Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование собственно пространственных представлений




Формирование схемы тела (Серия 1)

Эти материалы ориентированы на формирование понятия пространства собственного тела как чрезвычайно важного эта­па формирования когнитивной сферы в целом, поскольку яв­ляется базисным для дальнейшего развития речемыслитель-ной деятельности. Работа над схемой лица, а в дальнейшем и всего тела позволяет овладеть не только пониманием структу­ры своего тела и словами, обозначающими его отдельные части и их пространственные взаимоотношения, но и перенести эту схему в образный план. На основе схемы собственного тела у ребенка формируются пространственные представления о вер­тикали: выше, ниже, над, под, между. Помимо этого ребенок закрепляет свои представления не только о таких категориях как части тела, части лица, одежда, но и расширяет свой словарный запас.

Схема тела как базисный уровень пространственных пред­ставлений ребенка в норме начинает свое формирование на самых ранних этапах развития — первом году жизни. Есте­ственно, что в этом возрасте формирование пространственных представлений этого уровня происходит не с точки зрения язы­кового развития, а посредством врожденных когнитивных схем (Сергиенко, 2006), дифференцируется и «корректируется» по­лучением различного рода ощущений, идущих от собственного тела и, безусловно, в процессе взаимодействия со взрослым. Нормативно элементарное знание схемы собственного тела, в частности, лица, демонстрируют дети уже к полутора годам в


виде показа частей лица и отдельных частей тела в ответ на вопрос взрослого: «Где у нас глазки? » и т. п. Чуть позже ребе­нок переносит свои знания именно о частях лица на куклу, другого человека, точно также показывая их.

При этом, безусловно, ребенок не вербализует, то есть не называет, где находится та или иная часть лица (тела) — макси­мум, что он может сказать — это «тут», «вот». То есть формиро­вание представлений о собственном теле в онтогенезе совершен­но естественно значительно опережает вербализацию этих пред­ставлений (в частности, пространственных предлогов).

Однако, нормативно уже ближе к 2, 5 годам в речи ребенка наряду с обобщенными, вмещающими множество объектов, по­являются и более «конкретные» единично-пространственные обозначения местонахождения предметов в пространстве: «по­ложи в чашку», «дай в руку», «на ноге», «на столе». Эти обо­значения возникают вначале по отношению к самому себе и лишь потом переносятся на «внешние» предметы: «в чашке», «на столе» и т. п. Параллельно с этим (ближе к трем годам) ребенок уже может вербально охарактеризовать относительное расположение двух объектов. Вначале это происходит по отно­шению к вертикальной оси (плоскости) собственного тела. На­пример, «носик выше рта», «животик выше ножек». Вна­чале ребенок может произвести подобные заключения, если видит свое отражение (в зеркале), и лишь позже — видя ка­кую-либо картинку с изображением человека или куклы. Та­ким образом, ребенок вначале овладевает наиболее «множе­ственными» пространственными представлениями, а в даль­нейшем начинает дифференцировать их как единичные конкретные по отношению к определенному предмету, приня­тому за своеобразную «точку отсчета» (над бровями, под сто­лом и т. п. )

В соответствии с этой онтогенетически нормативной после­довательностью и предлагается работа с дидактическими мате­риалами серии.

Материалы серии «Формирование схемы тела» разработа­ны в качестве развивающих для детей начиная со среднего дошкольного возраста (3, 5-4 года) вплоть до старшего дошколь-


ного возраста (6-6, 5 лет). Но если у ребенка в возрасте 5-5, 5 лет диагностирован дефицит пространственных представлений этого уровня, работа с материалами этой серии может быть и коррек-ционной.

