Формирование квазипространственных
38. Делается акцент на то, что-одни предметы расположены выше, чем.. }, а другие предметы оказываются при этом ниже, чем.... При этом оказывается, что любой предмет (геометрическую фигуру) можно «описать» или рассказать, где он находится, если использовать именно эти слова. Стоит отметить, что при работе с детьми дошкольного возраста возможно, а часто и необходимо использование реальных предметов в их горизонтальном, в том числе и право-левом, расположении. Игры и задания аналогичны предлагаемым в 1-й серии и направлены на дальнейшее развитие и закрепление в речи детей конструкций, описывающих взаиморасположение объектов по вертикали. Вопросы детям: «Какая фигура выше всего? Какая фигура ниже всего? Какие фигуры выше, чем...? Какие фигуры ниже, чем...? Где находится..., как можно сказать иначе? » Задание: «Я задумал фигуру» и т. п. После подобных игр и заданий в сопоставлении с усвоенными и введенными в речь, как описывалось выше, представлениями разбираются предлоги над, под и между. При этом при анализе взаиморасположения фигур на листе 1 делается акцент на различии между расположением объектов выше (много объектов) и над (единичный объект). Подобным образом (сопоставляя множественность и единичность) рассматриваются различия между позициями ниже (предметов ниже может быть как угодно много) и под (этому может удовлетворять только один предмет, в то время как все остальные будут — ниже). Можно давать и простые задания, требующие в ответах детей использования именно этих предлогов: над, под, между. Пример задания: «Я задумала фигуру. Она находится над..., под..., между... и... . Какую фигуру я задумала? » 1 Здесь и далее выделены те слова, которые необходимо выделять в речи интонационно.
Можно давать и более сложные задания, в работе с которыми ребенок может использовать различные конструкции и предлоги при описании одних и тех же предметов. Например: «Опиши, где находится ромбик? » Возможный вариант ответа: «Ромб ниже, чем треугольник, и над пятиугольником», — но ведь возможны и другие правильные ответы. В этом случае, то есть при возможности нескольких правильных вариантов ответов, хорошо использовать соревновательную мотивацию в работе с группой детей. Чрезвычайно важно, чтобы на этом этапе работы дети сами активно придумывали задания, работали в парах, а не только слушали речь взрослого. Из игр, которые можно организовать с помощью этого изображения, можно еще предложить «Невидимка прячет фигуру», «Я задумал фигуру» и т. п. Основные же игровые задания на эту тему предполагают использование листов 2 и 3. В том случае, когда подобная работа проводится в рамках развивающей программы е детьми дошкольного возраста, параллельно с формированием данных пространственных представлений при использовании листа 1 осуществляется работа над закреплением представлений о цвете, геометрических формах, их относительных размерах и т. п. При активном участии детей дополнительно анализируется, что нельзя описать словами выше, ниже, над, под взаиморасположение фигур, изображенных на листе 1, если они находятся на одном уровне друг с другом (в горизонтальном направлении) (ромб, крест, круг). Не имеет смысла использовать изображение, приведенное на листе 1, на этом этапе работы Для анализа лево-правосторонней ориентировки. Наряду с этими представлениями даются задания с использованием в ответах детей предлогов: над, под и между. Пример задания: «Я задумала фигуру. Она находится над..., под..., между... . Какую фигуру я задумала? »
Чрезвычайно важно, чтобы на этом этапе работы дети сами активно придумывали задания и игры, актуализируя тем самым пространственные представления в речи. Основные игровые задания- предполагают использование листов 2 и 3. Лист 2 (изображение дома). При использовании этого изображения также можно давать задания с целью отработки и анализа взаиморасположения объектов во внешнем пространстве, непосредственно по вертикальной оси. При этом, естественно, лист 2 должен находиться в вертикальном положении (прикреплен к доске, стоит на подставке на парте и т. п. ). Это изображение представляет особый интерес для работы с детьми дошкольного возраста, поскольку может «вобрать» в себя множество сказочных сюжетов, например, «Теремок», «Зимовье зверей» и т. п. Поскольку на изображении представлены цифры — номера этажей дома, — у детей дошкольного возраста это может способствовать формированию и зрительному закреплению понятия числового ряда. Рассуждая и актуализируя в речи «кто живет в домике выше, чем ..., ниже, чем ..., над кем..., под кем... и между кем... и кем ... », дети овладевают данными представлениями. При этом вновь делается акцент на различии между расположением жителей домика выше кого-то (много объектов) и над кем-то (единичный объект), по аналогии с заданиями с использованием листа 1. С той же точки зрения (множественности и единичности) рассматриваются различия между позициями жителей домика ниже и под. Окошки с изображениями животных могут быть заменены фотографиями самих детей или табличками с их именами, если дети могут их различать. Удобно, если эти фотографии или имена