Игра «кроссворд»
Взрослый (а впоследствии и дети, которые сами придумывают слова кроссворда) называет точный адрес буквы, оговорив заранее, что может повторить его не более двух раз и ждет, пока все дети не найдут место буквы в своих «пустографках». Например: «Третий столбец, вторая строчка — буква О». После этого называется адрес другой буквы. Например. «Третий столбец, четвертая строчка — буква Т; второй столбец, вторая строчка — буква У». Причем адреса букв должны даваться в случайном порядке, а не в соответствии с их последовательностью в слове. При этом внимание детей привлекается к направлению стрелок, в соответствии с нумерацией столбцов и строк. После того как все буквы «нашли» свое место, детям дается задание найти и составить как можно больше слов из тех букв, которые они написали. При этом слова могут быть найдены только по направлениям слева-направо, сверху-вниз, по диагонали. В этой игре также можно вводить различные мотивацион-ные аспекты: «игра на победителя», «кто быстрее всех найдет слова» и т. п. На следующем этапе подобная игра может быть усложнена введением и других координат: обозначение столбцов как слева-направо, так и справа-налево; соответственно, строк как сверху вниз, так и снизу вверх (рис. 3). Введение новых координат точно также должно быть проанализировано с детьми и точно также должны быть добавлены соответствующие стрелки-направления. В этом случае адрес каждой буквы, диктуемой взрослым (логика поиска слов остается прежней), обозначается не только номером столбца и строки, но и направлением, в котором эта нумерация произведена (пример сложного кроссворда содержит в данном случае те же слова, что и в простом). Например:
«Второй столбец слева, третья строчка сверху — буква О. Второй столбец справа, вторая строчка снизу — буква О. Пятый столбец справа, третья строчка сверху — буква Р» и т. п. Рис. 3. Матрица сложного кроссворда Если детям трудно сразу ориентироваться с буквами в такой сложной по обозначению матрице, то имеет смысл провести уже знакомую игру «Где живет Антошка? » с использованием подобных координат. Использование предлагаемых на листах 5, 6 схематических изображений предлогов имеет свою традицию в отечественной сурдопедагогике и логопедии. Мы используем этот материал для того, чтобы у детей четко закрепилось представление о самостоятельном значении предлога — предлог всегда пишется отдельно от любого другого слова. Дети младшего школьного возраста или не умеющие писать могут применять эти схематические изображения в рисунках-схемах предложений. Например: схематическое изображение предлога «под» и далее изображение елки и изображение гриба — обозначает предложение «Под елкой — гриб» и т. п. Данные изображения используются умеющими писать детьми самостоятельно как бы «вместо» предлогов. Например, предложение «Перед домом текла река» будет выглядеть так: схематическое изображение предлога «Перед», далее идет остальной текст «домом текла река». Как показывает практика, именно такая дополнительная работа с предлогами способствует тому, что дети после подобных упражнений начинают «вычленять» предлог из слитной речи и писать его отдельно в обычном тексте. Эти упражнения способствуют также тому, что дети перестают «разрывать» слова на части (например, слово побежали перестают писать как «побежали»). Более подробно использование схем предлогов можно найти в источниках, приведенных в рекомендованной литературе. Пространственно-временные и математические представления (Серия 4)