Повторим, что в качестве коррекционной помощи материа­лы этой серии ориентированы на детей с различными вариан­тами речевого недоразвития (в том числе и парциальными), задержанным вариантом развития, а также для детей с неярко выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Перед непосредственной работой с дидактическими мате­риалами имеет смысл каждому из них дать имя: Катя, Ваня, Сережа и т. п. Особенно это эффективно при работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Лист 1. С помощью этого изображения проводится отработ­ка схемы лица. Надо отметить, что начальным этапом являет­ся работа с отражением лица ребенка в зеркале. Глядя на себя в зеркало, ребенок определяет вначале, что находится у него посередине лица. А затем по просьбе взрослого начинает дви­жение ладошек вверх или вниз относительно этой «централь­ной» части лица (как правило, для большинства детей — это нос). После этого возможен перенос таких же движений на рисованную схему относительно любой из прописанных на листе частей лица с опорой на названия этих частей, приведенных сбоку от изображения.

Задание может выглядеть примерно так: «Твоя ладошка едет от бровей — вниз»1.

При этом перечисляется, мимо каких частей лица «проез­жает» ладошка. В случае приведенного примера, она проезжа­ет мимо: глаз, носа (щек), рта, подбородка. После этого, по­скольку руки двигались вниз (в зависимости от различных причин, самим ребенком или взрослым), делается закономер­ный вывод, что все, мимо чего «проезжали» руки, находится ниже бровей.

1 Здесь и далее выделены те слова, которые необходимо выделять в речи интонационно.


Аналогичным образом при движении рук вверх относитель­но, например, рта — вначале с использованием зеркала, а по­том и с помощью изображения на листе 1 — формируется пред­ставление о том, какие части лица находятся выше рта.

При этом также перечисляется, мимо каких частей лица «проезжает» ладошка. В данном случае она проезжает мимо: носа, щек, глаз, переносицы, бровей, лба, волос.

Точно также, поскольку руки двигались вверх, делается вывод, что все, мимо чего «проезжали» руки, находится выше рта.

Далее может следовать целая серия заданий (игр), целью которых служит собственно перечисление и запоминание того, что находится ниже или выше той или иной части лица.

Например: «Что у девочки ниже, чем рот? Что выше, чем нос? Кто назовет больше частей лица, которые выше, чем нос? » и т. п.

Очень цолезно, если в процессе выполнения подобного за­дания отвечающий ребенок не только покажет это на рисунке, но и продемонстрирует на собственном лице. В дальнейшем необходимость в движении руки (вверх или вниз) отпадает и задача ребенка — визуально выполнить задания, пример одно­го из которых приведен ниже.

«Я задумала часть лица: она находится выше, чем брови, но ниже, чем волосы. О какой части лица я говорю? »

Ответ может быть как фронтальным, когда все дети пока­зывают «ответ» на себе, либо индивидуальным — устный от­вет, либо индивидуальный показ на листе 1. Подобные задания могут быть крайне разнообразны и могут задаваться вначале взрослым, а потом и самими детьми. Вопросы и задания, фор­мулируемые самими детьми, являются очень важным этапом отработки формируемого навыка — пространственных представ­лений схемы лица, поскольку таким образом происходит «вве­дение» этих представлений в активную речь. Довольно часто уже на этом этапе работы с листом 1 возникает слово между. Подобная ситуация возникает, как правило, когда дети начи­нают сами придумывать задания или отвечать на соответству­ющие вопросы взрослого. Очень часто вместо правильного по-

2 Методика формирования          ,           33


нятия между возникает несколько иное в пространственном смысле понятие — посередине. Специалист, безусловно, дол­жен объяснить различие между этими понятиями.

Вслед за этим аналогичным образом отрабатываются пред­ставления над и под в качестве единичных.

Если глаза, щеки, нос, подбородок — ниже бровей, то под бровями могут находиться только глаза. Надо ртом — только нос, а все остальное (переносица, глаза, брови, лоб) будут выше.

Дальнейшая отработка всех этих представлений возможна с использованием листа 2, на котором отсутствуют названия частей лица, то есть подсказки-опоры, облегчающие работу ре­бенка.

Примечание. С детьми дошкольного возраста и с нечитающи-ми детьми имеет смысл сразу начинать работу с листом 2.

Помимо заданий, уже описанных при работе с листом 1, возможен и анализ расположения частей лица по параметрам:

«Что на лице выше всего...? Что на лице ниже всего...? Что на лице выше, чем... ? Что на лице ниже, чем...? » И т. п.

