Приложение 1
. 75 тях у Юбки? Или: Какой день недели будет завтра, если сегодня рубашка навещает своих сестричек? Взрослый должен на плакате показать детям (движением руки) переход от воскресенья к понедельнику (а на листе 9, соответственно, и от среды к четвергу). Впоследствии, безусловно, дети сами должны как формулировать подобные вопросы, так и придумывать подобные игры самостоятельно. Лист 10 (циферблат). На плакате разными цветами отмечены различные временные интервалы. Вначале следует обратить внимание детей на то, что полный круг минутная стрелка проходит за один час, четверть круга — соответствует четверти часа (кусок дуги красного цвета), а кусок окружности, составляющий половину круга, соответствует получасу (кусок дуги зеленого цвета). Далее в соответствии с программой по ознакомлению с окружающим миром (для каждой параллели она своя) даются представления, например, о том, что интервал между цифрами составляет 5 минут, а часовая стрелка за один час проходит отрезок между двумя соседними цифрами. Таким образом, внимание детей акцентируется на том, что длительность отрезков времени соотносится с величиной части окружности циферблата. Так, если: Кира и Надя гуляли с трех до пяти часов дня, а Петя и Кирилл — с двух до пяти, то можно по длине дуги окружности циферблата между тремя и пятью и двумя и пятью, соответственно, определить, кто гулял дольше. После того, как дети осваивают подобный «образ», «способ» восприятия и анализа длительности временных интервалов, возможна работа с собственно задачами на время. Здесь возможна прямая аналогия с заданиями, предлагаемыми в работе с листом 4 по отношению к тем или иным событиям дня, привязанным к конкретному времени на часах — что было раньше, что позже, что до. .., что после ..., то есть что произошло вначале, что потом.
Такие задачи можно давать в виде фронтальных контрольных работ (Приложение 1) без опоры на схему циферблата, когда материал уже освоен детьми. В последнюю очередь, если это не противоречит соответ-ствующему разделу программы по ознакомлению с окружающим миром, отрабатывается узнавание времени на всем циферблате с соотнесением этого времени с изображением на стант дартных электронных часах. Пространство речи и языка (Серия 5) Материалы этой серии помогут решить задачу дальнейшего развития грамматически правильной развернутой и богатой речи детей с использованием всех освоенных ранее пространственных и пространственно-временных представлений. В заданиях этой серии делается упор на анализ и возможности использования в речи сравнительных степеней прилагательных, подборе антонимов, составлении развернутых фраз и коротких рассказов с использованием различных пространственных представлений. Именно овладение подобным «пространством качества», умение четко обозначить относительные характеристики предметов, соотнести и противопоставить эти характеристики друг с другом позволяет ребенку получить возможность использовать их непосредственно в своей жизни и речи, определяя тем самым свое отношение к окружающему миру, включая и эмоциональные взаимоотношения в целом. Целесообразно начинать занятия с использования в заданиях наиболее простых, уже знакомых и освоенных детьми представлений о величине, высоте, ширине, объеме — заканчивая такими значительно более абстрактными представлениями как вес, чистота, возраст и т. п. . Так на листе 1 представлены изображения различных по величине (мячи) и высоте (фонари) предметов. Предметы располагаются по горизонтали от наименьшего (по какому-либо взятому качеству) к наибольшему. Удобно, если под изображениями каждого предмета стоит его номер (1, 2, 3 и 4 соответственно).