Серия направлена на работу над числовыми и временными представлениями. Именно на этом этапе работы формируется общность представлений о количественных пространственно-временных понятиях и их соотношениях. Одновременно происходит закрепление материала предыдущих этапов. «Опредмечивание» числового ряда позволяет на уровне чувственного опыта овладеть математическими представлениями о предыдущем и последующем числе. Точно так же проводится аналогия и отрабатывается понимание того, что число перед каким-либо находится слева от него в числовом ряду, а число после (него) — справа от него в числовом ряду. Также материалы этой серии способствуют пропедевтике трудностей определе- ния разрядности числа, счета с переходом через десяток. На основе этого (представлений о до и после) начинается работа над формированием собственно временных представлений: времени суток, пространстве времени недели, временах года, календарях, часах, происходит работа по предупреждению трудностей решения так называемых «задач на движение». Материалы серии позволяют «опредметить» понятия длительности отрезков времени, величины расстояний. Безусловно, что в процессе развития ребенка временные представления не формируются строго последовательно за элементарными пространственными представлениями. Уже в возрасте 3, 5-4 лет ребенок оперирует понятиями было, будет, вчера, сегодня без соотнесенности последних с конкретным днем. Чаще всего, то что будет потом в этом возрасте обозначается как завтра, а то, что было раньше — было вчера. Хотя ребенок и путает сами эти обозначения — вчера и завтра. Например: «Вчера мы пойдем с мамой в зоопарк». В этом плане очень показательна строка из стихотворения С. Михалкова: «У меня сегодня кошка родила вчера котят... ». После 4 лет ребенок начинает более четко соотносить временные представления будущего и прошлого с конкретными словами потом и было раньше. А еще позже понятия вчера и завтра обретают свою конкретную временную «адресность», хотя по-прежнему могут еще путаться. Нельзя не отметить, что в современной педагогике детей достаточно рано начинают обучать и последовательности времен года, и даже месяцев в году. Однако, к сожалению, часто это оказывается преждевременным и, тем более, не «опредмечивается» имеющимся чувственным опытом ребенка.
В логике предлагаемого формирования пространственных представлений начало работы с временными категориями должно опираться на понимание ребенком отношений объектов в горизонтали за, перед. И только с опорой на эти и подобные им представления возможно начало использование предлагаемой дидактики, поскольку работа с материалами данной серии начинается с последовательности изображенных предметов (ведро, шапка, машина, арбуз, гриб, домик, ботинок, заяц, чаш- ка), с соотнесением порядка их изображения. Таким образом, возникает понимание изображенного (нарисованного) раньше изображения и нарисованного позже. В связи с этим прежде чем начать работу с материалами серии (с листом 1) необходимо либо последовательно на глазах у детей продублировать и нарисовать подобные изображения прямо на доске, либо вырезать предлагаемые на листе 1 верхние изображения предметов и по очереди прикреплять их (магнитами и т. п. ) к доске строго над написанными на листе 1 цифрами (или же по ходу этого этапа работы писать цифры на доске строго под каждым изображением с указанием стрелки направления слева направо). На этом же этапе работы происходит закрепление (или овладение) числовым рядом через последовательное изображение тех или иных объектов в определенном направлении (слева — направо) и соответствующее расположение цифр. При работе с листом 1 все изображения верхнего ряда вырезаются, либо имеется возможность «открывать» поочередно изображения слева-направо. Первым (в крайне левой позиции) прикрепляется (либо открывается на листе) рисунок ведра, вторым, соответственно — шапки, третьим — машины, и так последовательно на доске располагаются (или открываются на листе) все девять изображений. После чего стрелкой (вектором) слева-направо анализируется направление, в котором появлялись предметы. Далее определяется то, что появилось до какого-либо из рисунков и, соответственно, что после него, какой рисунок был предыдущим к анализируемому, какой — последующим.