наклеены на магниты, тогда их можно переставлять от игры к игре. При этом существенно увеличивается интерес к играм и заданиям подобного плана, и соответственно, эффективность работы. Изображение солнышка также используется в данном контексте как то, что выше всего. Также возможно использовать это изображение в заданиях и играх при начальной работе с пространственными представлениями (по аналогии с отработкой схемы лица с помощью движения рук вверх и вниз). Например, в игре «В гости»: «Мимо кого (чьих квартир, этажей и т. п. ) проедет зайчик, если он едет вверх (делается движение рукой вверх от второго к шестому этажу) к поросенку в гости? ». «Пробегая из дома гулять на улицу (делается движение рукой вниз), мимо кого пробежит кошка (поросенок, лягушка и т. п. )? »
Необходимо отметить, что расположение изображенных на листе 2 объектов (дерево, скамейка, кусты) ближе или дальше, чем дом или звери, на данном этапе не анализируется. Использование этих изображений возможно лишь после работы с пространством горизонтали — с понятием вперед (лист 4). Лист 3. Работа с изображенным на листе 3 деревом и его «жителями» ориентирована на те же задачи: анализ взаиморасположения изображений (животных и птиц) во внешнем пространстве, непосредственно по вертикальной оси, понимание и использование в речи соответствующих слов и предлогов — и предполагает, в первую очередь, задания игрового типа. На этом этапе работы, в основном, речевая активность и продуцирование, придумывание заданий и игр должны исходить от детей, поскольку данное изображение является среди дидактических материалов серии завершающим для отработки пространственных представлений вертикальной оси. На листе 3 представлено существенно больше объектов, взаиморасположение которых относительно друг друга можно анализировать. Помимо этого есть изображения птиц, находящихся на одном уровне, что предполагает введение в речь более широкого спектра речевых конструкций и большее разнообразие заданий и вопросов, которые дети отрабатывают в парах, в ситуации: ученик в роли учителя и т. п. Начинать работу с листом 3 имеет смысл с повторения детьми ответов на достаточно простые вопросы: «Кто сидит на дереве выше, чем..., ниже, чем..., над кем..., под кем... и между кем... и кем..., на одном уровне с... ». При этом анализируется взаиморасположение объектов (животных, птиц), задаются вопросы, направленные на выявление различия между распо-• ложением «жителей» дерева выше кого-то (много объектов) и в над кем-то (единичный объект). Н Здесь возможны следующие варианты игровых заданий: Н «Мимо кого проползет мишка, если он направляется вверх Н поиграть с аистятами? ». Здесь же: «Мимо кого он пролетит, в если, побеседовав с белкой, он свалится? »; «Направляясь вниз за червячком, мимо кого пролетит воробей? »; «Скольких животных напугает сова, когда захочет схватить мышку? ».
Еще раз напомним, что задания подобного типа по предлагаемому взрослым образцу уже должны придумывать сами дети, тем самым актуализируя введение в речь отработанных пространственных представлений. Лист 4. Овладение пространственными представлениями
горизонтали (позиция вперед). Предварительные замечания. Момент перехода от работы над овладением «пространством» вертикальной оси (вертикальной организацией пространства) к анализу и овладению горизонтальной организацией (в которой в основном и проходит игровая и учебная деятельность ребенка) является одним из наиболее важных моментов овладения пространственными представлениями. На начальных этапах возможен возврат к собственному «телесному» опыту, знанию схемы тела, то есть овладение осуществляется, в первую очередь, с опорой на тактильные, проприоцептивные и вестибулярные ощущения. Подобная работа с собственным телом, особенно у. детей с выраженным дефицитом пространственных представлений, должна предварять работу с предлагаемыми дидактическими материалами1. На листе 4 изображены геометрические фигуры, расположенные по горизонтали вглубь, одна за другой. Именно с помощью подобного изображения и должна идти дальнейшая работа 1 Подобная работа описывается в монографии автора «Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога». М.: Аркти, 2000. \ по формированию у ребенка представлений горизонтали и актуализации соответствующих речевых конструкций. В начале анализируется, какая фигура расположена на листе ближе всего, какая — дальше всего. Далее — какие фигуры ближе чем ..., а какие фигуры дальше чем..., какие — между. Лишь после того, как дети смогут сами формулировать вопросы и отвечать на них, придумывать игровые задания (по типу: «Я задумал фигуру»), можно переходить к овладению пространственными представлениями за (какой-либо фигурой) и, соответственно, перед (какой-либо фигурой). Причем удобно делать это по логике перехода от представлений выше к над и от ниже к под (множественность и единичность) (см. методические рекомендации к серии 1). Именно тогда возможно использование и изображений листа 2. С его помощью можно учиться анализировать предметы — дерево, куст, скамейка — как находящиеся перед (ближе) домом по горизонтальной оси вперед, или как находящиеся за (дальше).