Детям предлагают рассмотреть картинки и обратить внимание на то, что слева расположен маленький мяч, он может быть пронумерован как мяч № 1, тогда о мяче № 2 можно сказать, что он чуть больше, чем мяч № 1, а третий мяч еще боль-ше, чем второй. Тогда четвертый мяч оказывается просто большим или самым большим по отношению ко всем остальным. Далее дети самостоятельно или с помощью взрослого приходят к тому, что слова маленький и большой — противоположны по смыслу. Для закрепления предыдущего материала удобно сопоставить эти представления о величине с уже хорошо известными детям представлениями о «дальности» — тогда получится, что второй мяч находится ближе всего к первому, а четвертый — дальше всего от первого. Получается, что и слова ближе — дальше противоположны по смыслу. Таким образом выстраивается как бы «линейка» качества, то есть постепенное увеличение или убывание какой-либо характеристики или качества объектов, изображенных на листе. Понятно, что можно говорить об увеличении каждого последующего мяча в изображенном ряду, если мы рассматриваем изображения слева направо, — но можно говорить и об уменьшении этих предметов, если мы начнем их анализировать относительно самого правого, то есть самого большого. После того, как дети могут сами рассказать о размере того или иного мяча (если обсуждается признак размера) или фонаря (если анализируется относительная высота предметов) чрезвычайно важно, чтобы они сами придумывали предложения с такими речевыми конструкциями. Для начала взрослый может дать пример таких предложений: «У Саши был маленький мяч, а для игры ему нужен был мяч побольше»; «Папа купил Оле большой мяч и еще два мяча поменьше, и совсем маленький»; «Большой мяч и мяч чуть поменьше не влезали в коробку, а еще меньше и совсем маленький — легко в ней помещались». Дальше возможна собственно речевая работа, основной задачей которой будет анализ различных по размеру или по высоте предметов, изображенных на листе 1.
Задания, касающиеся сравнения предметов по высоте, предлагаются детям, если используются изображения фонарей (лист 1). Примеры предметов, различающихся по длине (юбки) и по ширине (ручейки), изображены на листе 2. Методика работы с этими материалами, по своей структуре и последовательности, полностью аналогична предыдущим. Однако, при работе с этими «качествами» очень полезно бывает подключение к работе различных сенсорных ощущений. Например, на определенной стадии работы с материалом можно задавать вопросы по типу: «В какой юбке девочке будет теплее всего? »; «В какой холоднее всего? »; «Какая юбка больше всего подойдет маленькой девочке, а какая — взрослой женщине? ». В этих случаях происходит как бы подключение «пространств качеств» других модальностей, создавая тем самым своеобразные межмодальные интеграции. Особенностью рассматриваемых на первом и втором листах качеств является то, что они не имеют многозначного понимания. На листе 3 изображены предметы, которые можно сравнить по толщине (кирпичная стена) и объему/весу (яблоки на весах). Подобные качества уже не имеют такой строгой однозначности, как предыдущие. Так толщина может пониматься как чисто пространственный признак (качество) какого-либо предмета, так и отражающий другой, связанный с этой, характеристикой признак (см. лист 4) — толщина как возраст дерева. В работе с признаком толщины удобно сопоставлять два ряда этих изображений. Так же как и в работе с листом 2, удобно «привязывать» к различной толщине такой показатель (качество) как прочность. Хорошо понятно, что стена из 2-х кирпичей менее крепкая, чем стена из 6-ти. Помимо этого, сами кирпичные постройки различаются еще и по своей высоте, что позволяет актуализировать у детей дополнительный объем речевых конструкций (связной речи), поскольку дети имеют возможностью этом случае описывать оба или даже все три качества одновременно (толщину, высоту, прочность). / На первых этапах работы с этим качеством объем изображаемых на весах яблок пропорционален их весу, что следует оговаривать в работе с детьми отдельно, поскольку параметр объема в реальной жизни далеко не всегда прямо пропорционален параметру веса. Хорошо известна детская загадка: «Что тяжелее — килограмм ваты или килограмм железа? ». Хорошо, если дети, анализируя количество яблок на крайне правом изображении, оценивают их как большую тяжесть и могут пантомимически изобразить различие между тяжестью (весом) количества яблок на крайне левом (первом) и последнем (крайне правом) изображении. Работа над этим качеством (вес, объем) предполагает использование любых окружающих объектов для анализа и составления соответствующих сложных сравнительных речевых конструкций.