По аналогии одновременно с этим прописывается на доске или открывается на листе число, соответствующее порядку появления рисунка. Затем анализируется собственно цифровой (числовой) ряд от одного до девяти. В случае работы с детьми среднего дошкольного возраста это может быть ряд только из пяти изображений, в соответствии с программным материалом по ознакомлению с математикой. Далее в сопоставлении с порядком появления изображений анализируется порядок цифр в числовом ряду: Какое число было перед каким-либо (то есть предшествующее число), какое — число после какого-либо или за ним (то есть последующее число). Понятно, что каждому из нарисованных изображений уже присвоен номер, соответствующий порядку изображения. При этом акцент делается на том, что, определяя число за каким-либо, мы движемся по ходу вектора (стрелки), а, определяя число перед каким-либо, — как бы против стрелки (вектора). Аналогично отрабатывается понимание того, что число перед каким-либо находится слева от него в числовом ряду, а число после (него) — справа от него в числовом ряду. Соответствующая «формула» приведена в нижней части листа 1. Например: «Арбуз мы нарисовали (открыли, прикрепили) четвертым. Он появился после1 машины, значит, после цифры 3 в числовом ряду стоит цифра 4. А ботинок нарисован перед зайцем. Заяц нарисован восьмым, а ботинок —. седьмой. Значит, перед цифрой 8 в числовом ряду находится цифра 7». При работе с этими материалами необходимо, чтобы все дети с легкостью могли определить предыдущее и/или последующее какому-либо изображение и, соответственно, предыдущую и/или последующую какой-либо цифру в числовом ряду. При таким образом построенной работе с числовым рядом и понятиями предыдущее и последующее число, идет опора не на количественные изменения (каждое последующее на единицу больше предыдущего), но «опредмечивается» временем и порядком возникновения. Игры и задания: «Я задумала цифру. После нее в числовом ряду стоит цифра 8. Какое число я задумала? » «Я загадала рисунок. Перед ним нарисован шестой рисунок. Какой рисунок я загадала и каким по счету он изображен? » 1 Здесь и далее выделены те слова, которые необходимо выделять в речи интонационно. «Определи число предыдущее числу 5». «Справа от цифры 7 стоит предыдущая или последующая цифра в числовом ряду? » «Последующее цифре 8 число стоит справа или слева от нее в числовом ряду? » И т. п.
Еще раз повторим, что при опоре на понятия справа или слева у ребенка были четко и твердо сформированы пространственные представления этого уровня (смотри дидактические материалы серий 2 и 3). Дети должны не только отвечать на вопросы подобного рода, но и уметь формулировать их самостоятельно, то есть вводить осваиваемые речевые конструкции в речь при работе в парах, малых группах. Лист 2 (спираль десятков). Работа с этими материалами наиболее эффективна непосредственно после отработки числовой последовательности (для детей школьного возраста). В предлагаемой логике на листе изображено «опредмечивание» перехода через десяток «цифровой спиралью». Эта работа является чрезвычайно важной для пропедевтики трудностей определения разрядности числа и устного счета с переходом через десяток. Для этого используется схема листа 2, на которой первый десяток изображен в виде витка спирали, где каждое следующее разомкнутое кольцо представляет из себя соответствующий следующий десяток, отражая тем самым разрядность числа. Так, число «13» находится на том же «месте», что и число «3», но на втором кольце — то есть во втором десятке. И его состав, соответственно, будет 10+3. А число «27» находится на третьем кольце спирали на том же месте, где число «7» — следовательно оно находится в третьем десятке и состоит из 2-х десятков и 7 единиц. Особое внимание в данном случае должно уделяться «направлению» движения по вектору увеличения числа, где точно так же, как и в предыдущей схеме, число за будет находиться 3 Методика формирования 65 по ходу стрелки, а число перед, соответственно, — против направления вектора. Опыт показывает, что такое «опредмечивание» разряда существенно более адекватно для понимания сущности разрядности числа, чем используемые в настоящее время «лесенки» или «линейки». Работа с этими материалами, как правило, не требует длительной отработки, но облегчает понимание отдельных математических понятий. Лист 3 (время суток). Представляемая таким образом схема последовательности времени суток