В данном случае положение объектов анализируется по горизонтальной оси по отношению к смотрящему на изображение ребенку. Вопросы детям: «Какая фигура ближе всего, дальше всего? Какие фигуры выше, чем... ? Какие фигуры ближе, чем..., дальше, чем...? » и т. п. Наряду с этими представлениями даются задания с использованием в ответах детей предлогов: за, перед, между. Примеры заданий: «Я задумала фигуру. Она находится за..., перед..., между... Какую фигуру я задумала? » Чрезвычайно важно, чтобы и на этом этапе работы дети сами активно придумывали задания и игры, работали в парах, меняясь ролями ученика и учителя. Из игр, которые можно организовать с помощью этого изображения, можно предложить уже упоминавшиеся и хорошо знакомые детям на данном этапе работы — «Невидимка прячет фигуру», «Я задумал фигуру» и т. п. Примечание. Лишь после полного овладения горизонтальным пространством вперед, а значит умением легко и правильно формулировать соответствующие речевые конструкции, возможен анализ расположения объектов не только «по отношению ко мне», но и «по отношению к человеку напротив меня». При этом в такой работе могут быть использованы изображения листа 1, при условии, что лист будет лежать горизонтально между детьми. Точно также для этих задач могут быть использованы горизонтально расположенные реальные объекты. Лист 5. Ориентирован на отработку пространственных представлений сторонности (лево- правосторонних). Добавим, что предлагаемая последовательность овладения пространственными представлениями наблюдается в ходе нормального онтогенеза. И чрезвычайно важно выдерживать именно такую логику подачи материала детям. Для начала, из всего ряда изображенных предметов листа 5 выбирается (произвольно) один, но он не должен быть крайним в ряду. В данном случае не важно где — слева или справа от любого из «деревенских» предметов — он расположен. Место расположения оценивается лишь с позиций близости: ближе, чем..., дальше, чем... . Например: «Что ближе по отношению к будке: дерево или колодец? Что дальше по отношению к колодцу: куст или мельница? » и т. п. Лишь после этого возможно анализировать расположение изображенных на листе объектов по отношению друг к другу. То есть с опорой на такие понятия, как левее чем ..., правее чем ..., — как множественные (по аналогии с ближе — дальше, выше — ниже), слева, справа — как единичные (по аналогии с над — под, за — перед). Примечание. Работу на этом этапе в обязательном порядке необходимо начинать с так называемой «маркировки» руки ребенка (как правило, левой). В качестве средств подобной маркировки могут выступать ручные часы, браслеты, плетения из бисера или ниток (так называемые «фенечки»). Основ- ным условием является то, что эти «маркеры» присутствуют у ребенка постоянно, не снимаются ни днем, ни ночью, являясь своеобразным ориентиром сторонности. Только после отработки всего предыдущего материала дальнейшая работа с дидактическими материалами серии переходит к формированию пространственных представлений и анализу взаиморасположения объектов во внешнем пространстве с точки зрения их право-левого положения на листе. В играх и заданиях отрабатываются представления: слева от..., справа от..., левее, чем..., правее, чем... — по аналогии с предлагаемыми ранее. Например: «Красной краской покрасили то, что находится слева от будки и справа от роз. Что стало красным? »; «Где нарисовано то, что красил Том Сойер? ». Варианты правильных ответов (по отношению к изображению того, что красил Том Сойер — забора): правее всего, справа от лавки, перед мельницей, под крайним правым облаком. Имеет смысл периодически возвращаться к уже усвоенным ранее представлениям: выше, ниже, над, под, перед, за, дальше, ближе, чередуя их с осваиваемыми в данный момент. Уже на этом этапе (в данной серии материалов) возможна фронтальная проверка пройденного материала, т. е. контрольные работы. Понятно, что такие задания могут быть доступны детям, Раздел II • Формирование квазипространственных
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|