На листе 4 изображены объекты, которые молено анализировать с точки зрения их возраста (деревья) и степени наполненности (стаканы с жидкостью). Здесь предлагаются схожие с предыдущими по своему смыслу задания. Для лучшего осознания понятия возраста на примере деревьев удобно бывает нарисовать на доске под изображением самого дерева — срез ствола этого дерева (пенек). На срезе — соответствующее возрасту дерева число годичных колец. Под изображением самого тонкого дерева — срез с минимальным количеством колец (два-три). Под изображением самого старого — с максимальным. Тем самым понятие возраста «переводится» из временн2ого субъективного непосредственно «в плоскость» физического пространства. То есть мы получаем изображение различного возраста деревьев посредством увеличения числа нарисованных годичных колец на срезе. Анализируя изображения стаканов с различной степенью наполненности жидкостью, дети уже «подходят» к использованию более абстрактных и субъективно «окрашенных» представлений. Подобный субъективизм достаточно хорошо иллюстрируется анекдотом о пессимисте и оптимисте, которые при виде одного и того же стакана с жидкостью имеют принципи- ально противоположные суждения о степени его наполненное- ■ ти: пессимист считает, что стакан «полупуст», а оптимист — что он «наполовину полон». Таким образом, происходит постепенный переход от анализа и сопоставления качеств, которые можно оценить объективно (высота, размер, длина и т. п. ), к качествам, которые включают все больший и больший субъективизм при их оценке. Поскольку жидкость в стаканах изображена различным цветом, уже на этом этапе работы возможно обращение к такой исключительно субъективной оценке цвета, как «нравится больше всего» — «нравится меньше всего». Для этих же целей можно обозначить цвет как сок тех или иных фруктов и анализировать эти свойства (вкус того или иного сока) в «линейке качества»: «очень люблю» — «ненавижу».
Очевидно, что и при анализе изображений третьего и четвертого листов сопоставляются «крайние позиции» качеств, которые образуют пары антонимов. На листе 5 изображены предметы, которые можно анализировать по степени их чистоты/испачканности (футболки) и яркости/тусклости (свечи с разной толщиной фитиля и, соответственно, яркостью). Здесь работа идет уже над оценкой исключительно абстрактных качеств и характеристик, которые в обыденной жизни не могут быть оценены с объективной точки зрения. Как и при работе с другими изображениями, вначале дети называют всю «линейку» этого качества, придумывают соответствующие фразы или рассказы (см. выше). Лишь затем можно переходить к анализу и оценке того, что находится на них самих и вокруг них. Например: «Средняя часть доски — самая грязная, верхний правый угол — самый чистый, а верхний и нижний левые углы чище, чем середина доски, но грязнее, чем верхний правый угол». Понятно, что такой анализ пространства доски возможен только в том случае, если дети в достаточной степени овладели всеми предыдущими «уровнями» пространственных представлений. Подобный «высший пилотаж» вполне возможен. 4 Методика формирования 81 При анализе самих себя с точки зрения чистоты или испач канности учитель должен учить детей определенной этике от ношений, что вполне возможно на данном этапе работы, поскольку: «Сказав, что у Маши футболка не совсем чистая, мы можем обидеть Машу. В то же время, сказав, что ее футболка почти не испачкана, мы ее не обидим». В данном случае очевидно, что речь будет идти об одной и той же футболке. Точно в таком же ключе анализируется и изображение свечей с различной яркостью, оцениваются и, что более важно, сравниваются субъективные ощущения. Если дети уже способны Понять переносный смысл слова «яркость», можно попытаться оценить те или иные события дня (для каждого ребенка они будут более или менее эмоционально окрашены) с точки зрения их «яркости». С психотерапевтической точки зрения крайне важно, чтобы при работе с такого типа заданиями и качествами мог высказаться и «проявил» свое субъективное отношение каждый из