Организационные аспекты реализации программы ФПП
Организационные аспекты реализации программы ФПП Предлагаемая программа существует в двух вариантах: развивающем и коррекционном. Первый вариант ориентирован на развивающую работу с детьми среднего и старшего дошкольных возрастов для адекватного и своевременного формирования предпосылок овладения программным материалом начальной школы. В соответствии с ведущим типом мотивации и деятельности в дошкольном возрасте данный вариант программы проводится в виде тематических заданий-игр. Второй вариант ориентирован непосредственно на кор-рекционно-развивающую работу в рамках начального обучения в соответствующих типах специального (коррекционного) обучения и массовых общеобразовательных школах, в том числе в классах 7-го вида. Работа проводится с возможным включением игровых и соревновательных заданий. Для детей с выраженными нарушениями речевого развития и для детей с нарушениями умственного развития данный комплекс является коррекционно-развивающим, пропедевтически необходимым для подготовки их к овладению программами соответствующего типа. ПОКАЗАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОГРАММЫ В качестве развивающей данная программа может быть успешно использована при работе с нормативно развивающимися детьми дошкольного возраста и детьми младшего школьного возрастов с вариантами истинно задержанного развития (гармонический инфантилизм). Ее использование также возможно для работы с детьми дошкольного возраста с дефицитар-ным развитием. В качестве коррекционной программа ФПП используется как специфичная при следующих типах отклоняющегося развития: • парциальная несформированность когнитивного компонента психической деятельности ( в первую очередь вербального, вербально-логического типа);
• парциальная несформированность смешанного типа; • тотальное недоразвитие всех типов (в случае аффективно-возбудимого типа — только после работы, направленной на формирование произвольной регуляции деятельности); • дефицитарное развитие у детей младшего школьного возраста; • «мягкие» варианты искаженного развития преимущественно эмоционально-аффективной сферы (4-я группа РДА по О. С. Никольской); • дисгармоничное развитие, осложненное парциальной не-сформированностью смешанного типа. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОГРАММЫ ФПП Нецелесообразно использовать программу в работе с детьми с искаженным развитием преимущественно когнитивной сферы (пусть даже имеющими «пробелы» в развитии пространственных представлений), поскольку это может привести к провоцированию новой сферы сверхценных увлечений и интересов, еще более искажая тем самым всю структуру психического развития ребенка. Сама программа делится на два раздела. В ней семь последовательных этапов (тем), каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии пространственных представлений ребенка и как бы повторяет нормативное овладение ребенком пространственными и пространственно-времен- иыми представлениями в ходе его-развития1. Структура заданий от этапа к этапу усложняется: от наиболее простых топологических, координатных, метрических представлений вплоть до квазипространственных (языковых) представлений, наиболее поздно формирующимися у ребенка. Каждый этап разделен на несколько «тем», каждая из которых представляет собой работу на различных «уровнях» с обязательной соответствующей вербализацией всех пространственных взаимоотношений (см. далее, а также материалы каждой серии).
Овладение каждым из этих уровней необходимо для прочного закрепления данного этапа, и только в этом случае допускается переход к следующему этапу программы. Например, только в случае, когда ребенок освоил пространственные представления «вертикали» — в начале через собственное тело, лицо и т. д., — возможно продолжение работы — формирование пространственных представлений «горизонтали» и т. д. Такая организация программы является оптимальной с точки зрения реализации принципа замещающего развития. Каждый этап программы имеет серии контрольных и сенсибилизированных заданий, в том числе интермодальных, позволяющих определить степень амплификации сформированных представлений и закрепления их в речи ребенка, актуального их использования. Контрольные задация к этапам и темам приведены в Приложении 1. В соответствии с возрастом детей и ведущим типом мотивации (игровая, соревновательная, мотивация достижения, обучения, поощрения или избегания наказания) разрабатывается и вид проведения занятий. Выделяются и другие организационные параметры коррекционной работы, такие как: • форма проведения коррекционной работы; • продолжительность и режим занятий; I • подбор и комплектация групп. 1 Для удобства пользования материалами предлагаемых дидактических пособий этапы (темы) программы представлены в виде 5-ти отдель-II мх тематических серий (описания серий см. далее). Выбор индивидуальной или групповой формы коррекцион-ной работы определялся, в первую очередь, структурой развития пространственных представлений, особенностями регуля-торного развития ребенка, определяемых в ходе диагностического исследования, а также возрастом и выраженностью аффективных особенностей ребенка. Индивидуальная форма работы, в основном, используется для детей с грубыми вариантами парциальной несформирован-ности различных типов, на начальных этапах работы с детьми с дисгармониями интрапунитивного типа, с искаженным развитием преимущественно эмоционально-аффективной сферы, с тяжелыми вариантами диффузно поврежденного развития и с тотальным недоразвитием как тормозимо-инертного типа, так и аффективно-возбудимого.
