжета, рукав, подошва, каблук и т. п. На этом этапе уже можно ориентироваться на то, что дети (по крайней мере, начиная со старшего дошкольного возраста) уже сами могут придумывать по аналогии задания и отдельные игры, пусть и с помощью взрослого. Примерами этого могут служить игры, придумываемые и называемые самими детьми: «Неряха», «Портной», «Постирушки» и т. п. Формирование элементарных пространственных представлений (Серия 2) Дидактические материалы этой серии ориентированы на овладение ребенком наиболее базисными пространственными представлениями и словами, обозначающими взаимоотношение предметов в пространстве — предлогов, наречий и т. п. Работая с предлагаемыми материалами, специалист способствует закреплению представлений ребенка о взаиморасположении предметов — предлагаются задания для анализа расположения объектов по вертикальной и горизонтальным осям. С помощью предлагаемых заданий отрабатывается понимание взаиморасположения предметов в различных плоскостях; употребление соответствующих слов способствует закреплению их в самостоятельной развернутой речи ребенка: выше-ниже, над-под, ближе-дальше, за, перед, слева-справа, левее-правее, между и т. п. Здесь и далее везде в работе с программными материалами необходимо учитывать и использовать на практике пред- ставления о поэтапном формировании умственных действий (по П. Я. Гальперину), переходе контроля и инициативы «в руки» детей. Повторим, что используя материалы именно этой серии, осуществляется работа над формированием пространственных представлений в той последовательности, в какой это происходит в онтогенезе. Особенно важно то, что, пожалуй, впервые работа над пространственными представлениями так называемой «сторонности» (связанных с лево-правыми ориентировками) осуществляется только после того, как ребенок освоил более элементарные, базисные представления — а именно, представления о взаморасположении объектов по вертикали и горизонтали. Работа именно в такой жесткой последовательности позволяет, не нарушая естественного хода развития, оп-редметить для ребенка такие представления, как — слева и левее, справа и правее и т. п. Впоследствии это становится базой для перехода к работе с более сложными представлениями. В данном случае мы имеем в виду пространственно-временные и собственно временные представления, такие как: раньше, позже, было (во времени) перед, было после. (Дидактический материал четвертой серии). Как уже отмечалось, отработка представлений о вертикальном расположении объектов на начальных этапах неразрывно связана с формированием представлений о схеме собственного тела. С помощью изображения, приведенного на листе 1 дидактического альбома 2 (геометрические фигуры), и соответствующих заданий и игр происходит отработка понимания речевых конструкций и анализ взаиморасположения объектов во внешнем пространстве непосредственно по вертикальной оси. С этими же целями можно использовать изображения на листах 2 и 3, где те же задачи решаются в игровом плане. Очевидно, что для этого листы 1, 2 и 3 должны находиться в вертикальном положении (висеть на стене или на доске, стоять на подставке на парте).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|