опирается на понимание цикличности хода времени в целом (год, неделя и т. п. ) и суток в частности. Начало работы именно со временем суток с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, в то же время, обусловлено тем, что ребенок легко может «опред-метить» время конкретными действиями, имеющимися в его совсем недавнем чувственном опыте («перед тем как идти в школу, я одевался») и, в то же время, отражает один из наиболее общих законов развития (так называемый проксимо-дис-тальный закон). Сущность последнего «преломляется» в данном случае в том, что ребенок лучше всего овладевает теми понятиями, которые максимально приближены к его сиюмо-ментному существованию (так ребенку существенно проще вспомнить, что он делал вчера вечером, чем какое время года было предыдущим и чем оно характеризовалось — эта «рубашка» «ближе к его телу»). Работа начинается с того, что взрослый обращает внимание детей на разделение суток на четыре относительно равных части (времена суток), что изображено на листе, в том числе, разным цветом. Одновременно с этим на изображении стрелкой показан ход времени. Время может «идти» только в одном направлении и после утра может наступить только день. Характерно, что уже достаточно давно самими детьми было придумано следующее стихотворение: Утро, день, вечер, ночь — Сутки прочь. Как видно, начало суток отмечено выходящей за, рамки круга линией. Вначале отрабатывается последовательность времен суток. Как и в числовой спирали на листе 1, время суток, следующее за каким-либо, находится следующим «по ходу» стрелки, а время перед, соответственно, — «против хода» стрелки вектора направления времени. Здесь возможны задания и игры следующего типа: Какое время суток бывает после ...? Какое время суток бывает перед ...? Перед каким временем суток бывает...? После какого времени суток бывает...? Я задумал время суток. Оно перед (после) .... Какое время суток я задумал? Здесь же можно использовать специальные накладки в виде узких секторов с написанными на них названиями трапезы, соответствующими каждому времени суток: Утро — завтрак; День — обед; Вечер — ужин. Соответственно возникает и новый «цикл» игровых заданий. Следует отметить, что у современной популяции детей соотнесении вида трапезы со временем суток вызывает затруднения даже в начальной школе. Следует иметь в виду, что «полдник» и «ланч», на которых часто настаивают дети, трудно укладываются в какое-то определенное время суток. Я только что пообедал. Какое время суток будет следующим? Какое было предыдущим? Можно ли съесть сегодня — вчерашний ужин? В последнем примере детям необходимо объяснить, что можно съесть еду — несъеденную во время вчерашнего ужина, но если это происходит утром, то это уже будет завтрак. Лист 4 (мой день). Данный материал является чрезвычайно важным для собственного понимания и опредмечивания отрезков времени конкретными действиями ребенка. Дополнительно на изображении листа 4 присутствуют соответствующие названиям времени суток — трапезы. Работу с материалом листа целесообразно начинать с анализа временного распорядка дня ребенка. Для этого анализируется, что ребенок обычно делает в первую очередь после того, как он проснулся, что делает после этого и так далее. Примечание. Именно момент просыпания или вставания (в зависимости от конкретной ситуации и мнения ребенка) является началом утра для ребенка и разделяет ночь и утро, являясь, тем самым, субъективным началом суточного цикла. Именно это и показывает выходящая за пределы суточного круга верхняя черта. После этого анализируется представленный на суточном круге распорядок утра. При этом делается акцент на тот «кусок» времени (часть окружности), который заняло то или иное занятие (дело). Например: Утро начинается с того, что я долго встаю, потом умываюсь, после этого одеваюсь и т. п. (в соответствии с выделенными на плакате делами). Необходимо, чтобы каждый ребенок рассказал, как он проводит утро своего выходного дня, а взрослый как бы зафиксировал это (движением руки) на секторах круга. Для этого молено прикрепить магнитом соответствующий, разделенный на пустые сектора кусок, и от руки прописывать занятия ребенка. При этом схематичным образом (стрелкой) дается четкое направление хода времени. Со зрительной опорой на подобную схему у ребенка формируется понятия раньше, позже, соответственно — до и после на конкретном материале распорядка дня. Примерные задания: Ваня