Также вывод на индивидуальные занятия необходим в том случае, если ребенок резко выбивается из темпа «движения» группы внутри решения коррекционных задач, пропускает много занятий. В рамках апробированных программ мы сочли возможным и достаточно эффективным (при условии понимания семьей или воспитателем детского сада, группы ГПД, другими специалистами задач коррекционной работы и заинтересованности в ее результатах) такую форму работы, как консулыпативнд-кор-рекционные занятия. При такой форме работы родителю или другому заинтересованному лицу давалось достаточно подробное описание занятий (их цели, последовательность, режимные моменты, способы выполнения и т. п. ). В ряде случаев родители присутствовали на установочных занятиях специалиста с ребенком. После этого в течение определенного промежутка времени занятия проводились в домашних или иных условиях, а ребенок посещал специалиста лишь для выявления динамики изменения состояния и дальнейших рекомендаций (показа) по проведению занятий. Таким образом, сам коррекционный процесс частично осуществлялся опосредованно, через другое лицо. Такая форма работы оправдывала себя в случаях, если ребенок по каким-либо причинам не мог регулярно посещать специалиста или был слишком мал и быстро утомлялся при поездках. Безусловно, огромную роль в эффективности такого вида работы играл не только социокультурный и образовательный уровень родителей, понимание ими коррекционных задач и высокая мотивация, но и возможность регулярного контакта с родителями (например, в случае ухудшения состояния ребенка), а также определенная технологичность собственно коррекционной программы. Последнее дает возможность трансляции коррекционной технологии другому специалисту или родителям. Очевидно, что к этой форме работы необходимо подходить с большой осторожностью и пониманием определенных ограничений к ее применению. Продолжительность и интенсивность (в режимном плане), в первую очередь, определяется допустимыми для конкретного ребенка или группы детей нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом. В большинстве случаев оптимально проведение двух занятий в неделю. Это не исключает и других режимов работы в других направлениях коррекции. При этом длительность всего цикла занятий определяется динамикой продвижения детей. Руководствуясь принципом замещающего онтогенеза, важно понимать возможность возврата на предыдущий этап работы в случае необходимости.
В целом весь курс рассчитан на 52-56 занятий (96-112 академических часов) на протяжении октября — марта месяцев учебного года. При этом важно понимать, что в определенных случаях, согласно принципу замещающего развития, существует возможность (или необходимость) возврата на предыдущий этап работы. Этими «возвратами» и определяется отсутствие жестких сроков, относительная невозможность строгого следования кор-рекционному плану. Ориентировочные нормативы продолжительности занятий по программе для индивидуальной и групповой форм работы приведены в Приложении 2. Подбор и наполняемость групп (при групповой форме работы), в основном, определяется приведенными выше показаниями к коррекционной работе. Оптимальное количество детей в группе старшего дошкольного и младшего школьного воз- растов — от 6 до 12 человек. При этом в группе могут находиться дети с различной степенью несформированности пространственных представлений. Как правило, в подобной группе оказываются дети с различными особенностями регулятор-ной и эмоциональной сфер, что позволяет специалисту «разыгрывать» различные тактические сценарии и подходы как в работе с целой группой, так и в парах, тройках детей. Это предполагает и различные способы мотивации детей. При этом наполняемость групп при каждом конкретном виде коррекционной работы должна быть обоснована. Наши представления об оптимальной наполняемости групп для детей разного возраста при использовании программы ФПП приведены в Приложении 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|