детей группы. ■ Материалы листа 6 ориентированы на работу с «пространством» эмоциональных и нравственных качеств и свойств (добрый-злой, веселый-грустный ). Подобная оценка тех или иных качеств персонажей или событий с нашей точки зрения оказывается крайне необходимой для развития сложных эмоциональных дифференцировок и является как бы базой для формирования взаимоотношений между детьми в группе и возможностей анализа эмоциональных отношений. Именно это и позволит в дальнейшем наиболее адекватно выстраивать пространство межличностных отношений. Работа с этими материалами строится в том же «ключе», что и с другими качествами. В данном случае можно опираться не только на конкретные изображения лиц с различными эмоциями и степенью их выраженности, но возможна и работа с самыми разнообразными личностными и эмоциональными качествами литературных и сказочных героев. Чрезвычайно важно вести обсуждение героев тех сказок и произведений, которые хорошо известны детям или включены в программный материал по чтению и т. п. Например, «Кто самый веселый: Буратино, Пьеро, Малъ-вина или пудель Артемон? » «Кто добрее (кто самый злой) в сказке «Конек-Горбунок? » и т. п. Чрезвычайно важно, чтобы дети не только могли связно ответить на эти вопросы, «выстроив» тем самым «линейку» эмоциональных (нравственных) качеств, но и могли бы поспорить, доказать свою точку зрения друг другу и взрослым. Взрослый, в свою очередь, обязан уметь примирить, согласовать мнения детей, тем самым в полном объеме реализовать принцип воспитания толерантности, обеспечить адекватное нравственное и этическое развитие детей. Далее, в зависимости от возраста детей и задач, поставленных психологом, возможно продолжение работы с лингвистическими конструкциями. Она проводится уже на уровне анализа более или менее сложных текстов, их понимания, а в последующем и составления рассказов, сказок и историй, как совместно (каждый ребенок добавляет одно предложение с использованием тех или иных «ключевых» слов и понятий), так и самостоятельно. При работе с материалами серии можно предлагать для читающих и пишущих детей контрольные задания, примеры которых приведены в Приложении 1. В конце всего курса обучения проводятся одно или несколько итоговых занятий. Они посвящены играм, в которых актуализируется весь материал по формированию пространственных представлений, повторяются наиболее понравившиеся детям упражнения и задания. Приложение 1 Контрольные работы для оценки эффективности сформированное™ пространственных представлений на этапе ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ ПО ФПП (1 КЛАСС) Класс___________ Ф. И. __________________ Дата___________ 1. Подчеркни, какие предметы находятся верти стол, дерево, окно, подоконник, зеркало. 2. Подчеркни, какие предметы находятся гори башня, парта, доска, торшер, стол. 3. Подчеркни правильный ответ: А) Треугольник — (выше, ниже), чем квадрат. Б) Квадрат —: (между, под, над) треугольником. 4. Подчеркни правильный ответ: A) Квадрат — (ближе, дальше, выше), Б) Ромб — (перед, за, выше) кругом. B) Круг — (перед, за, между) ромбом. 5. Подчеркни правильный ответ: А) Круг — (слева, справа) от треугольника. Б) Треугольник (левее, правее), чем ромб. 6. Подчеркни правильный ответ: Что раньше: утро или вечер? (Вечер, утро. ) После утра наступает (вечер, день). Перед ночью бывает (день, вечер). После зимы наступит (лето, весна). Перед осенью — (зима, лето). 7. Напиши правильный ответ: После воскресенья наступит —__________________ Перед средой бывает —_______________: _____ 8. Подчеркни правильный ответ: В году— 3, 12, 7, 4 времени года. 9. Соедини линией пары слов, противоположных Медленный Уродливый Высокий Чистый Красивый Быстрый Грязный Широкий Толстый Низкий Узкий Тонкий • Прочитай: Убежало молоко. Что произошло раньше: оно убежало или его поставили на плиту? (Подчеркни правильный ответ. ) Упало червивое яблоко. Что произошло позже: зацвела яблоня или в яблоке завелся червь? (Подчеркни правильный ответ. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|