завтракал до или после того, как умывался? Что Маша делала перед тем, как идти гулять? Когда Сережа смотрел телевизор: перед тем, как завтракать или ... ? Что Ваня делал раньше (позже) — гулял или смотрел телевизор? Какое время суток бывает между утром и вечером? Какое время суток бывает между вечером и утром? И т. п. Хорошо, если после того, как каждый ребенок рассказал о том, как у него проходит утро выходного дня, дети начинают сами задавать аналогичные вопросы, вводя тем самым в речь и используя пространственно-временные конструкции. Варианты фронтальных контрольных заданий для этого этапа работы приведены в Приложении 1. Лист 5 (времена года). Работа с изображением «круглого года» начинается с того, что взрослый обращает внимание детей на то., что в году бывает четыре одинаковых по длительности времени года; на листе это изображено, соответственно, белым (зима); зеленым (весна); желтым (лето); оранжево-коричневым (осень). Одновременно с этим на рисунке стрелкой показан «ход» времени. Обращается внимание детей на то, что время может «идти» только в одном направлении и после весны всегда может наступить только лето, а перед зимой всегда бывает осень. На плакате начало годового цикла (выдающаяся вверх метка) приходится на переход от лета к осени. С одной стороны, это очень понятно детям, поскольку учебный год всегда начинается с первого сентября, с другой — это определено культурологически (до Петровской эпохи Новый год на Руси начинался именно с сентября). В это же время имеет смысл сказать детям, что отсчет года может быть начат с любого времени года. Это хорошо отражено в следующих коротеньких детских стишках: Осень, зима, весна, лето — Спасибо, круглый год, за это. Зима, весна, лето, осень — Новый Год придти мы просим. Весна, лето, осень, зима — Год завершился, всем нам Ура! Лето, осень, зима, весна — Дикие кошки снова без сна. Однако проводить отработку заданий типа: Какое время года перед или после какого! — имеет смысл на данной схеме именно в последовательности, изображенной на листе 5. Вначале отрабатывается последовательность времен года. Как и в случае с временем суток (лист 3), время года, наступающее после какого-либо — находится следующим «по ходу» стрелки, а время года, которое бывает перед каким-либо, соответственно, — «против хода» стрелки вектора направления времени.
Здесь возможны задания и игры следующего типа: Какое время года наступает после. ..? Какое время года бывает перед...? Перед каким временем года бывает...? После какого времени года наступает...? Я задумал время года. Оно перед (после) . ....... Какое время года я задумал? Какое время года между зимой и летом? Какое время года между летом и зимой? Как и во всей предыдущей работе, дети должны научиться не только отвечать на эти вопросы, анализируя прямую, обратную и «вразбивку» последовательность времен, но и формулировать подобные вопросы самим, работая в парах, малых группах. Возможна игра следующего типа: ребенок описывает характерные приметы того или иного времени года, не называя его, а другие дети определяют «положение» этого времени года относительно его «соседей». Возможно и наоборот: задается время года без его названия (например, время года, перед которым бывает осень) — другие же дети, соответственно, дают описание характерных признаков этого времени года. С детьми дошкольного возраста полезно до или после описания характерных признаков дать название узнаваемого времени года. Лист 6 (месяцы года). Надо сразу отметить, что с детьми дошкольного возраста последовательность «Месяцы года» не отрабатывается вплоть до 6, 5-7-летнего возраста. Хотя данный материал присутствует в образовательной программе дошкольного учреждения, с нашей точки зрения, в более раннем возрасте (т. е. до 6-6, 5 лет) этот материал является слишком громоздким, и дети, чаще всего, осваивают его лишь на уровне механического запоминания. Следует отметить, что для современной детской популяции специфично, что и времена года запоминаются механически без чувственного понимания их последовательности, а часто и без соотнесения с характерными признаками. Именно поэтому прежде чем вводить в работу понятие месяцы года, необходимо, чтобы дети на уровне образов, то есть без опоры на дидактические материалы, «в, уме. »., свободно ориентировались во временах года. На данной схеме год начинается с зимы, поэтому, если в этом есть необходимость, можно вернуться к тому, что «отсчет» начала года может быть с любого его времени. Внимание детей обращается на то, что каждое время года, название которого на листе обозначено снаружи круга, делится на три равные части, поскольку каждое время года состоит из трех месяцев, каждый из которых, в свою очередь, имеет свое собственное название. После этого необходима отработка прямой и обратной последовательности месяцев каждого времени года и года в целом аналогично тому, как это отрабатывалось с временами суток и временами года (см. рекомендации к листам 3 и 5). Так зима, соответственно, начинается с декабря — он первый месяц зимы, за ним следует январь — он второй, потом — февраль — он третий. Обычно двух-трех занятий бывает достаточно, чтобы проанализировать последовательность месяцев года и место каждого из них в рамках его времен. Например: апрель — второй месяц весны. Перед ним бывает .... После третьего месяца лета наступает... Какой это месяц, к какому времени года он относится? Какой месяц является первым месяцем зимы? Какой месяц является последним месяцем весны? Следует отметить, что прежде, чем отвечать на такие довольно трудные вопросы, дети должны «почувствовать» и запомнить последовательность месяцев в каждом времени года. Иногда бывает удобно в течение одного занятия «брать» лишь одно время года. На листе 6 в центре схемы-круга отдельно показана нумерация месяцев в календарном году. После того, как детьми прочно освоены предыдущие временные представления, необходимо обратить внимание детей на то, что календарный год (то есть год по календарю) начинается с января, то есть со второго месяца зимы. Этот момент (начало календарного года) отмечен на схеме выходящей за пределы годового круга меткой на границе декабря и января. То есть, с одной стороны, месяцы имеют свой порядок наступления в течение конкретного времени года, но по календарю их «отсчет» начинается с января. Таким образом, например, третий месяц календарного года — это март, но он же является первым месяцем весны. Здесь важно, чтобы подаваемая информация не была излишней для ребенка. То есть календарная последовательность месяцев года и их порядок может быть адекватно усвоен детьми только в том случае, если эта информация не накладывается на «сырые» представления о месяцах времен года и их последовательности. В качестве контрольного материала может выступать анализ прочитанных текстов или речевых конструкций, содержащих определенную последовательность событий, или «событийно-временной» анализ серии последовательных сюжетных картин. Параллельно отрабатывается понимание сложных временных конструкций и возможность актуализации сложных пространственно-временных конструкций в речи ребенка. Фронтальное проверочное задание удобно представить в виде индивидуального бланка, заполняемого ребенком (здесь и далее приведены образцы бланковых контрольных работ). Игры: «Я задумал месяц», «Мой день рождения», «Кто старше», «Братья месяцы» и т. п. " Лист 7 (дни недели). Как видно из схемы на листе 7, неделя в предлагаемой дидактике может быть представлена в виде круга. При этом недельный цикл, как это и принято в нашей культуре, начинается с понедельника. Цветовое оформление схемы выделяет, соответственно, традиционные рабочие и выходные дни. Название дней недели полностью приведены на соответствующих секторах круга, однако в последующем имеет смысл обучать детей навыку пользования сокращенными названиями дней недели. Для этих задач удобно использовать и лист 8, на котором напротив названия каждого дня недели приведено его конвенциональное сокращение. Вначале обращается внимание детей на то, что дни недели идут друг за другом в определенной последовательности, которую отражает и «ход» стрелки— «вектора» времени. После этого идет уже хорошо освоенная детьми работа по определению того, какой день недели бывает после какого? ... перед каким? Для лучшего, более эмоционального закрепления последовательности дней недели можно использовать подобного типа стишки: В ПОНЕДЕЛЬНИК я стирала, Пол во ВТОРНИК подметала, В СРЕДУ я пекла калач А в ЧЕТВЕРГ искала мяч. В ПЯТНИЦУ посуду мыла, А в СУББОТУ торт купила. Всех друзей на день рожденья Позвала я в ВОСКРЕСЕНЬЕ. Здесь возможны задания и игры по типу поиска временного «места» любого из дней недели. Например: Вторник между понедельником и средой (но никак не между средой и понедельником). Вторник перед средой. Вторник после понедельника. Игры: «Я задумал день недели», «Когда у меня праздник», «День покупок», «Школьная экскурсия». Суть этой игры заключается в том, чтобы дети определяли, в какой день недели тот или иной класс поехал в музей: «Ученики 1А класса поехали в музей в среду. 