В сопоставлении с этими представлениями даются задания с использованием в ответах детей предлогов: над, под, между. Примеры заданий:

«Я задумала часть лица. Она находится над. ... Какую часть лица я задумала? »

«У Вани чернильное пятно под. ... Где у Вани чернильное пятно? »

Чрезвычайно важно, чтобы на этом этапе работы дети сами активно придумывали задания, работали в парах.

Возможны самые разнообразные игры и задания подобного типа с опорой на изображение лица. Например, «Волшебный карандаш» — когда карандаш «рисует» какую-либо часть лица, например, брови, а дети должны сформулировать, где по отно­шению к другим частям лица находятся брови. Или, наоборот, «волшебный карандаш» оставляет какую-либо часть лица «не­видимой».


Другие игры, с помощью которых в игровой и интересной для детей форме закрепляются представления о схеме лица, а в дальнейшем и тела: «Ветрянка» — дети по очереди изображают где появляются болячки ветрянки на лице, рисуют их на доске, или прикрепляют цветные магнитики на дидактические листы, а потом снимают те, о которых говорит взрослый или другие дети. Например: «Вначале появились две болячки — под носом и над бровью», и для другого ребенка: «А потом три — подо ртом и одна под челкой» и т. п. Схожим образом играют в игры: «Не­достающая деталь», «Путалки», «Все наоборот», «Нарисуем личико», «Грязнуля», «Как Сережа умывался» и т. п.

С помощью листа 3 продолжается работа над формирова-
! нием представлений о схеме собственного тела.
!      Как и с предыдущими изображениями, приведенными на

L листах 1 и 2, работа проводится вначале по вертикальной оси, Щ сначала перед зеркалом, далее через этап движений — прощу-I пывания (на уровне тактильных и проприоцептивных ощуще-■ ний) — наблюдая свое изображение в зеркале, а затем — через движения с прощупыванием, но уже с закрытыми глазами. После этих важных этапов, которые можно рассматривать как предварительные, проводится непосредственная работа в об­разном плане с изображениями листов 5 и 6.

При работе с листами 3, 4 смысловая опора делается на названиях частей тела (приведенных рядом с изображением для детей, умеющих читать). По аналогии с отработкой схемы лица, на изображении вначале выделяется какая-то одна часть тела (на листе 3 удобнее всего использовать живот, который находится ближе всего к середине тела по его вертикальной оси). После этого определяется местоположение самых разно­образных частей тела по отношению к животу. Например: «Бедро; ■ ' (грудь) выше или ниже чем живот? Шея выше или ниже, чем грудь? Голень над или под ступней? »

Также возможны задания по типу «Я задумал»: «Я заду­мал часть тела. Она находится между животом и коленкой. Что я задумал? »


Интересны задания с анализом расположения частей тела у ребенка, который принимает разные позы сам или по инст­рукции: «Подними руку. Локоть выше или ниже плеча? », «Сде­лай так, чтобы ладони были ниже колен» (ребенок наклоняет­ся или приседает на корточки).

Следует сразу же отметить, что ни в изображении челове­ка, ни в анализе схемы тела не акцентируется область половых органов. Однако, особенно среди детей среднего дошкольного возраста, часты ответы, по-детски обозначающие половые орга­ны. Взрослому не стоит не замечать подобные ответы, но и не стоит заострять на них внимание детей.

Дальнейшая отработка схемы тела проводится на листе 4, где ребенок изображен сзади. На этом листе также приведены названия частей тела, видимые со спины. Очевидно, что работа по построению пространственных представлений, относящих­ся к спине, возможна только в образном плане — с изображе­нием листа 4. С детьми до 5-ти лет работать с этим изображени­ем не показано.

С изображениями листов 3, 4 возможны задания по анали­зу расположения различных частей тела: рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо), туловища (шея, плечи, грудь, спина, живот), ног (стопа, голень, колено, бедро) и т. п.

