Игра «если эта комната моя». Игра «мое любимое место в комнате». Игра «мячик потерялся». Игра «клад»
ИГРА «ЕСЛИ ЭТА КОМНАТА МОЯ» В этой игре ребенок должен за определенной отрезок вре li ставил бы в самый ближний правый угол» (полка с игрушками переносится в угол). «... А то, что стоит слева от двери в дальнем правом углу комнаты, поставил бы за полкой с игрушками» (полка с книгами переставляется между полкой с игрушками и дверью — ближе к полкам с игрушками). ИГРА «МОЕ ЛЮБИМОЕ МЕСТО В КОМНАТЕ» Каждый ребенок должен описать координаты того места в I комнате или координаты того предмета, которые ему нравятся больше всего. Далее те дети, которые выбрали один и тот же предмет или место, могут объединиться и рассказать остальным, почему это место или предмет им нравится больше всего. Задача учителя заключается в том, чтобы дети услышали, как ' об одном и том же месте (пространственных его характеристиках) можно сказать по-разному. Например: «... Больше всего мне нравится то, что находит-; ся слева от полки с игрушками» (говорит первый ребенок). «... А мне то, что сзади, чуть правее, чем мяч» (второйребенок). Как видно из изображения, оба ребенка говорят о кошке. ИГРА «МЯЧИК ПОТЕРЯЛСЯ» Игра состоит в том, что дети должны высказать свое предположение того, где в комнате может затеряться мячик, естественно, не называя самих предметов, мебели, и т. п., а говоря только об их пространственных характеристиках. Например: «... Под тем, что находится слева от мальчика и перед секретером» (то есть под кроватью).
При этом в любых групповых играх участвует не только тот ребенок, который в данный момент объясняет, где что находится, но и все остальные дети. Одни из них угадывают и называют предметы, о которых идет речь, другие могут показывать их на изображении, третьи — замечают ошибки в указании координат тех или иных предметов и исправляют допущенные ошибки. Очень полезно, когда после такой проработки «чужой» комнаты ребенок на следующем занятии способен подробно в аналогичном «ключе» рассказать об игровой комнате или комнате, в которой он живет. Тема «Комната» является практически одной из первых и наиболее эмоционально значимой для детей данного возраста. Мало кто остается равнодушным, если есть возможность рассказать о своем, тем самым в работе учитывается мотивационно-личностный компонент. Хорошо известно, что дети очень любят рассказывать о своем личном «пространстве», поскольку, как показывает практика, они редко ходят в гости друг к другу и не имеют возможности похвастаться своим «уголком». Лист 3 (таинственный остров). Одной из Косвенных задач работы над формированием пространственных представлений является работа по расширению словарного запаса и развитию умений использовать развернутый грамматически правильной фразы, пользуясь соответствующим лексическим запасом. Работа с материалами листа'3 также предполагает умение ориентироваться в изображении трехмерного пространства, однако лексический запас, который ребенок должен использовать, значительно расширяется при работе с данным и следующим рисунком и, в то же время, работа над листами 3, 4 существенно менее конкретна и предполагает необходимость включения механизмов воображения. ИГРА «КЛАД» Взрослый поначалу сам «придумывает» место, где, с его точки зрения, удобнее всего спрятать клад, и показывает детям, каким образом необходимо объяснять его местонахождение (с использованием каких слов, в том числе наречий и предлогов может проходить «поиск клада»). То есть взрослый, а в дальнейшем кто-либо из детей описывают место (со всеми подробностями), где они будут искать клад. Другие дети из разных точек нарисованного пространства «прокладывают путь» (в вербальном плане) к месту, где спрятан клад. При этом можно ставить любое количество дополнительных условий (путь должен быть безопасным, «движение» должно быть только прямым без «шагов» назад и т. п. ). Таким образом, косвенно осуществляется работа над произвольным распределением внимания и, соответственно, умением удерживать инструкцию.