1Б на два дня раньше, а 1В — на следующий день после 1А. В какие дни недели дети всех первых классов учились? » Точйо так же к этой веселой задачке может быть поставлено несколько тематических вопросов. Работа с этим листом представляется нам наиболее удобной для овладения и закрепления через «чувственную ткань» (через действия, эмоции, значимые события) таких известных понятий, как вчера — завтра относительно сегодня. И, соответственно, позавчера и послезавтра — относительно вчера, завтра и сегодня. Эти понятия удобнее всего соотносить с дня- ми недели по предлагаемой схеме в соответствии с «ходом» стрелки — вектора времени. Для этого удобно дополнительно к схеме листа 7 сделать небольшой сектор, на котором уже изображено слово сегодня. Соответственно, у специалиста существуют и такие же узкие сектора с названиями завтра, послезавтра, вчера, позавчера. Эти сектора (лучше, чтобы они были одного размера) удобно в этот период работы прикрепить к центру круга, как часовые стрелки. На эту же тему могут быть предложены и пропедевтические задачи, которые, в конечном итоге, помогают понять смысл задач на «скорость, время, расстояние». Здесь и далее приведены их образцы: Мальчики начали клеить модель самолета одновременно, Саша закончил работу в среду, а Сережа на день позже. Кто из мальчиков работал медленнее? Когда закончил клеить модель Сережа? Ниф-Ниф начал строить домик в среду, а Наф-Наф на два дня раньше. Домики Ниф-Нифа и Наф-Нафа были готовы в субботу. Сколько дней строил дом Наф-Наф? В какой день недели он начал строить свой дом? Маша и Света готовились к карнавалу. Маша начала делать маску к карнавальному костюму сегодня, а Света еще вчера. Маски будут готовы завтра в четверг. Сколько дней делала маску каждая девочка и в какой день недели каждая из них начала свою работу. Листы 8, 9 (календарь и школьный дневник). Как уже отмечалось, использование этого плаката удобно уже в самом начале работы с «неделей» для запоминания как правильного написания дней недели, так и принятых традиционных сокращений. Однако, на этом работа с плакатом не заканчивается. Позже, когда детьми освоена не только прямая последовательность дней недели, но и их «взаимоположение» в течение самой недели (пространство времени), необходим переход от кру- говой схемы недельного цикла к более традиционному, принятому в нашей культуре расположению дней недели «столбцом» (лист 8) и расположению дней недели в школьном дневнике (лист 9). Именно с этим видом учебной «документации» ребенку придется сталкиваться на протяжении всей школьной жизни и после нее. Как показывает опыт, практически всех взрослых наших соотечественников образ недели в виде школьного дневника сопровождает всю их жизнь, представляя отражение своеобразной психической травмы. Таким же образом, как и при работе с круговой неделей, с помощью изображений листов 8, 9 формулируются вопросы и задания, направленные на установление «места» того или иного дня недели и его «соседей». Задания, которые можно предложить детям, абсолютно аналогичны заданиям к листу 7. Основная сложность в том, что в листе 8 не существует (как в круговом изображении) плавного перехода от воскресенья к понедельнику и, соответственно, на листе 9 таких «разрывов» два: среда — четверг; воскресенье — понедельник. Сложности, возникающие при таком представлении недели, могут быть нивелированы с помощью оригинальных игр, которые дополнительно могут способствовать овладению ребенком различными понятийными категориями (понятийными «полями»). Например, для такой категории как одежда может быть предложена следующая схема игры с использованием листов 7 и 9: Жила была рубашка. Она очень любила ходить в гости. (Далее напротив каждого из дней недели рисуется или прикрепляется изображение того или иного вида одежды. ) В понедельник она ходила в гости к юбке, во вторник — к брюкам, в среду — к свитеру, в четверг — к спортивному костюму, в пятницу — к зимней куртке, в субботу — к «водолазке», а в воскресенье навещала сестричек: маечку и футболку. Детям задаются самые разнообразные вопросы. Например: У кого была в гостях рубашка вчера, если сегодня она в гос-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|