С этими же изображения, как и с изображениями на лис­тах 1, 2, возможны и уже описанные игры: «Волшебный ка­рандаш», «Ветрянка», «Все наоборот», «Нарисуем человечка», «Мой до дыр», «Как Сережа отмывался», «Дождливая пого­да». В последней игре, как и в игре «Ветрянка», дети ставят на одежду и тело изображенного человека «пятнышки» грязи, взрослый же говорит, где эти пятна появляются, и какие из них и где высыхают. Дети соответственно стирают или убира­ют с изображения магнитные «пятнышки», и т. п.

Листы 5, 6 ориентированы на те же типы заданий, что и при работе с листом 3 и, отчасти, листом 4. Основное внимание в играх и заданиях уделяется здесь, соответственно, не частям тела, а соотнесенными с ними элементами одежды. Такая ра-


бота способствует расширению словарного запаса такой поня­тийной категории как одежда.

Так ребенок должен соотнести запястье и манжету, шею и воротничок, застежку и грудь и другие части тела и элементы одежды, ориентируясь на соответствующее изображение на

листах 5 и 6.

Имеет смысл использовать не только часто встречающиеся названия предметов одежды (брюки, юбка, ботинки, носки, ру­башка и т. п. ), но и редко употребляемые названия деталей одежды и обуви. Такие например, как застежка, манжета, ру­кав, подошва, каблук и т. п.

На этом этапе уже можно ориентироваться на то, что дети (по крайней мере, начиная со старшего дошкольного возраста) уже сами могут придумывать по аналогии задания и отдельные игры, пусть и с помощью взрослого. Примерами этого могут служить игры, придумываемые и называемые самими детьми: «Неряха», «Портной», «Постирушки» и т. п.

Формирование элементарных пространственных представлений (Серия 2)

Дидактические материалы этой серии ориентированы на овладение ребенком наиболее базисными пространственными представлениями и словами, обозначающими взаимоотноше­ние предметов в пространстве — предлогов, наречий и т. п.

Работая с предлагаемыми материалами, специалист спо­собствует закреплению представлений ребенка о взаимораспо­ложении предметов — предлагаются задания для анализа рас­положения объектов по вертикальной и горизонтальным осям. С помощью предлагаемых заданий отрабатывается понимание взаиморасположения предметов в различных плоскостях; упот­ребление соответствующих слов способствует закреплению их в самостоятельной развернутой речи ребенка: выше-ниже, над-под, ближе-дальше, за, перед, слева-справа, левее-правее, меж­ду и т. п. Здесь и далее везде в работе с программными матери­алами необходимо учитывать и использовать на практике пред-


ставления о поэтапном формировании умственных действий (по П. Я. Гальперину), переходе контроля и инициативы «в руки» детей.

Повторим, что используя материалы именно этой серии, осуществляется работа над формированием пространственных представлений в той последовательности, в какой это происхо­дит в онтогенезе. Особенно важно то, что, пожалуй, впервые работа над пространственными представлениями так называе­мой «сторонности» (связанных с лево-правыми ориентировка­ми) осуществляется только после того, как ребенок освоил бо­лее элементарные, базисные представления — а именно, пред­ставления о взаморасположении объектов по вертикали и горизонтали. Работа именно в такой жесткой последовательно­сти позволяет, не нарушая естественного хода развития, оп-редметить для ребенка такие представления, как — слева и левее, справа и правее и т. п. Впоследствии это становится ба­зой для перехода к работе с более сложными представления­ми. В данном случае мы имеем в виду пространственно-вре­менные и собственно временные представления, такие как: раньше, позже, было (во времени) перед, было после. (Дидакти­ческий материал четвертой серии).

Как уже отмечалось, отработка представлений о вертикаль­ном расположении объектов на начальных этапах неразрывно связана с формированием представлений о схеме собственно­го тела. С помощью изображения, приведенного на листе 1 дидактического альбома 2 (геометрические фигуры), и соот­ветствующих заданий и игр происходит отработка понимания речевых конструкций и анализ взаиморасположения объек­тов во внешнем пространстве непосредственно по вертикаль­ной оси.

С этими же целями можно использовать изображения на листах 2 и 3, где те же задачи решаются в игровом плане.

Очевидно, что для этого листы 1, 2 и 3 должны находиться в вертикальном положении (висеть на стене или на доске, сто­ять на подставке на парте).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...