Другой вариант той же игры предполагает обратную последовательность: кто-либо из детей рассказывает, откуда и в каком направлении он движется по острову. После объяснения ребенком своего пути другие дети должны определить, где же конечная точка, цель его «движения». Это же изображение можно использовать и в играх, подробно описанных для листа 2. Игры: «Где бы я мог спрятаться», «Самое страшное место», «Ищем Пятницу»1, «Где живут пираты». 1 При использовании сюжета «Робинзона Крузо» предварительно необходимо кратко рассказать детям суть его приключений на острове, и кто такой Пятница, почему его так назвали. 55 . Важно, чтобы при работе с данными заданиями дети не только понимали и могли найти направление «пути» и конкретное место в пространстве острова, но чтобы как можно большее количество детей активно использовало накопленные в процессе предыдущей работы сложные речевые конструкции. Лист 4 (деревенский пейзаж). Логика построения заданий и игр с этим изображением полностью повторяет предыдущие. Можно предложить такие игры и задания: «По грибы», «Прячемся от дождя», «Долгое путешествие», «Самое красивое место», «Где бы я построил дом? ». При работе как с этим, так и с предыдущим изображением возможно использование различных предметов и изображений на магнитной основе для большей «реалистичности» и повышения игровой мотивации (домик, сундучок, крепость, пират и т. п. ).
До начала работы с подобными изображениями чрезвычайно продуктивной для овладения не только пространственными представлениями в их вербальном обозначении, но и для развития произвольных компонентов памяти, внимания является так называемая игра «Кроссворд». Эту игру удобно использовать как на этапе начала овладения двухмерным (плоскостным) пространством (сразу после игр в магазин), так на любом этапе работы — как самостоятельную игру-задание. Работа с этим заданием особенно необходима в качестве базы для овладения числовым рядом и математическими представлениями. На доске, а в дальнейшем и в тетради у каждого ребенка рисуется матрица 5x5 клеток с числовым обозначением столбцов и строк (рис. _). На начальном этапе столбцы нумеруются (от одного до пяти) слева направо, а строки, соответственно, сверху вниз. Нумерация столбцов и строк сопровождается изображением соответствующих стрелок (слева-направо и сверху-вниз).
Вначале с детьми на изображении матрицы разбирается, что такое столбец, и совместно с детьми столбцы нумеруются от первого к пятому (предполагается, что работа с такого типа заданиями проводится с детьми, умеющими считать до 10 и владеющими чтением простых слов). Далее разбирается, что такое строка, и с левой стороны матрицы пронумеровываются строки. После этого для отработки навыков поиска места «по координатам» взрослый загадывает какое-либо место на матрице (например, «третий столбец — четвертая строка»), а дети на доске или на своих матрицах в тетради каким-либо образом отмечают это место. Возможна также игра «Где живет Антошка» (в качестве Антошки используется лицо рыжего мальчишки из мультфильма на магнитной основе).
Рис. 1. Изображение матрицы Далее дети должны научиться сами называть координаты того места, которое они задумали. При этом особое внимание должно быть уделено тому, что «адрес» какого-либо квадрата
матрицы всегда начинается с обозначения столбца и лишь затем соответствующей строки. Тем самым реализуется один из основных законов развития — «закон основной оси»1. После того, как дети начинают легко справляться с поиском конкретного квадрата, может быть начата сама игра в кроссворд. Пример подобного простого кроссворда представлен на рис. 2. Для этих задач взрослый заранее в своей матрице прописывает буквы таким образом, чтобы они в направлениях слева-направо, сверху-вниз, по диагонали (берущей свое начало из левого верхнего или нижнего угла) составляли простые частотные слова. 1 Основные законы развития, в том числе «закон основной оси», приведены в книге «Проблемные дети: основы диагностической и коррекци-онной работы психолога». М.: Аркти, 2000. При этом совсем необязательно, чтобы все квадраты матрицы были заняты буквами. Начинать имеет смысл с небольшого количества слов (два-четыре слова).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|